ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Музыкальная эстетика XV века

Иоанн Тинкторис
1446-1511 годы

        Иоанн Тинкторис - нидерландский композитор и теоретик. В 1471 году получает звание магистра музыки. В 1476 году он поступает на службу короля Фердинанда в Неаполе, а с 1484 по 1500 год числится членом папской капеллы в Риме.
        В своем трактате "Обобщение о действии музыки" Тинкторис изложил двадцать пунктов о влиянии музыки на человека, в которых систематизировал высказывания по этому предмету почти всех музыкальных авторитетов прошлого, как античных, так и средневековых. Характерно, что наряду с изложением средневековых учений о "пронзении сердца" и прочих Тинкторис более подробно привадит античные учения, в частности учение Аристотеля о музыкальном воспитании, а также высказывания Овидия о музыке как средстве возбуждать любовь и т. д. Особого внимания заслуживает его критика "гармонии сфер". "Никогда я не поверю, - говорил Тинкторис, - ни в реальное, ни в мысли мое существование гармонии сфер. Никто никогда не убедит меня, что музыкальные консонансы, немыслимые без звучания, происходят от движения небесных сфер".
        Тинкторису принадлежит также первый музыкальный словарь - "Определитель музыки" ("Deffinitorium musicae", 1475), в котором даны четкие определения всех музыкальных терминов, употребляющихся в музыкальной теории того времени. Отвергая средневековое деление музыки, Тинкторис говорит о трех ее видах: гармонической, органической и ритмической. Гармоническая музыка - это та, которая производится голосом, органическая производится духовыми инструментами и ритмическая - струнными инструментами. Особый интерес представляет определение Тинкторисом контрапункта, консонанса и других музыкальных форм.
        Сочинения Тинкториса отличаются стремлением к музыкальному просвещению читателя. Он обращается к реальным именам современных ему композиторов, ссылается на композиторов нидерландской школы, посвящает одно из своих сочинений Окегему и Бюнуа. В этом проявилась одна из характернейших особенностей эстетики Ренессанса.


Обобщение о действии музыки. Предисловие.

        Так как я знаю, блаженнейшая Беатриче * (* Тинкторис обращается к Беатриче Аррагонской, дочери неаполитанского короля Фердинанда. - Прим. ред.), как усердно, как горячо занимаешься ты музыкой, мне захотелось изложить тебе вкратце все громаднейшее действие музыки. И как же приятно мне, что. музыка, изучению которой я предался с детских лет, будет славой столь благородной, столь высокоумной, столь прекрасной госпожи, королевской дочери, музыка, которую Платон называет самым могучим из всех искусств, Квинтилиан - самым прекрасным, Августин - божественным; желаю, чтобы твой дух всегда избавлен был ею от всякой печали. И чтобы ты мне не [на слово] верила, хочу все виды действия этого почетного [как его Аристотель называет] искусства передать; их двадцать.
        Музыка:
1) доставляет удовольствие богу,
2) украшает хвалы господу,
3) возвеличивает блаженство святых,
4) уподобляет воинствующую церковь церкви торжествующей,
5) приготовляет к принятию благодати,
6) побуждает души к благочестию,
7) прогоняет тоску,
8) смягчает жестокость,
9) изгоняет дьявола,
10) вызывает восторг,
11) поднимает мысль от земли,
12) побеждает злую волю,
13) радует людей,
14) исцеляет больных,
15) умеряет труды,
16) побеждает дух к борьбе,
17) вызывает любовь,
18) увеличивает радость на пирах,
19) прославляет занимающихся ею,
20) делает души праведными.
        Разъяснения
        Тринадцатое действие музыки. Музыка одних радует больше, других меньше. И кто в музыке больше понимает, тому она больше доставляет удовольствия, потому что он полнее, и извне и изнутри, охватывает ее природу. Изнутри, поскольку познавательной способностью воспринимает должную структуру и исполнение, и извне, поскольку при помощи слуха воспринимает приятность консонансов. Только такие и могут поистине судить о музыке; вследствие этого философ [Аристотель] в восьмой книге "Политики" советует юношам заниматься музыкой, чтобы они не только радовались звукам, ими или другими извлекаемым, но и в старости, перестав заниматься музыкой, могли бы правильно о ней судить. Но музыка тем не менее радует и тех, кто ничего, кроме звуков, из нее для себя не извлекает. Они получают удовольствие только из внешнего восприятия. Они настолько звуками увлекаются, что, по Ювеналу, бегут на приятный голос и тех, кто, по их мнению, поет приятным голосом, хотя бы грубо их было пение, считают и провозглашают лучшими музыкантами...
        Пятнадцатое действие музыки. По Квинтилиану, сама природа дала нам музыку, чтобы легче было переносить труды; гребцам песни помогают, как Вергилий об этом говорит в девятой эклоге "Буколик".
        Семнадцатое действие музыки. Поэтому Овидий советует девушкам, желающим привлечь мужчин, учиться петь; в третьей книге "Искусства любить" он так говорит:

Приятна пения сладость, учитесь, девушки, петь,

Многим дурнушкам это помогло.

        Мы знаем от поэтов, что, когда Орфей играл на лире, многие женщины зажглись любовь к нему; Овидий говорит об этом в десятой книге "Метаморфоз".
        Восемнадцатое действие музыки. Экклезиаст говорит в главе второй: "Завел у себя певцов, и певиц, и услаждение людей - разные музыкальные орудия".
        Поэты говорят, что музыка принята на торжествах богов, и Гораций говорит в своих одах об этом. Обычно и знаменитые люди древности на пирах слушали музыку. У римлян на пирах употребляли струнные инструменты и флейты. Это обыкновение сильно в наши дни. Когда торжественно и пышно великие мира сего пируют, мы знаем, сколько при этом бывает музыкантов: здесь певцы, там флейтисты, здесь тимпанисты, там органисты, здесь кифареды, там свирели и трубы; так они мелодично играют, что кажется, будто видишь образ небесных радостей.
        Девятнадцатое действие музыки. Занятие музыкой делает людей известными, и философы занимались музыкой: Сократ, Пифагор, Платон, Аристотель - и "воинственные князья", [как Эпаминонд, Ахиллес и Фемистокл]; всякий, кто на пиру отказывался взять лиру, считался неученым; и Цицерон говорит: "Все учились музыке, а кто ее не знал, считался малоученым". В наше время мы знаем, какой славы достигли музыканты. Кто не знает Денстепля, Дюфаи, Окегема, Бюнуа, Режи, Карона, Карлерии, Мортона, Обрехта? Кто не хвалит их, чьи сочинения распространены по всему миру в храмах, во дворцах королей, в домах частных лиц?! Умолчу уже о том, как много музыкантов одарено богатствами, почестями!
        Они пользуются бессмертной славой, как первые композиторы, и повсюду известны! Одно - дело удачи, другое - умения. И Вергилий говорит: "Stat suum cuique". ("Каждому свое").
        Двадцатое действие музыки. Вам известно, что, слушая пение, люди испытывают сокрушение сердца; поэтому церковь учредила хвалебное пение. И поэтому музыка является орудием нашего спасения.
        Если кто обдумает все эти действия музыки, никогда не станет он жалеть, что посвятил внимание свое этому искусству и узнает, как славно и почетно изучать музыку. Это советуют Ликург, Платон, Квинтилиан; и кто будет следовать их советам, и искусство ему и он искусству будет украшением.
I. Тinсtоris, Complexus offectuum musicae, Coussemaker, IV, 191.

Перевод Иванова-Борецкого

[О контрапункте]

        Основная часть всякого сочинения та, которая вперед сочиняется и с которой отдельные голоса образуются; чаще всего это - тенор, так именуемый потому, что он держит все остальные голоса в подчинении. Это видно по бесконечному числу сочинений: если их тенор спутается, остальные голоса придут в расстройство и бесформенность и будут оскорблять человеческие уши.
"Proportionale", кн. III, гл. I.

        Когда мы поем на cantus firmus [т. е. импровизируем контрапункт], мы должны избегать повторения одних и тех же сочетаний, в особенности если таковые имеются в теноре. В музыке йотированной они всюду запрещаются и терпимы в том лишь случае, если мы подражаем звону колоколов или звуку труб.
"De arte contrapuncti" (1477). Coussemaker, IV, 147.

        Как простой, так и с колоратурами контрапункт двух родов бывает: один - на письме, именуемый res facta; другой, который поют импровизационно и который и именуется контрапунктом. Res facta отличается от контрапункта тем особенно, что все партии в res facta - три, четыре или большее число - все зависят друг от друга, т. е. порядок и закон [применения] консонансов в любом голосе применяться должны по отношению ко всем другим голосам.
        Если два, три, четыре или большее количество певцов импровизируют (на cantus. firmus), то один другому не подчиняется. Ибо каждому из них достаточно будет, если он соблюдает все правила консонансов по отношению к тенору; и не порицать следует, как мне кажется, а скорее похвалить, если поющие мудро сообразуются между собой в одинаковом восприятии правил о консонансах. Так их пение будет полнее и приятнее.
Coussemaker, IV, 130.

        Во всяком контрапункте должно быть разнообразие. Этого талантливый композитор достигает, если в одном случае он берет ноты одной длительности, в другом иной, здесь пользуется одной пропорцией, там другой, здесь синкопу дает, там без нее обходится, здесь с фугами [с имитациями] сочиняет, там без них, то с паузами, то без них, здесь ровно поет, там с колоратурами. Здесь надо уметь делать выбор с разумом, но не буду говорить об импровизировании контрапункта, который разнообразие получает то желанию певцов; и затем одно разнообразие подходит мотету, другое - песне, третье - мессе. О разнообразии в res facta учат нас сочинения ныне процветающих композиторов, как, например, в мессах Дюфаи, Фога, Режи, Бюнуа, в мотетах и песнях Окегема и Карона. Этих авторов надо высшими похвалами осыпать и вполне им подражать.
Coussemaker, IV, 152.

        В контрапункте употребляются преимущественно консонансы, диссонансы же допускаются только временно в промежутках. Некоторые так избегают диссонансов, что применяют их только на нотах мелких длительностей. И, по моему мнению, таковым скорее следует подражать, чем Петру Домарто и Антонио Бюнуа, из которых первый в et in terra мессы "Spiritus almus", а второй в песне "Maintes femmes" целую семитревис делают диссонантной. И находятся люди, которые одобряют допущение таких диссонансов, потому что консонанс, идущий непосредственно за диссонансом, приятнее-де звучит! О рассуждение! Неужели добродетельному человеку надлежит совершить нечто позорное, чтобы добродетель его затем более заблестела? Неужели в хорошую и изящную речь нужно включить какую-нибудь нелепость, чтобы остальное показалось изящнее? И кто из образованных людей скажет, что в изображении красивого человека художник должен допустить какую-нибудь уродливость, чтобы от сего остальные части показались прекраснее?!
"Contrapunctus", I, 20.

Определитель музыки. Предисловие.

        Благоразумнейшей деве и светлейшей синьоре Беатриче Аррагонской, Иоанн Тинкторис, нижайший из всех музыкой занимающихся, [свидетельствует] тебе постоянное и добровольное рабство.
        В обычае у учителей моей науки, знатная дева, когда они посылают свои произведения, направлять их или знаменитым мужам, или славным женщинам; делают это они или потому, чтобы их сочинения имели больше значения, или для завоевания благосклонности тех, от кого могут рассчитывать получить пользу и выгоду. Я же (не наподобие юношей, а постоянством своим) желаю приобрести твое благоволение, всегда стремлюсь во всем тебя почитать. Считая после больших занятий музыкой, что очень полезно точно определить все музыкальные термины, я эту книжку издал и подарил твоему величеству, уверен будучи, что она тебе будет очень приятна, тебе, всех превосходящей в стихах, в речах и прочем. Итак, если ты найдешь в книгах что несовершенное, что я дерзнул посвятить тебе, совершенной, прошу, прости мне! Ибо не все могут всё, как хорошо сказал Вергилий. Превосхожу ли я в теории и практике всех нашего времени певцов, или же они все лучше меня, предоставляю решить тебе и другим опытным музыкантам: хвалить себя - дело тщеславца, бранить себя - дело глупца.
        [Определения]
Armonia
(гармония) - некоторая приятность, получающаяся оттого, что один звук подходит к другому.
Canon
(канон) - правило, указание, заключающее волю композитора под неким иносказанием.
Саntilеnа
(кантилена) - песня небольшого размера на слова любого содержания, чаще всего любовного.
Cantus simplex
(простое пение) - такое пение, которое складывается просто; и оно может быть ровным (planus) или фигурированным (figuratus); саntus planus состоит из нот неопределенной длительности; сюда относится грегорианское пение; cantus figuratus излагается нотами определенной длительности.
Cantus compositus
(сложное пение) - иначе называется res facta - многоголосное сочинение.
Cantus ut jacet
(пение, как положено) - то, которое поется, как написано, без колоратур.
Carmen
(стихотворение) - все, что может быть спето.
Compositor
(композитор) - создатель какого-либо нового сочинения.
Concordantia
(консонанс) - смешение разных звуков, приятное для слуха; с. perfecta (совершенный консонанс) - тот, который нельзя брать подряд вверх или вниз, как унисон, квинта, октава; с. imperfecta (несовершенный консонанс) - тот, который может быть подряд взят и вверх и вниз несколько раз, как терция и секста, большая и малая.
Contrapunctus
(контрапункт) - это есть пение, осуществленное противопоставлением одного голоса против другого; и он двойным бывает, т. е. простым, когда ноты его равны по длительности нотам основного голоса, и уменьшенным [колорированным], когда несколько нот приходятся на одну; этот последний некоторыми называется цветистым.
Diminutio
(уменьшение) - сведение какого-либо пения с нотами большой длительности к нотам меньших длительностей.
Discordantia
(диссонанс) - смешение разных звуков, по природе оскорбляющее ухо.
Duo
(два) - сочинение на два голоса.
Euphonia
(эвфония) - то же, что гармония.
Fuga
(фуга) - тождество партий сочинения в отношении длительности, имени, формы и в отношении своих звуков и пауз.
Instrumentum
(инструмент) - тело, естественно [горло человека] или искусственно [собственно инструмент] звук издающее.
Intervallum
(интервал) - расстояние между низким и высоким звуками.
Manus
(рука) - краткое и полезное учение, сжато показывающее качества музыкальных звуков.
Melodia
(мелодия) - то же, что гармония.
Melum
(мелос) - то же, что пение.
Motetum
(мотет) - сочинение среднего размера, слова которого могут быть всякого содержания, но чаще духовного.
Musica
(музыка) - умение петь, состоящее из собственно пения и звука [инструментального].
Musica armonica
(гармоническая музыка) - производимая человеческим голосом.
Musica organica
(органическая музыка) - та, которая производится духовыми инструментами.
Musica rithmica
(ритмическая музыка) - та, которая производится ударными инструментами.
Musicus
(музыкант) - тот, кто понимает пение умом и рассуждением, а не практикой (opens servitio) [и следует известная цитата из Гвидо].
Res facto
(сделанное дело) - многоголосное произведение.
Sonitor
- тот, кто исполняет музыку на искусственном инструменте, духовом или ударном.
Sonus
(звук) - то, что само по себе воспринимается слухом.
Tonus
(тон) - имеет четыре значения: 1) два полутона, 2) интервал секунды, 3) интонация пения, 4) лад, коих восемь и по ним правильно должны располагаться все мелодии.
Tonus regularis
(правильный лад) - если мелодия кончается на финальной ноте лада.
Tonus irregularis
(неправильный лад) - если мелодия кончается не на финальной ноте лада.
Tonus mixtus
(смешанный лад) - если автентический заходит в диапазон плагального и обратно.
Tonus commixtus
(перемешанный лад) - если автентический лад смешивается с каким-нибудь иным, кроме своего плагального, или плагальный с каким-нибудь иным, кроме своего автентического.
Tonus perfectus
(совершенный лад) - если мелодия использует весь диапазон лада.
Tonus imperfectus
(несовершенный лад) - если мелодия не занимает всего диапазона лада.
Tonus plusquamperfectus
(лад более чем совершенный) - если мелодия заходит за пределы лада вверх (автентический) и вниз (плагальный).
J. Tinctoris, Deffinitorium musicae, Coussemaker, IV, 178.

Перевод М. Иванова-Борецкого

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу