ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

Указатель музыкальных терминов

© Составитель Б. В. Левик

Антифонное пение - поочередное пение двух хоров, часто носившее диалогический характер.
Антифонарий - собрание антифонных хоров.
Гармония (греч. - связь, стройность, соразмерность частей) - в современной музыкальной литературе означает одновременное сочетание нескольких звуков, образующих аккорд. Гармонией также называется область музыкально-теоретической науки, изучающая аккорды и их соединения. У древних греков, не знавших многоголосия и оперировавших только одноголосной мелодической музыкой, под гармонией понималась последовательность звуков, их мелодическое движение. Иными словами, гармонией называлось то, что ныне называется мелодией. В связи с развитием полифонической музыки в эпоху средневековья и Возрождения, термин "гармония" постепенно приобретает значение, близкое современному.
Гвидонова рука - изображение руки, по фалангам пальцев которой отсчитывались гексахорды, составляющие основу созданной Гвидо из Ареццо системы сольмизации. (См. Сольмизация.)
Гексахорд - шестизвучный звукоряд. (См. Сольмизация.)
Гокет (буквальное значение - икота) - одна из форм средневекового многоголосия, зародившаяся во Франции на рубеже XII-XIII веков. Сущность этого многоголосия заключалась в том, что мелодия делилась на отдельные маленькие куски, иногда даже на отдельные звуки, которые перебрасывались из одного голоса в другой. Начинаясь в одном голосе, мелодия продолжалась затем в другом, причем в первом голосе в это время наступала пауза. Такая прерывистость пения в каждом голосе, который не заканчивал мелодию, была уподоблена икоте, откуда и появилось само название - гокет. Подобное же значение имеет распространенное в средневековой литературе определение гокета как "обрубленное пение".
Гокетирование - исполнение гокета.
Грегорианский хорал - церковно-католическое песнопение в средние века, окончательно сложившееся в начале VII века. Упорядочение церковного песнопения и создание канонизированного свода мелодий приписывались папе Григорию I, по имени которого и назван хорал. По преданию, сборник этих хоралов (т. н. антифонарий) был золотой цепью прикреплен к алтарю, что было символическим выражением связи музыки и католической церкви. Но независимо от воли церковников в мелодии хоралов проникали интонации народных и бытовых песен, сообщавших им жизненность и эмоциональную выразительность. Грегорианский хорал в его первоначальном виде представлял собой одноголосное унисонное пение мужского хора на богослужебный латинский текст. Различались два типа грегорианских хоралов - псалмодия и гимны. Псалмодия означала речитативное пение, целиком подчиненное произносимому тексту; гимны отличались развитыми мелодиями явно народно-песенного происхождения, часто с распевами на одном слоге текста (т. н. юбиляциями). Ладовой основой хоральных мелодий были средневековые лады (дорийский, фригийский и проч.)
Градуал - часть католической литургии; песнопение, следующее за проповедью священника.
Диатоника (диатоническая музыка) - музыка, основанная на звукоряде, состоящем из целых тонов и полутонов. Если этот звукоряд охватывает октаву (до-до, ре-ре и т. д.), то он содержит пять целых тонов и два полутона. Понятие о диатонике существовало у древних греков, у которых в основе музыки находился тетрахорд, т. е. звукоряд из первых соседних звуков (см. Тетрахорд). Различались три основных тетрахорда: ионийский - с полутоном в конце (до, ре, ми, фа), фригийский - с полутоном в середине (ре, ми, фа, соль), дорийский - с полутоном в начале (ми, фа, соль, ля). Из соединения двух тетрахордов получался октавный звукоряд или лад (см. Лад). Соответственно различались семь диатонических ладов: ионийский (до-до), фригийский (ре-ре), дорийский (ми-ми), лидийский (фа-фа), миксолидийский (соль-соль), эолийский (ля-ля), гипофригийский (си-си). В каждом из этих ладов имеется два полутона, но в различных ладах они расположены в разных местах. Таким образом, расположение тонов в диатоническом звукоряде определяет название и функцию лада.
        От перестановки тетрахордов в звукоряде (вверх или вниз) получались производные лады. Возможны были и транспозиции ладов, т. е. построения их с любого звука. Эта система диатонических ладов сохранилась и в музыкальной теории и практике средних веков. Только здесь, по-видимому, случайно произошла замена некоторых названий: так, фригийский лад древних греков был назван дорийским и наоборот. Диатоническими ладами воспользовалась средневековая католическая церковь для грегорианских песнопений. Поэтому их принято было называть церковными ладами. Однако сфера применения их была гораздо более широкая. Диатонические лады были свойственны различным видам народной музыки, откуда фактически церковь их и заимствовала. Они использовались также и в профессиональной музыке, особенно той, которая непосредственно опиралась на соответствующие народно-песенные истоки.
        Постепенно из всей суммы ладов выделяются ионийский и эолийский лады, получившие наибольшее распространение в европейской музыке как натуральные мажор и минор (минор с повышенной седьмой ступенью - как гармонический, с повышенными шестой и седьмой ступенями - как мелодический).
Диафония - название двухголосного органума. (См. Органум.)
Дискант - форма средневекового многоголосия, возникшая в XII веке во Франции. Изобретение дисканта приписывается капельмейстерам собора Парижской богоматери - магистрам Леонину и Перотину, прозванному Великим. Слово "дискант" в буквальном смысле слова означает "пение врозь". Смысл этого приема пения заключается в том, что в двух- или трехголосном изложении голоса шла в противоположном движении (либо расходясь, либо сходясь). Иными словами, когда нижний голос двигался вверх, верхний шел вниз, и наоборот. Если в прежних видах многоголосия (например, в органуме) такое построение голосов было случайным, а правилом являлось параллельное движение голосов, то в дисканте оно было узаконено и сделалось правилом. В двухголосных произведениях Леонина собственно дискантом назывался верхний голос, отличавшийся большой подвижностью (отсюда и до сих пор сохранилось значение понятия "дискант" как верхнего голоса - сопрано). Нижний голос назывался тенором, т. е. держащим (от слова tenere - держать). В полифоническом письме средних веков и Возрождения тенору поручалась главная мелодия (cantus firmus). Историческое значение дисканта XII-XIII веков огромно. Он способствовал мелодической и ритмической свободе голосов, положил начало развитому контрапункту и полифоническому письму.
Дискантирование - пение дисканта.
Диминуция (лат. - уменьшение, укорочение) - уменьшение длительности (протяженности) звука в два раза: вместо целой ноты - половинная, вместо половинной - четверть и т. д. Диминуцией также называют применяющийся в полифонической музыке (в каноне, фуге) способ имитации, при котором имитируемая в другом голосе тема проводится в длительностях, в два раза более мелких, чем в первом голосе, и, следовательно, проходит в два раза быстрее.
Каденция - заключительный оборот в музыкальном построении, дающий абсолютное или относительное его завершение.
Канон - один из видов имитационной полифонии, представляющий собой точную имитацию. В то время как первый, начинающий голос еще не успел окончить свою тему, вступает второй голос с той же темой, а за ним третий и т. д. (в зависимости от количества голосов). Когда голоса вступают на одном и том же звуке и звучат на одной и той же высоте, повторяя, имитируя тему точно, тогда создается канон в приму. Бывают каноны и в терцию, квинту, октаву, в зависимости от того, на каком интервале от первого голоса вступает имитирующий голос.
Кондукт - один из видов раннего средневекового многоголосия (XII-XIII века). В то время как в других видах многоголосия основной голос исполнял литургическую мелодию грегорианского хорала, в кондукте для этого голоса мелодия либо свободно сочинялась, либо заимствовалась из популярной народно-бытовой музыки. Обычно голоса в кондукте движутся в одном и том же ритме.
Консонанс - в противоположность диссонансу, благозвучное и одновременное сочетание двух и больше голосов, образующее интервал или аккорд и не требующее разрешения. Когда диссонирующее созвучие разрешается в консонирующее, наступает успокоение и удовлетворение слуха. Диссонанс неустойчив, консонанс устойчив.
        С веками представления о консонансе и диссонансе существенно менялись. Так, в трактатах средних веков консонансами назывались октава, квинта и кварта, а терция и секста считались диссонансами. Примерно в Х-XI веках (ранее всего на островах Великобритании) терция и секста получили права гражданства в качестве консонансов, но кварта стала диссонансом. В традиционной теории принято делить консонансы на совершенные и несовершенные, причем к совершенным консонансам причисляют чистую октаву и квинту, а к несовершенным - большую и малую терцию, большую и малую сексту. Остальные интервалы (секунды, септимы) считаются диссонансами. В такой классификации есть определенная доля схематизма и схоластики, так как она не учитывает, что значение данного интервала или аккорда зависит от его контекста и функции. В известных условиях в аккорде терции и сексты большие и малые звучат достаточно совершенно и устойчиво.
Лад - от латинского слова modus. Первоначально этот термин означал меру, масштаб, вид, способ. Как музыкальный термин он впервые употребляется у дохристианских писателей, относясь одновременно и к мелодии вообще, и к ритмике в частности. Из слова modus и его дефинитивной формы modulus возникают различные музыкальные термины и понятия: modulari - петь, играть (у Цицерона, Горация), modulator - певец, modulatrix - певица, modulaitus - мелодично, ритмично, modulabilis - напевно, modulamentum - мелодия, ритм.
        В современном значении лад - это система организации звуков, в которой образуются их взаимозависимость и взаимосвязь: неустойчивые звуки тяготеют в звуки устойчивые, первые требуют разрешения, а вторые являются разрешением. В этом единстве и противоречии устоя и неустоя и заключается диалектика музыкального формообразования. Это же противоречие является фактором движения, развития музыкальной ткани. Основной звук или аккорд, к которому устремляется и в который разрешается все музыкальное развитие, носит название тоники. Звуки лада, взятые последовательно, образуют звукоряд или гамму. Среди многочисленных ладов распространены мажор и минор.
        В эпоху средневековья и Возрождения понятие "лад" означало определенные диатонические ряды (см. Диатоника). В раннем средневековье это же понятие означало сумму характерных попевок и мелодических оборотов, которые первоначально обозначались невмами (см. Невмы), а затем посредством определенных слогов (см. Сольмизация).
        Модуляция в современном словоупотреблении означает переход из одной тональности в другую (например, из до мажора в до минор). Количество возможных модуляций и средства их осуществления практически безграничны. Однако в истории понятие "модуляция" обладало другим смыслом. Первоначально оно означало петь, играть. В средние века понятие "модуляция" входит в традиционное определение музыки как "науки хорошо модулировать". Здесь под модулированием понимались движение музыки во времени, обусловленность структуры музыкального произведения временным фактором. Поэтому выражение "хорошо модулировать" означало умение строить музыкальное произведение.
Монодия - одноголосие. В средние века это понятие означало либо сольное произведение без сопровождения, либо хоровое пение в унисон тоже без сопровождения, либо же сольное, ансамблевое или хоровое пение в унисон с инструментальным сопровождением. Важный признак монодии - господство одной мелодии при подчиненном значении сопровождающих голосов (если они есть), в противоположность полифонии, где все голоса равноправны. В тех случаях, когда монодия подразумевает наличие гармонического сопровождения (аккомпанемента), она носит название гомофонно-гармонического склада.
Монохорд - музыкальный щипковый инструмент у древних греков, обладающий одной струной. Позднее под монохордом понимали прибор для определения высоты тона. Он представлял собою продолговатый ящик, на который натянута одна струна. Подвижная подставка делила эту струну на две части, благодаря чему она укорачивалась и издавала звуки разной высоты.
Musica figurata - контрапунктирующие голоса, сопровождающие мелодию грегорианского хорала и отличающиеся разнообразием ритмического рисунка, в отличие от простого контрапункта, в котором голоса движутся в одинаковом ритме ("нота против ноты").
Musica ficta (фальшивая музыка) - в музыкальной литературе XIII-XIV веков так назывались хроматические повышения и понижения (обозначенные диезами или бемолями) в музыке, основанной на диатонических ладах. Эти хроматические повышения и понижения были нужны при транспозиции тонов - перенесении их на другие ступени.
Musica mensurata (размеренная музыка). В музыкальной культуре древнего мира, так же как и в профессиональной, т. н. ученой музыке средневековья, еще не существовал самостоятельный музыкальный ритм и метр. Неразрывно связанные с текстом, мелодии были целиком подчинены ритму последнего, т. е. определяющим был поэтический текст, а не музыка. Так это было и в одноголосном грегорианском пении, принятом в католических церквах. Лишь в народной музыке был свой самостоятельный музыкальный ритм; однако она существовала как устное предание и не записывалась.
        По мере развития и усложнения многоголосия, по мере приобретения голосами монодической и ритмической самостоятельности возникала необходимость в нотной фиксации не только звуковысотности, но и ритма. В соответствии с этим была изобретена т. н. мензуральная нотация (musica mensurata), просуществовавшая от XII до XVI века. Сущность ее заключалась в том, что каждая нота (в то время употреблялись квадратные изображения нот) обозначала не только высоту, но и длительность звука. Так, были введены нотные знаки для обозначения длинных (longa), коротких (brevis), полукоротких (semibrevis) звуков и т. д. Были и более крупные и более мелкие длительности. Благодаря скорости со временем от прямоугольных и квадратных нотных знаков перешли к круглым нотам. Впоследствии все эти знаки превратились в современные обозначения ритма (целые, половинные, четверти, осьмушки, шестнадцатые и т. д.)
Musica plana (ровная музыка) - традиционное название грегорианской музыки. В строгом церковном полифоническом искусстве (XV-XVI века) главный голос - тенор - исполнял мелодию грегорианского хорала (cantus firmus). При этом сама мелодия раскладывалась на протяженные ноты равной длительности, благодаря чему в ней утрачивался ее ритм и она становилась неузнаваемой. Не доходя до слуха прихожан, она растворялась в общей полифонической ткани. Такое "ровное" исполнение мелодии грегорианского хорала и получило название "plana" или "cantus planus".
Невмы - принятые в средние века знаки, обозначавшие высоту звука и предшествующие современному нотному письму. Невмы (черточки, точки, крючки и другие условные знаки) не фиксировали точной высоты звуков. Они лишь напоминали певцам движение мелодии (восходящее или нисходящее). Так как мелодии хоральных песнопений были хорошо известны, невмы лишь помогали их вспоминать. Невменная система нотации соответствовала устной традиции средневековой музыкальной культуры.
Органум - наиболее ранняя форма многоголосия, фактически - двухголосие. Определение органума впервые появилось в трактате бенедиктинского монаха Гукбальдта из Фландрии. Согласно этому определению, оба голоса начинались унисоном, затем верхний голос двигался до кварты или квинты по отношению к нижнему голосу, который стоял на месте; затем оба голоса шли параллельными квартами или квинтами и снова возвращались к первоначальному унисону. Таков наиболее примитивный вид органума - движение двух голосов параллельными квартами или квинтами. Но практически существовали и другие виды органума: один голос пел мелодию грегорианского хорала, другой - тянул или повторял один звук ("подвешенный" органум); оба голоса двигались в противоположных направлениях ("блуждающий" органум) и т. д.
Полифония - многоголосие, в котором все голоса равноправны и имеют одинаковое мелодическое значение. Однако самостоятельность голосов в полифонической музыке не означает их независимости друг от друга. Напротив, они гармонически взаимосвязаны и образуют своего рода сложное единство. Полифония бывает имитационная и контрастная. В имитационной полифонии голоса имитируют друг друга, вступая по очереди: в то время как в одном голосе тема отзвучала, она же появляется в другом голосе, затем в третьем и т. д. Когда какой-либо голос проводит тему, другой в это время продолжает мелодическое развитие, исполняя контрапункт к теме, или же молчит до очередного своего вступления. В результате длительного развития полифонического письма сформировались два вида имитационной полифонии: канон и фуга - наиболее сложная и развитая полифоническая форма.
        В имитационной полифонии существовали и продолжают существовать различные приемы: стреттное проведение темы (второй голос вступает тогда, когда тема в первом голосе еще не отзвучала), имитация в увеличении или уменьшении (имитирующий голос проводит тему в длительностях вдвое больших или вдвое меньших), имитация в обращении (имитирующий голос проводит тему в обращенном виде - от конца к началу). Бывают двойные и тройные каноны и фуги, состоящие из двух или трех различных тем. Контрастная полифония предусматривает одновременное звучание различных тем, контрастирующих по характеру друг с другом, а потому ясно выделяющихся. Примером контрастной полифонии может служить одновременное сочетание двух разных лейтмотивов в опере.
Респонзорий - часть католической службы, представляющая собой исполнение литургического песнопения в виде диалога между солистом и хором.
Секвенция - в настоящее время этот термин означает прием композиции, представляющей собой перенесение музыкальной фразы на разные ступени либо в пределах одной тональности, либо путем модуляции в другие тональности. В средние века секвенция имела другой смысл: она возникла в IX веке из юбиляции - колоратурных вставок в конце алилуйного пения. Под каждый звук юбиляции подставлялся один слог текста, и таким образом текстовая юбиляция превращалась в секвенцию. Впоследствии секвенции отделились от ритуальных песнопений и приобрели самостоятельное значение. Будучи мелодиями народного происхождения, они часто обладали большой выразительной силой. Наиболее известными секвенциями являются "Dies irae" ("День гнева") и "Stabat mater dolorosa" ("Стояла мать скорбящая").
Сольмизация - средневековая музыкально-теоретическая система, изобретенная в XI веке монахом Гвидо из Ареццо. Слово "сольмизация" происходит от названия звуков соль и ми, которые в этой системе расположены по краям общего звукоряда (от соль большой октавы до ми второй октавы). Сами названия звуков - ut (замененное впоследствии более удобным названием - до), re, mi, fa, sol, la, si - возникли из начальных слогов латинского стихотворения, обращенного к Иоанну Крестителю с просьбой избавить певцов от хрипоты:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii rearum
Sancte Iohannes

        Название si произошло из соединения начальных букв последней строки. Но оно не входило в систему сольмизации Гвидо из Ареццо, основанной на гексахордах (шестизвучиях от ut до 1а), расположенных по всему звукоряду. Различались три вида гексахордов, в каждом из которых полутон находился между третьим и четвертым звуками: натуральный - от ut до 1а (полутон mi - fa); твердый - от sol до mi (полутон si - ut); мягкий - от fa до re (в нем четвертый звук si понижался на полтона, чтобы полутон был на своем месте – la - si-bemol). Для системы сольмизации было характерно то, что эти названия звуков не означали абсолютной их высоты (как это имеет место в настоящее время): каждый первый звук любого гексахорда носил название ut независимо от того, к какому гексахорду он принадлежал - к натуральному, твердому или мягкому; название re применялось ко второму звуку любого гексахорда, mi - к третьему звуку и т. д.
        Поэтому любой полутон в этой системе носил название mi - fa, хотя на самом деле это могло быть si - ut или la - si-bemol.
Тетрахорд - четырехзвучный звукоряд, лежащий в основе музыкально-теоретической системы древних греков. Тетрахорды отличались друг от друга местоположением полутона. (См. Диатоника.)
Хроматика - повышение или понижение на 1/2 тона любого звука диатонического звукоряда (см. Диатоника). Для повышения вводится знак диез (#), для понижения – бемоль (b). Например, до-диез на 1/2 тона выше, чем до; ре-бемоль на 1/2 тона ниже, чем ре. Хроматической гаммой называется гамма, состоящая из одних полутонов. В октаве таких полутонов двенадцать. У древних греков наряду с диатонической системой существовала хроматическая, заключавшаяся в том, что в дорийском тетрахорде (по современной номенклатуре звуков - mi - fa - sol - la) звук sol опускался и вместо него повышался на 1/2 тона второй звук - fa. Создавалась последовательность mi - fa - fa: - la, т. е. два полутона и полтора тона.
Энгармоника - в современном темперированном строе замена названия одного и того же звука, сообщающая ему иное функциональное значение. Например, до # и ре b обладают одинаковой звуковысотностью, но в живой музыкальной ткани они различны по своему функциональному смыслу и обладают различной направленностью в процессе развития и модулирования. У древних греков это слово имело другое значение: энгармоническая система означала разделение полутона в дорийском тетрахорде на два четвертьтона. Таким образом, создавалась такая последовательность: два четвертьтона (в полутоне mi - fa) и два тона.

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу