ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

СРЕДНИЕ ВЕКА
Музыкальная эстетика отцов церкви

Иероним
340-420 годы

Евсевий Иероним из Стридона, прозванный православной церковью "блаженным" (на Западе просто "святой"), - высокообразованный и очень плодовитый христианский писатель. Известен прежде всего своим переходом на латинский язык Библии (т. н. Вульгата, до сих пор считающаяся в католической церкви канонической) и блестящей по стилю перепиской; составил также свод биографий христианских писателей ("О знаменитых мужах"), ряд толкований на различные части обоих "Заветов" и множество других сочинений. Неглубокий и непоследовательный, но очень впечатлительный человек и мыслитель, Иероним почти судорожно метался между энтузиастическим восторгом перед древней культурой и ее отрицанием во имя веры (он сам рассказывает, как во время болезни ему явился в бреду страшный "судия" со словами: "Ты не христианин, но цицеронианец").


Толкование на стих 92 Послания к эфесянам

        Пусть это послушают молодые люди, пусть послушают те, на кого возложена обязанность петь в церкви: бога должно воспевать не голосом, но сердцем! Непристойно, наподобие трагических певцов, смазывать особым средством гортань и горло, чтобы в церкви слышались театральные мелодии и напевы.

Письмо 146 к папе Дамасу
[Об увлечении людей церкви светской музыкой]

        У нас на глазах священники, забросив евангелия и пророков, читают комедии и распевают пастушеские любовные песенки!

Толкование на Послание к эфесянам, III, 5, 19

        Псалмы, собственно говоря, относятся к области этики; таким образом, мы должны уразуметь через посредство телесного органа, что должно творить, а что избегать. Но тот, кто испытует высшее, кто, проницательный исследователь, разъясняет мировую гармонию и согласованную упорядоченность творений, тот воспевает духовный гимн. Или, окажем мы, псалом принадлежит телу, гимн - духу.

Декрет, VI, 19

        Наблюдай за тем, чтобы то, что ты воспеваешь устами, ты исповедовал бы сердцем; а то, что исповедуешь сердцем, осуществлял бы в поступках.

Перевод и вступительная статья С. Аверинцева

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу