ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Бетховен был человеком бурного темперамента, часто впадавшим в крайности. Свою третью симфонию, названную „Героической”, он вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но когда тот объявил себя императором, Бетховен уничтожил посвящение. Он ненавидел тиранию, презирал аристократию за ее чванство и одновременно посвящал свои произведения даже русскому царю. В последние годы жизни глухота сильно отразилась на характере композитора, который становился все более трудным. Сознавая это, Бетховен все больше сторонился людей.
Бетховен является автором одной оперы — „Фиделию”, двух месс, девяти симфоний, нескольких увертюр („Элеонора”, „Эгмонт”, „Кориолан” и др.), пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано, шестнадцати квартетов, шести смычковых трио, смычкового квинтета, септета, квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и других камерных произведений, 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен.
Форма произведений Бетховена строго классическая. Вместе с Моцартом и Гайдном он входит в тройку „венских классиков”. Но в более позднем периоде его творчества мы неоднократно встречаем у него отступления от строгой классической формы, как, например, введение хора в финал его Девятой симфонии, мелодичность, гармоничность и вся инструментальная фактура которой насквозь романтичны, а глубокая творческая изобретательность сочетается с техническим совершенством.
_____________________________________________________
ДАНИЭЛЬ ФРАНСУА ЭСПРИ ОБЕР
(1782—1871)
Родился во Франции, в Каэне, в семье торговца произведениями искусства. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам, однако, заметив у сына композиторские склонности, согласился послать его на учебу в Парижскую консерваторию. Обер стал там учеником Керубини. Его первые попытки написать оперы окончились неудачей. Однако позднее опера „Каменщик и слесарь” несколько упрочила его место среди оперных композиторов.
Но настоящий успех пришел к нему с постановкой в 1828 г. оперы „Немая из Портичи”, выдержавшей конкуренцию с современными операми Россини и Мейербера. С этого момента начинается триумфальное шествие Обера. В 1829 г. он стал членом Академии прекрасных искусств, а в 1842 г. был назначен директором Парижской консерватории (когда ушел Керубини). В 1847 г. он был награжден орденом Почетного Легиона, а после восшествия на императорский престол Наполеона III получил звание придворного дирижера.
Свою жизнь Обер почти полностью посвятил композиторской деятельности. Из 48 опер на сцене до сих пор удержались: „Фра-Дьяволо”, „Черное домино”, „Бронзовый конь”. Кроме того, Обер написал концерты для виолончели, скрипичные концерты, романсы и другие концертные произведения, а также несколько смычковых квартетов.
С точки зрения музыкального содержания его произведения превосходят многие произведения Беллини и Доницетти. Столь же мелодичные, они с большей силой подчеркивают драматические моменты.
Поставленная в Брюсселе в 1830 г. опера „Немая из Портичи”, темой которой является восстание итальянцев против испанцев в 1647 г., вызвала патриотическую манифестацию в театре, которая явилась началом восстания Бельгии за свою независимость.
_____________________________________________________
НИККОЛО ПАГАНИНИ
(1782—1840)
Сын итальянского торговца из Генуи. С самого раннего детства обнаружил необыкновенный талант в игре на скрипке, чем воспользовался отец, жестоко эксплуатировавший молодого музыканта. Это вынудило шестнадцатилетнего Паганини бежать из дома и начать зарабатывать на жизнь концертами. В 1804 г. он начинает систематическое изучение музыки и уже год спустя достигает исключительных результатов. Его приглашают в Лукку в качестве придворного скрипача.
С 1808 но 1828 г. он разъезжает с многочисленными гастролями но Италии, поражая своей игрой публику и весь музыкальный мир. С 1828 г., озаренный славой выдающегося скрипача-виртуоза, он отправляется в турне, давая концерты во всех странах Европы. Виртуозность мастерства Паганини, гениальность его игры наряду с восторгом возбуждали и чувство тревоги. Непросвещенные, ослепленные предрассудками, люди подозревали его в „связях с нечистой силой”. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу