ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Реформация в Германии

Мартин Лютер
1483-1546 годы

        Известный религиозный реформатор, основатель немецкого протестантизма. Родился в Саксонии. В 1501 году поступил в Эрфуртский университет, где был близок к кружкам гуманистов. Однако Лютер не примкнул к гуманистическому движению. Бросив занятия юриспруденцией, он поступает в Августинский монастырь, где в 1512 году получает степень доктора богословия. Начиная с этого времени, читает лекции в Виттенбергском университете.
        Основу своих реформаторских взглядов Лютер изложил в 1517 году в 95 тезисах против индульгенций. Лютер выступил с отрицанием догматики и внешней обрядности католической церкви, доказывая, что "спасение души" человек может достигнуть не посредством церкви, а при помощи внутренней веры. Интересом к внутренней, духовной жизни человека объясняется то большое внимание, которое Лютер уделял музыке.
        Лютер оказал большое влияние прежде всего на практику немецкой церковной музыки. Им самим было написано 37 гимнов, многие из которых были основаны на народных песнях и светской лирике и отражали боевой, демократический дух эпохи. Не случайно Энгельс назвал один из хоралов Лютера, написанный на основе 46-го псалма, "марсельезой XVI века".
        В теоретических высказываниях Лютера о музыке доминирующее значение имеет идея о воспитательном, очистительном значении музыки. Здесь своеобразно переплетаются христианские идеи о демоноборческом значении музыки с идеей о музыке как вершине светского знания и образования, как источнике вполне мирских наслаждений. "Если бы я не был теологом, - говорил Лютер, - я охотнее всего стал бы музыкантом". В духе античной философии Лютер сравнивал занятия музыкой с фехтованием и другими физическими упражнениями. Особую роль музыки он видел в воспитании молодежи, считал, что знание музыки является обязательным для школьного учителя.


Из предисловия Лютера к собранию мотетов Георга Pay (1538 год)

        Необычайно и удивительно, когда один голос ведет простую мелодию или тенор (как это называют музыканты) и рядом с ним звучат три, четыре, пять голосов, которые с ликованием как бы играют вокруг него, и внезапно меняются, и удивительно украшают различным образом и звучанием эту мелодию, и словно водят небесный хоровод, дружески встречаясь друг с другом и обнимая друг друга сердечно и ласково. И тогда те люди, которые во всем этом хоть немного понимают и испытывают от этого волнение, приходят в удивление и восторг и думают, что нет ничего более редкостного в мире, чем такое пение, украшенное многими голосами.
Н. Moser, Dokumente der Musikgeschichte, S. 40.

Из предисловия Лютера к песеннику Бапста (1545 год).

        Там, где поют, дух и сердце должны быть радостны и веселы... Ведь господь через своего любимого сына, которого он отдал за нас для избавления от грехов, смерти и дьявола, сделал наш дух и наше сердце радостными. Кто в это верит всерьез, тот не может это оставить просто так, он должен радостно и с удовольствием об этом петь и говорить, чтобы его и другие слышали и к нему подходили. Но кто не хочет об этом петь и говорить, тот, как показывает этот факт, не верит, а он - человек, принадлежащий не новому, радостному завету, а старому, ленивому, угрюмому завету. Вот почему издатели очень хорошо делают, что усердно печатают хорошие песни и всяческими украшениями [этих песенников] доставляют людям приятное.
Там же, S. 39.

        Очень хорошо придумано и установлено древними, чтобы люди упражнялись и занимались чем-либо честным и полезным, не предаваясь кутежу, разврату, обжорству, пьянству и игре. Потому-то мне нравятся эти упражнения и развлечения - музыка и турнир с фехтованием, борьбой и т. д., из которых первая изгоняет душевные заботы и меланхолические мысли, второй делает тело ловким, красивым и сохраняет ему здоровье прыганьем и т. д. Однако главное, в конечном счете, состоит в том, чтобы не предавались пиршествам, разврату и игре, как это, к несчастью, можно видеть теперь при дворах и в городах; там то и дело раздается: "За твое здоровье! Выпьем!" А потом ведут игру на сотню гульденов или еще больше. Вот так получается, когда пренебрегают такими достойными упражнениями и турнирами.
Из "Застольных бесед" Лютера.
Приводится по изданию: К. Anton, Luther und Musik, Berlin, 1957, S. 49-50.

        ...Если бы я не был теологом, я охотнее всего стал бы музыкантом.
Там же, S. 44.

        Музыка - прекрасный, великолепный божий дар, и она близка теологии... Юношество всегда следует приучать к этому искусству, ведь оно делает людей чуткими и искусными.
Там же, S. 48.

        Музыку я любил всегда. Кто знает это искусство, тот хороший человек, искусный ко всему. Музыку необходимо сохранять в школах. Школьный учитель должен уметь петь, иначе я на него и глядеть не хочу.
Там же, S. 47.

Перевод В. Володарского

        Петь духовные песни хорошо и богу приятно; думаю, что это ясно всякому христианину. Известно, что пророки и цари "Ветхого завета" славили бога песнями и музыкой и даже с начала существования церкви таков был обычай. И апостол Павел в послании к коринфянам и прочие говорят об этом.
        Поэтому и я собрал несколько духовных песен. И положены они на четыре голоса по той причине, что я очень хотел, чтобы молодежь, которая должна быть воспитываема в музыке и других добрых искусствах, имела нечто, при помощи чего она могла бы отойти от срамных песен и плотских песен и вместо них научилась бы чему-то душеспасительному.
        Я не держусь того мнения, что евангелие должно ниспровергнуть на землю все искусства, как наши суеверные люди полагают. Я хотел бы видеть все искусства, особенно музыку, на службе того, кто их дал и создал.
Из предисловия к кн.: J. Walter, Wittenbergisch geistlich Gesangbuch, 1524.

        Не удивительно, что музыка сейчас находится в пренебрежении, но дьявол, как это ему свойственно, ниспроверг папистскую мессу со всеми ее добавлениями; так ниспровергает он, насколько ему дозволено, все то, что богу нравится.
        Дабы прекрасное искусство не было унижаемо, я во хвалу бога и назло дьяволу заново сочинил, а бог соблаговолил мне дозволить осуществить это - девять песен, часть исправил прилежно и улучшил, увеличил сборник несколькими песнями и шестиголосными сочинениями виттенбергское первое издание.
        Пусть и другие нечто такое же или еще лучшее сочинят во славу бога и для поддержания искусства. Если будут судить меня, пусть вспомнят, что я в этом искусстве лишь ученик.
Из предисловия ко 2-му изд. того же сборника, 1537 год.

        Бог проповедует евангелие и с помощью музыки, как это можно видеть у Жоскина, у которого пение течет изящно, радостно, кротко, приятно, душевно и идет непринужденно, свободно и не связано рабски правилами... Жоскин властвует над звуками, а над другими [композиторами] властвуют звуки.
Мартин Лютер, цит. у Винтерфельда, I. 69.

        Милость и мир во Христе! Мое имя ненавидимо настолько, что я должен бояться, любезный Людвиг, что посылаемое мною тебе письмо будет тобой получено не без опасности, но любовь к музыке, каковой, как я вижу, ты украшен и одарен моим богом, преодолевает этот страх. Эта любовь вызывает также надежду, что это мое письмо не принесет тебе опасности. Кто стал бы даже в Турции порицать, если кто любит музыку и хвалит художника! Я сам хвалю и почитаю твоих баварских герцогов больше, чем других, хотя они очень мало имеют ко мне расположения, почитаю потому, что они заботятся о музыке и держат ее в чести. Вне сомнения, что в тех душах, кои склонны к музыке, заложены семена многих прекрасных добродетелей. Тех же, которые не имеют таковой особенности, подобны, на мой взгляд, чурбанам и камням. Мы ведь знаем, что музыка ненавистна злым духам и невыносима для них. И мое совершеннейшее убеждение - я не боюсь это утверждать, - что после теологии нет такого искусства, которое могло бы равняться с музыкой, ибо после теологии лишь она одна создает то, что вызывает одна теология, а именно спокойное и ясное состояние духа; это оттого происходит, что дьявол - возбудитель тягостных забот и беспокойных блужданий - бежит так же от звуков музыки, как от слова теологии. Отсюда произошло то, что пророки никаким искусством не занимались в такой мере, как музыкой, так как они богословские знания распространяли ни на арифметику, ни на астрономию, а на музыку, так что у них теология и музыка были теснейшим образом связаны и они возвещали истину в псалмах и песнопениях. Но как восхвалять мне музыку, когда я стараюсь на клочке бумаги обрисовать или, лучше сказать, нацарапать [слова] о столь высоком предмете? Но моя любовь к ней столь велика и безбрежна, что она часто меня освежала и от больших тягот освобождала. Перепиши для меня и перешли мне экземпляр песнопения "In pace".
        Тенор [т. е. мелодия] этого песнопения ещё в юности была мне, а теперь еще тем более, что я только теперь осознаю для себя слова [этого песнопения]. Я еще не видел многоголосного сочинения на эту антифону. Пусть тебе не покажется тягостным сочинить это; предположи, что ты уж раз сочинял это! Я надеюсь, что близок конец моей жизни. Мир ненавидит меня и не выносит, так же и мне он противен и я презираю его. Поэтому я стал часто петь эту антифону и хотел бы услышать сочинение на нее. На тот случай, что у тебя ее нет или ты ее не знаешь, посылаю тебе ее в нотах. Ты можешь, если тебе угодно, написать ее и после моей смерти. Бог Иисус да будет вечно с тобой, аминь! Имей снисхождение к моей смелости и словоохотливости. Приветствуй от меня весь твой хор певцов. Мартин Лютер. Кобург, 4 октября 1530 [года].
Приводится по изданию: М. Luther, Briefe, Sendschreiben und Gedanken, 4. Theil, Berlin, 1827, S. 181.

        Сатана - большой враг музыки: он ей чужд. Давайте споем, споем что-нибудь полными голосами черту назло! Ему не по себе, когда слово божье правой веры поется с музыкой, может быть потому, что он вспоминает, как он своим падением был извергнут в качестве плохого музыканта из небесного воинства.
Приводится по изданию: Н. J. Моser, Musikalishen Zeitenspiegel, 1922, S. 31.

        Почтенный, любезный, дорогой друг! Мне рассказал ваш милый брат, что вы снова опечалены и претерпеваете искушение тоски. Вы, любезный Матвей, не поддавайтесь своим мыслям, а слушайте, что вам другие люди говорят. Поэтому, если печаль берет над вами силу, скажите: нет, сыграю-ка я нашему господу Христу песню на регале (будет ли это "Те deum" или "Benedictus" и т. д.), ибо писание учит нас, что он охотно слушает благочестивые песни и струнную музыку. Ударяйте быстро по клавишам и пойте, до тех пор пока не пройдут {дурные] мысли. А если дьявол снова явится и даст вам заботы и печальные мысли, обороняйтесь и скажите: "Я должен все же петь и играть для бога моего", ибо если вы одной мысли поддадитесь, то он нагонит еще десять, пока вас не одолеет. Поэтому самое лучшее - сразу же дать ему в морду, как это сделал один дворянин: когда его жена стала точить и язвить, он взял из-за пояса дудку и стал играть на ней. В конце концов она так устала, что оставила его в покое; так и вы - садитесь за регал или подберите себе хороших товарищей и пойте, пока вам не удастся насмеяться над дьяволом.
М. Лютер, письмо к органисту Матвею Веллеру. 7 октября 1534 года.

        В год 1539 в день 17-й декабря у доктора Мартина Лютера были в гостях певцы и пели некоторые приятные мотеты Зенфля; удивился им Лютер, очень хвалил их и сказал: "Такой мотет я не смог бы сочинить, даже если бы я себя разорвать должен был, а он не смог бы так сказать проповедь на псалом, как я. Дары духа различны, как различны и разные члены одного тела. Но никто не доволен своим даром, все хотят быть целым телом, а не частью".

Перевод М. Иванова-Борецкого

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу