ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


(1813—1869)
Родился в имении своего отца в Тульской губернии. В доме господствовала атмосфера искусства и поэзии, которой была увлечена его мать. Четырех лет он вместе со всей семьей переезжает в Петербург. Музыкальные способности сказались рано, и его начинают обучать музыке.
В 1834 г. он встретился с Михаилом Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Начало было нелегким. Первая опера — „Лукреция Борджиа” (1837), так и не была поставлена на сцене, следующая — „Эсмеральда” — лишь спустя 10 лет увидела свет рампы на московской сцене. В это время Даргомыжский выехал в Париж, трехлетнее пребывание в котором дало ему возможность непосредственно познакомиться с шедеврами итальянской, французской и немецкой музыки.
Вернувшись на родину в 1847 г., Даргомыжский окунулся в творческую работу. В это время он создает оперы, песни, романсы, используя для них выдающиеся произведения Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Активное участие Даргомыжский принимал в деятельности созданного в 1859 г. Русского музыкального общества, сотрудничал в журнале „Искра”. Его дом, как когда-то дом его родителей, стал местом встреч выдающихся артистов, художников и поэтов того времени. Тут выкристаллизовывались передовые тенденции русской музыки, разгорались музыкальные и литературные дискуссии. Знаменитая „Могучая кучка” с самого начала своего существования нашла в Даргомыжском своего покровителя.
Во время своего последнего турне по Европе в 1864—1865 гг. Даргомыжский побывал в Лейпциге, Брюсселе, Париже и Лондоне, где занимался постановкой своих опер. Вернувшись в Петербург, он продолжал напряженно работать над созданием оперы „Каменный гость”, закончить которую ему помешала смерть.
В богатом композиторском наследии Даргомыжского есть несколько оркестровых произведений: три симфонии, „Малороссийский казачок”, „Чухонская фантазия”. Однако наибольшее значение имеет его оперное и вокальное творчество. В крупнейшей опере Даргомыжского — „Русалке”, использован сказочный сюжет, вдохновлявший до него не одного композитора (в т.ч. Дворжака). Самая зрелая опера Даргомыжского — „Каменный гость” (была окончена Цезарем Кюи). Мелодика его творчества необычайно богата, романтична по своему характеру и при этом проникнута русским духом. Гармония ясна и прозрачна, инструментовка — безукоризненна. Западноевропейские шедевры, влияние Глинки, глубокое проникновение в русский фольклор — все это вместе создало индивидуальный стиль Даргомыжского — „великого учителя музыкальной правды”.
Многие песни Даргомыжского, как например, „Казачья колыбельная” на слова Лермонтова, до сих пор входят в репертуар концертной эстрады.
_____________________________________________________
ШАРЛЬ ГУНО
(1818—1893)
Родился в Париже. Во время учебы в Парижской консерватории получил Римскую премию. Находясь в Риме, он настолько увлекся религиозной музыкой, что, вернувшись в Париж, занял должность директора по культовой музыке в Миссионерском обществе, а также взял на себя функции опекуна над духовными семинариями. В это время он начинает даже подумывать о принятии духовного сана. Однако знакомство с Берлиозом и Шуманом оказало на него огромное влияние, и Гуно возвращается к светской музыке. Он пробует написать оперу, но первые попытки (1851 г.) не принесли ему успеха. Тогда Гуно принимается за симфонии, мессы и вокальные произведения — главным образом для певческого общества „Орфеон”, директором которого он был назначен. 1859 г. — переломный год в жизни Гуно. Его новая опера „Фауст” одержала блестящую победу, и с этого момента опера становится основным жанром его музыкального творчества.
Во время войны 1870 г. Гуно выехал в Англию и там продолжал писать до 1875 г. После возвращения в Париж; Гуно получает звание члена Французской академии искусств и орден Почетного Легиона.
Творческое наследие Гуно довольно богато. Более десяти опер, кантаты, мессы, оратории, много хоровых произведений духовного характера, оркестровые произведения (в т.ч. три симфонии), песни. Музыка его отличается большой мелодичностью, но и чрезмерной сентиментальностью. До наших дней сохранили свою популярность лишь оперы „Фауст” и частично — „Ромео и Джульетта”, а также, дописанная к баховской прелюдии C-dur из „Хорошо темперированного клавесина”, мелодия „Аве Мария”.
Кроме того, Гуно является автором нескольких трудов на музыкальные темы. Им написана также автобиография.
_____________________________________________________
СТАНИСЛАВ МОНЮШКО ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу