ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


После такого успеха Мейербера прусский король Фридрих Вильгельм III вызвал Мейербера в Берлин, пожаловав ему титул генерал-музик-директора.
Четыре месяца в году Мейербер дирижировал оперными постановками, все остальное время посвящая сочинению опер для Берлина. Его оперы ставились также в Париже и других городах. Однако, несмотря па признание публики и шумный успех, композитору пришлось пережить немало неприятных моментов, связанных с нападками на него таких видных композиторов, как Вагнер, хотя Мейербер, по существу, подготовил почву для его музыкальной деятельности.
Смерть настигла Мейербера в Париже во время его работы над постановкой „Африканки”. Похоронен он был, по его желанию, в Берлине.
На первых операх Мейербера особенно сильно сказалось влияние Россини. Однако, вскоре творческая индивидуальность Мейербера взяла верх. В репертуар оперных театров всего мира вошли его оперы „Роберт-Дьявол”, „Гугеноты”, „Пророк”, „Динора”, „Африканка”. Сентиментально-романтическая мелодия, высокий уровень инструментовки, своеобразное использование различных инструментов, умелое использование голосов — все это сочетается с исключительной ритмической выразительностью. С точки зрения формы, оперы Мейербера отличаются полным использованием всех возможностей этого жанра: состоят из пяти актов, включают в себя балет и ансамбль. Тематика их — от сказки до истории (главный герой „Африканки” — знаменитый путешественник Васко да Гама). Чтобы выделить то или иное место, композитор не останавливается даже перед использованием известных мелодий, как например — протестантского гимна в „Гугенотах” или немецкой народной песни „Воды Рейна” — в кантате „Бог и природа”.
Остальные произведения Мейербера — песни, кантаты, хоровые произведения, марши и танцы, а также фортепианные произведения, не имеют особого значения.
Во время разгула гитлеризма произведения Мейербера в Германии и на оккупированных территориях считались запрещенными, и его фамилия была вычеркнута из истории музыки. Однако подлинное искусство оказалось сильнее всяческих запретов.
_____________________________________________________
ДЖОАККИНО РОССИНИ
(1792—1868)
Сын валторниста, родился в Пезаро (Италия). Закончил музыкальную школу в Болонье. В 1810 г. выступил как создатель оперы „Вексель на брак”, не получившей, однако, признания. Успех ожидал его три года спустя, когда в Венеции была поставлена его десятая опера „Танкред”, завоевавшая крупнейшие оперные сцены всей Италии. С этих пор успех сопутствовал ему на всех европейских сценах. В 1815 г. он подписывает контракт с импресарио Барбайя, обязуясь за постоянное годовое жалование писать по две оперы в год. До 1823 г. композитор самоотверженно трудится, чтобы выполнить условия этого контракта. В это же время он совершил гастрольную поездку в Вену, где ему был оказан восторженный прием.
Ненадолго задержавшись в Венеции, успев там, однако, написать для местного театра оперу „Семирамида”, Россини отправляется в Лондон, где пользуется огромным успехом как профессор композиции и дирижер, а затем — в Париж. В Париже он становится директором Итальянской оперы, но вскоре его увольняют с этой должности. Однако, учитывая его заслуги как одного из крупнейших композиторов этой эпохи, для него создают фиктивную должность главного интенданта королевской музыки, а затем — главного инспектора пения во Франции.
По случаю коронации Карла X в 1825 г., Россини написал оперу „Поездка в Реймс”. За этот период на сценах были поставлены его оперы: „Осада Коринфа”, „Моисей” и, наконец, „Вильгельм Телль”. Закончив в 1829 г. работу над „Вильгельмом Теллей”, Россини уже до самой своей смерти не написал больше ни одной оперы. Все его композиторское творчество этого времени ограничилось „Stabat Mater”, несколькими камерными и хоровыми произведениями и песнями. Это, пожалуй, единственный случай в истории музыки, когда композитор сам сознательно прерывает свой творческий труд.
Временами он еще дирижировал, но, в основном, наслаждался славой заслуженного музыканта-композитора и занимался... кухней. Большой гурман, он любил вкусные блюда и умел их приготовить, без конца выдумывая все новые варианты. Некоторое время он был совладельцем Парижского оперного театра. С 1836 г. жил в Италии, главным образом, в Болонье, однако спустя 19 лет, вновь возвратился в Париж, уже не покидая его до конца своей жизни.
Когда было решено еще при жизни Россини воздвигнуть на его родине в Пезаро памятник стоимостью в два миллиона лир, композитор не согласился, возразив: „Дайте мне эти деньги, и я ежедневно в течение двух лет буду стоять по два часа на цоколе в любой позе”.
В творческое наследие Россини входят 37 опер („Севильский цирюльник”, „Сорока-воровка”, „Итальянка в Алжире”, „Золушка”, „Вильгельм Телль” и др.), „Stabat Mater”, 15 кантат, многочисленные хоровые произведения, песни, камерные произведения (гл. образом — квартеты для духовых инструментов). Его музыка выдержана в стиле позднего классицизма и в традициях итальянской музыки. Она отличается необычайной темпераментностью, выдающейся мелодической изобретательностью, легкостью, блестящим использованием всех оттенков инструментов и исполнительских голосов (в т.ч. не встречавшегося до него колоратурного меццо-сопрано), богатым аккомпанементом, самостоятельной трактовкой оркестровых партий, умелой характеристикой сценических ситуаций. Все эти достоинства выдвигают Россини, наряду с Моцартом и Вагнером, в первые ряды величайших оперных композиторов.
_____________________________________________________ ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу