БИБЛИОТЕКА |
К. А. Иванов
Трубадуры, труверы, миннезингеры
СПб., Петербургский учебный
магазин, 1901
Печатается по изданию М., Алетейа, 2001
Трубадуры
Трубадуры и жонглеры
Бертран де Борн
Менестрель Богоматери
Труверы
Труверы и их поэзия
Песнь о Роланде
Рютбеф
Романы Круглого стола
Миннезингеры
Миннезингеры и судьба миннезанга
Вальтер фон дер Фогельвейде
Вольфрам фон Эшенбах
Лоэнгрин, сын Парцифаля
Тристан и Изольда
Предисловие
Предлагаемая
вниманию читательниц и читателей книга
естественно примыкает по содержанию своему к
нашей книжке о средневековом замке и его
обитателях. В последней работе мы старались
изобразить главным образом внешнюю сторону
рыцарского быта. В настоящей книге мы пытаемся
представить с возможной полнотой то, что
составляло душу указанной среды, изобразить ее
внутреннюю, духовную жизнь. Эта жизнь нашла себе
точное отображение в поэзии того времени, то есть
тех же XII и XIII-го веков, к которым приурочивается и
наша книжка о средневековом замке. Таким образом
и эта книжка, и предлагаемая теперь работа
составляют одно неразрывное целое.
Эпоха трубадуров,
труверов и миннезанга является одною из
важнейших эпох в истории культурного развития
человечества. Она - необходимое звено в этом
развитии, как необходимым звеном в нем являются
средние века вообще. Извлечь этого звена нельзя,
не нарушив при этом единства всей цепи. У нас до
последнего времени раздаются иногда отголоски
другого, уже осужденного наукой мнения. Взгляд
этот возник, развился и поддерживался совершенно
естественно, благодаря различным влияниям: здесь
действовали и эпоха гуманизма, и эпоха
реформационная, и эпоха просветительной
литературы XVIII века и другие факторы. Тем более
делает чести иное отношение к средним векам тем
лицам, которые обнаруживали его еще в ту пору,
когда царил иной, ненаучный взгляд на средние
века. Вот в каких выражениях коснулся этого
взгляда один из почтенных французских прелатов
(Parisis) в речи, произнесенной им несколько десятков
лет тому назад в одной из ученых корпораций. "В
нашей истории, - говорил он, - есть эпоха, которой
особенно не посчастливилось в восемнадцатом
столетии. А между тем, эпоха эта - одна из
важнейших в истории, так как именно она и
сформировала нас самих... Ее принято называть
средними веками... Ею возмущаются, потому что
находят в ней пороки. Не трудно было бы доказать,
что во всей совокупности эти пороки, наличность
которых неопровержима и во всяком случае
вызывает чувство сокрушения, не были продуктом
самих средних веков, но перешли к ним от
предшествующих поколений, языческих или
варварских. Продуктом средних веков следует
считать только то, что они произвели из своей
собственной основы и сами по себе; установив же
такую точку зрения, я без всякого опасения стану
утверждать, что средние века - одна из величайших
и прекраснейших эпох в истории человечества". *
(* Большой отрывок из этой речи
приводит Collin de Plancy в своей книге "Legendes du moyen
age", стр. 2 и след.) "Период средних веков, -
говорит немецкий ученый и поэт Уланд, - называли
иногда тысячелетней ночью. Но во всяком случае
ночь эта сияла звездами. В эту ночь восходили и
заходили созвездия, невидимые нами в ту пору,
когда на головы людей отвесно падают яркие лучи
полуденного солнца".* (*
Заимствовано нами из полного собрания сочинений
Уланда).
Средние века -
неизбежный, необходимый период в истории
человеческого развития. Они сохранили для нас
античную цивилизацию и создали свою, которая
стоит не ниже античной. В средние века создались
современные нам народности и государства,
заложены начала современной нам поэзии,
развилась живопись, достигшая необыкновенно
пышного расцвета в эпоху Renaissance, отлилась в
особые, осмысленные и одухотворенные формы
архитектура, образовались те понятия и
отношения, которыми и в которых мы живем в
настоящее время. В этом именно смысле и говорит
Леопольд Ранке в своем введении в историю XII и XIII
веков, что люди XIX столетия, обратившиеся к
тщательному изучению средневековья, открыли в
нем не один из лучших корней своей собственной
природы. "Мы глубоко убеждены в том, -
продолжает знаменитый историк, - что современный
нам мир не может быть понят без исследования тех
времен".* (* Leopold von Ranke. Welrtgeschichte, VIII Theil,
Leipzig, 1887, стр. 3).
Своими очерками
мы и стремимся распространить в популярном
изложении более близкие к истине представления о
средних веках как в кругу учащегося юношества,
так и в более широкой сфере нашего образованного
общества.
Стихотворные переводы
различных произведений средневековой поэзии
сделаны нами для настоящей книги, в огромном
большинстве случаев, с их оригиналов. Это
обстоятельство, сложность задачи, необходимость
ближе ознакомиться с трудно понимаемым
провансальским наречием и были теми причинами,
которые замедлили появление в свет предлагаемой
теперь книги о трубадурах, труверах и
миннезингерах.
Многочисленные запросы и
требования, поступавшие почти непрерывно по
поводу предлагаемого труда к его автору в
продолжение последних трех лет, еще раз убедили
его в существовании известной духовной связи
между ним и его читателями. В этом сознании автор
почерпал силы для настоящей работы, под его же
влиянием зарождались идей новых работ и
собирался материал для их выполнения.
СПб. 29 марта 1901 г.