ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Н. Бакеева

Орган

© М., "Музыка", 1977

Оглавление

Устройство органа:
Трубы и регистры
Тембры органных регистров
Механизмы управления

Орган древнего мира
Орган средних веков
Орган эпохи Возрождения
Золотой век органной музыки
"Симфонический" орган романтиков и ренессанс баховского органа

Орган в России
Орган в Прибалтийских республиках
Советская органная культура
Краткий словарь специальных терминов

 

Вступление

"Пусть читатель, органист, музыковед, историк или любитель музыки помнит, что грандиозный и магический инструмент, вдохновивший на создание стольких шедевров и явившийся источником стольких радостей, имеет своим предком удивительную машину, придуманную задолго до пашей эры, греческим механиком с творческим умом".

Жан Перро

        Органные концерты... Обычно они проходят в переполненном слушателями зале, и если, допустим, в 1930-х годах подавляющее большинство публики состояло из старшего поколения, то сейчас зал переполнен молодежью - студентами различных вузов и училищ, рабочей молодежью, школьниками. Интерес к органу растет, появляется все большее количество исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей страны - в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты. Композиторы пишут произведения для органа, а также вводят орган в симфонические оркестры.
        Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.
        В статье "Два слова об органе" В. Стасов дал исчерпывающую характеристику органу: "Этот инструмент есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественнейших стремлений человеческого духа; ему в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру..." И дальше: "Невозможно ожидать где бы то ни было проявления и полного развития высших и глубочайших сторон музыки без того, чтобы в этом развитии орган не играл самую первую роль" (Статьи о музыке, вып. 1. М., 1974, с. 88, 89).
        Орган является как бы своеобразным оркестром в руках одного исполнителя. Наличие многочисленных "голосов", разных по тембру и высоте, возможность использования их в различных сочетаниях позволяет проводить эту аналогию. От мастерства органиста зависит логичность появления новых тембров в музыкальном произведении, использование динамических контрастов. "Играть на органе, - пишет Б. Асафьев в книге "Полифония и орган в современности" (Л., 1926, с. 7),- значит организовать звучащую ткань и мыслить о том, как из множества данных голосов и тембров выбрать наиболее характерные для проведения в сознание слушателя гераклитовскиобразно постигаемого становления музыкальных идей..."
        Органное искусство тесно связано с развитием одной из важнейших сторон музыкальной культуры человечества - полифоническим мышлением.

К следующим главам

 

Вернуться на главную страницу