ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

СРЕДНИЕ ВЕКА
Высказывания философов о музыке

Гуго Сен-Викторский
1096-1141 годы

        Французский философ и теолог, уроженец Саксонии. Учился в школе св. Виктора в Париже, позднее преподавал и руководил этой школой. Считая, что светское знание и вообще все искусства являются всего лишь подготовительным средством для "божественной науки", т. е. теологии, Гуго тем не менее уделял большое внимание вопросам обучения и преподавания.
        Его сочинение "Didascalicon" представляет обширный свод знаний того времени и руководство по методике преподавания. В этом трактате содержатся и традиционные для средневековой теории представления о музыке. Из них особенное внимание заслуживают высказывания о природе музыкальной гармонии, а также о связи этой гармонии с красотой природы.


Дидаскаликон. Книга II

        Глава 13. Музыки существует три [вида]: мировая, человеческая, инструментальная. Мировая - одна в стихиях, другая в планетах, третья во временах. Музыка в стихиях [содержится] либо в числе, либо в весе, либо в мере. Музыка в планетах - либо в положении, либо в движении, либо в природе. Музыка во временах - либо в днях (смене света и ночи), либо в месяцах (приросте и убыли луны), либо в годах (смене весны, лета, осени, зимы). Человеческая музыка [содержится] либо в теле, либо в душе, либо в связи обоих. Та, которая в теле, - либо в вегетации, в соответствии с которой она растет и которую подобает иметь всему рождающемуся, либо во влагах, из сочетания которых состоит человеческое тело. Та, которая проявляется в действиях, которые подобает иметь, в частности, разумным существам, подчиняется механике. Такие действия хороши, если они не превосходят меры, а потому отсюда не питается страсть, из которой должно получиться повреждение. Об этом сообщает Лукан в похвале Катону (II, 383-386).
        Музыка в душе [проявляется] либо в добродетелях (таковы справедливость, набожность и умеренность), либо в силах души (таковы разум, гнев и вожделение). Музыка между телом и душою - это та природная дружба, посредством которой душа связуется с телом не посредством телесных уз, но посредством неких аффекций - для движения и наделения этого тела способностью ощущать; благодаря этой дружбе никто не возненавидел свою плоть. Музыка эта существует ради любви к плоти, но чтобы больше менялся дух, чем тело, дабы не погибла добродетель.
        Инструментальная музыка [возникает] либо от удара (как это бывает в барабанах и струнах), либо от дуновения (как бывает в флейтах и органах), либо от голоса (как это бывает в стихах и кантиленах).
        Существует также три вида музыкантов: один вид сочиняет песню, другой исполняет его на инструментах, третий - который судит о производимом инструментами и о песне.
        Глава 16. Музыка есть подразделение звуков и разнообразие голосов. Иначе говоря, музыка или гармония есть согласие многих противоположностей, сведенных к единству.
"Didascalicon", MPL, t. 172, col. 755-757.

Наставительное поучение, VII, 13. [О понятии гармонии]

        Столь многочисленны виды гармонии, что ни мысль не способна их обозреть, ни речь изъяснить с легкостью, однако все они служат слуху и созданы ему на радость. Так же обстоит и с обонянием. Свой запах у фимиамов, свой запах у мазей, свой запах у цветников роз, свой запах у кустарников, лугов, степей, рощ, цветов, и все, что источает приятное благовоние и дышит сладкими ароматами, -все это служит обонянию и создано ему на радость.

Перевод В. Зубова

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу