ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА Смотрите на сайте поручни из нержавейки в коврове.
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Музыкальная эстетика XV века

Адам из Фульда
1455-1505 годы

        Немецкий композитор и теоретик музыки Адам из Фульда родился в г. Фульде, на юге Германии. Здесь он получает первоначальное образование. Позднее Адам из Фульда переезжает в Виттенберг, где примыкает к кругам ученых-гуманистов. С 1502 года его имя появляется в документах молодого Виттенбергского университета, в котором Адам из Фульда преподавал музыку.
        В 1490 году появляется теоретический трактат Адама из Фульда "О музыке". В этом сочинении получают окончательное завершение попытки разрушить традиционную для средневековья схему деления музыки на "мировую", "человеческую" и "инструментальную". Признавая существование "мировой" и "человеческой" музыки, Адам предлагал первую из них передать математике, а вторую - физике. Там самым музыка окончательно эмансипировалась как самостоятельный вид искусства и знания.
        Характерно, что Адам из Фульда в своем трактате уделяет большое внимание античным музыкальным авторитетам, называя среди них Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона и др. В этом проявился характерный для XV века интерес к "подлинной", не замутненной схоластической ученостью античности.


О музыке

        Глава I. Определение музыки заключается в следующем: музыка - это искусство, научающее производить голоса, а произведенные (formatas) голоса посредством звука произносить в правильной пропорции. Или же - это свободная наука, дающая возможность правильного и точного пения.
        Музыкой называют, как, например, Исидор в первой книге "Этимологии", как бы науку о музах (scientia musarum) либо потому, что муза приспособила музыкальные инструменты для всего другого, либо от "modusica", т. е. от названия мелодию (mоdulamine), которая есть не что иное, как должное созвучие голосов. Августин же в "К Иерониму" говорит: музыка - это наука о чувстве и о чувстве правильной модуляции для напоминания о великих делах смертным, имеющим, по божьей милости, разумные души. Этого же, по-видимому, касается и Вергилий в "Буколиках", когда говорит: "От Зевса - начало, и все полно музой, дочерью Зевса".
        Существует музыка двух видов - естественная и искусственная. Естественная делится на мировую и человеческую. Мировая музыка - это звучание небесных тел, возникающее из движения сфер, где, думают, будет больше всего согласия. Этим родом музыки занимаются математики.
        Человеческая существует в теле и душе, в соединении духовного и телесного; ведь пока существует эта гармония, человек живет, а когда нарушается это соотношение, умирает. Этим родом [музыки] занимаются физики, о чем здесь не говорится ничего.
        Искусственная - этим родом [музыки] занимаются музыканты. Она делится на инструментальную и вокальную. Инструментальная музыка представляет собой звук, порожденный различными инструментами; она может сделаться вокальной, но голоса ее, однако, являются материальными. Обычная вокальная музыка - это воспроизведение голоса, лишенное принципов, с помощью которых можно было бы ею управлять, это простонародное пение, которое можно связать с природным инстинктом не только у людей, но и у неразумных существ.
        Вокальная музыка размеренная (regulata) представляет собой чрезвычайно приятную мелодию, построенную на правильном и искусном повышении или понижении. Она делится на четыре [вида]. Музыка, правильно размеренная (vera regulata), - та, которая идет по прямому пути, без транспонировки голосов. Музыка, ложно размеренная (regulata ficta), - это та, в которой голоса транспонируются в ключах.
        Размеренная простая или чистая музыка - это та, фигуры которой не подвергаются ни увеличению, ни уменьшению, что свойственно грегорианскому пению. Размеренная (mensuralis) или украшенная фигурами (figurativa) - это такая музыка, фигуры которой могут увеличиваться или уменьшаться в соответствии с формой и видом; при первых шагах музыки это, по-видимому, тон, темп и протяженность. И оба вида, простая и размеренная (mensuralis), могут быть и истинной и ложной музыкой.
        Глава II. Среди семи свободных искусств, кроме прочего, музыка приносит немалую пользу, по свидетельству Аристотеля, который в своих "Проблемах" говорит так: музыка радует печальных, а радостных еще более побуждает к радости. Он же в "Политике" (8-я книга) говорит: "Душа естественным образом радуется музыке". Ведь она настолько привлекает внимание, что невозможно ни о чем другом и думать, как говорит Кассиодор.
        То же утверждает и Константин Руф в своем "Виатике", рассказывая о том, что Орфей своей музыкой менял грусть в сердцах царей на радость. Ведь она пробуждает спящих, помогает уснуть бодрствующим, излечивает меланхолию. Поэтому философ [Аристотель] в 8-й книге "Политики" говорит, что музыка - подруга для любого возраста, а особенно юношеского. Ведь юноши в особенности должны приобретать познания в музыке, чтобы не предаваться развлечениям.
        В 6-й книге "Этики" философ [ Аристотель] говорит: "Нам естественно наслаждаться тем, чем мы начали наслаждаться с детских лет. Поэтому, если юноши найдут в музыке то удовлетворение, которое они обычно ищут в наслаждениях, им покажется легко оставить [все] суетное и направить ум на более высокое занятие".
        Я считаю, что музыка достойна величайшей похвалы, так как из искусств это самое древнее: она была изобретена до потопа, пользовалась она также некогда большим почетом у греков. Нельзя считать достаточно ученым человеком того, кто не будет преимущественно заниматься музыкой. Когда греческого полководца Фемистокла пригласили на пир и он отказался от лиры, его стали считать невеждой.
        Сократ, источник мудрости, не побоялся в старости настроить лиру, считая, что, если он пренебрежет музыкой, у него не будет всей полноты знания. Спартанское войско, воодушевляемое музыкальными мелодиями, одерживало победы. Прокл, выдающийся оратор своего времени, желал, чтобы для него звучала стройная музыка. Какие же похвалы возносил ей Эмпедокл, видно из "Пролога" Боэция. Туллий [Цицерон] в книге "De consiliis" рассказывает, что некий юноша Таврин, охваченный страстью, безумствовал у дверей своей подруги-гетеры, но, услыхав Пифагора, обрел спокойствие духа от звуков псалтерия. Врач Асклепиад излечивал пением безумных. Ликург, хотя и дал спартанцам очень суровые законы, к музыке отнесся с большим почтением. Древние имели обыкновение на пирах прославлять звуком кифары героев и богов.
        Платон превозносит музыку в следующих словах: музыка - это искусство искусств, наука наук, она излечивает безумных, отгоняет демонов, умилостивляет даже богов. Об этом свидетельствует Овидий, говоря: "Смягчился разгневанный бог от звука просящего голоса".
        Вот какое большое значение придавали языческие народы музыке. Ведь у пифагорейцев был обычай: ложились ли они спать или вставали рано утром, если их охватывала грусть, они успокаивали [себя] приятными звуками лиры, ибо ее скрытая прелесть проникает в глубины разума. У евреев от звука иерихонской трубы стены разрушились до основания. Саул пророчествовал при звуках псалмов пророков, Давид игрой на кифаре умилостивлял злого духа, при звуках псалтерия к Элисию вернулся дар пророчества.
        По-видимому, она [музыка] очень нужна для сохранения крепости тела и остроты ума. Поэтому Пифагор наказывал ученикам ложиться спать после занятий мелодиями и вместе с мелодиями просыпаться, чтобы музыке человеческого тела помогала подобная ей гармония звуков. Ведь с помощью ее точной и правильной пропорции люди естественным образом становятся склонными к справедливости, правильному соблюдению обычаев и должному управлению государством. Она делает невоздержанных целомудренными, лишенных рассудка - разумными, печальных - радостными, слабых утешает, больных исцеляет, беспорядочное воображение делает стройным и разумным, ленивых и бесполезных людей привлекает к деятельности. Когда музыка успокаивает дух, она воодушевляет на перенесение трудностей и в конце концов способствует спасению души.
Приводится по изданию: Gerbert, t. III, p. 333-335.

Перевод Л. Годовиковой

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу