ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


Пробыв несколько лет за границей, где он имел возможность лично познакомиться с крупнейшими западноевропейскими музыкантами и композиторами, в том числе — с Листом и Берлиозом, он возвращается в Россию. В 1863 г. Серов женился на композиторе Валентине Семеновне Бергман. Умер в Петербурге.
Серовым написаны три оперы, из которых наиболее удачна „Вражья сила”. Он является автором небольших симфонических произведений: „Stabat Mater”, „Аве Мария”, сольных и хоровых песен и многих обработок русских народных песен. Именно эти обработки имеют самое большое значение в творческом наследии композитора. Серовская музыка, напоминающая внешне музыку Вагнера, лишена характерных для Вагнера глубоких философских идей. Хорошо чувствуя сцену, Серов не всегда, однако, находил музыкальные средства, необходимые для выделения тех или иных драматических моментов. И тут уже не могли ему помочь музыкальные цитаты из оригинальных народных тем.
Зато неоценимы заслуги Серова — критика и публициста, активного пропагандиста и популяризатора творчества Михаила Глинки и всей „Могучей кучки” — наиболее передовых тенденций в русской музыке XIX века.
_____________________________________________________
ЦЕЗАРЬ ФРАНК
(1822—1890)
Родился в Льеже (Бельгия). Получил музыкальное образование, изучая игру на фортепиано и органе, а также композицию, вначале в родном городе, а затем — в Париже. Сначала Франк собирался стать пианистом, но на этом поприще ему не удалось добиться желаемых результатов. Тем временем его материальные условия сложились так, что он вынужден был зарабатывать себе на жизнь уроками музыки. Прожив два года в Бельгии, он женился и переехал в Париж. В Париже Франк начинает выступать в различных церквях со своими органными импровизациями, привлекшими внимание парижских музыкальных кругов. В 1872 г. он получает должность профессора по классу органной музыки в Парижской консерватории, затем, после смерти своего учителя Петра Бенуа — по классу композиции. Этот период является наиболее плодотворным в его композиторской деятельности. Оставаясь преподавателем консерватории до конца своей жизни, он делит свое время между работой с учениками и самостоятельным творчеством. В 1873 г. Франк принимает французское гражданство.
В творчестве Франка преобладают органные и фортепианные произведения (наиболее известные из них — прелюдия, хорал и фуга) и симфонические вариации для фортепиано с оркестром. Он писал также симфонии, скрипичные сонаты и вокальные произведения.
Являясь по стилю представителем позднего романтизма, Франк не останавливается перед решением смелых гармонических задач. Характер органной музыки отразился на самой фактуре его произведений.
Музыка Франка в большой степени подготовила почву для нового направления — импрессионизма, восторжествовавшего в конце XIX века во Франции.
_____________________________________________________
БЕДРЖИХ СМЕТАНА
(1824—1884)
Сын пивовара, родился в Литомышле (Чехия). Его интерес к музыке проявился в раннем детстве. Четырех лет он уже неплохо играл на скрипке, шести лет выступал в качестве пианиста, а восьми лет — написал свое первое произведение. В Праге он встретился с выступавшим там с концертом Листом. В жизни молодого музыканта эта встреча сыграла огромную роль. Впервые он осознал необходимость приобретения солидного пианистического и композиторского образования. Закончив в Пильзне гимназию, Сметана переезжает в Прагу, где в 1848 г. открывает Музыкальное училище и становится его руководителем. Композитор всеми силами способствует оживлению музыкальной жизни столицы, организуя при этом для жителей города музыкально-общественные и просветительные мероприятия.
Слава об организаторском таланте Сметаны доходит до Швеции, и в 1856 г. ему предлагают принять на себя руководство Обществом классической музыки в Гётеборге. И там он приложил немало усилий, стремясь повысить у широких кругов интерес к музыке. Кроме того, он сочинил в Швеции три симфонических поэмы, вдохновленные историческим прошлым этой страны.
Вернувшись в 1861 г. в Прагу, Сметана полностью посвятил себя музыкальному творчеству, не отказываясь в то же время от дирижирования. Его оперы написаны на чешские либретто. Консервативные музыкальные круги пытались препятствовать их постановке. Однако, развернувшиеся вокруг этих произведений многочисленные дискуссии помогли преодолеть это сопротивление. Премьера оперы Сметаны „Проданная невеста” прошла с большим успехом. Но враги композитора не хотят сдаваться. Используя интриги и другие недозволенные средства, они доводят Сметану до нервного расстройства, в результате которого в 1874 г. он окончательно глохнет. Последние десять лет своей жизни композитор провел в лесничестве, где им было создано большинство самых ценных его произведений. Свою жизненную силу и кипучую энергию он проявил еще раз в своей жизни: в 1882 г., когда целиком сгорело здание Пражского национального театра, Сметана организовал концерты, сборы с которых должны были пойти на строительство нового театра. К сожалению, провал его последней оперы „Чертова стена” стал причиной обострения болезни, и композитор умирает в психиатрической больнице. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу