ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Миллер Я. Шеренга великих композиторов


_____________________________________________________
АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН
(1833—1887)
Родился в Петербурге. С детства проявилась его любовь и к музыке, и к естественным наукам. Окончив гимназию, а затем Медико-хирургическую академию, он в течение нескольких лет работает военным врачом и химиком. Па медицинском факультете Бородин руководит химической лабораторией, и ему присваивают звание профессора. Однако под влиянием Балакирева он все серьезнее начинает заниматься изучением музыки. Некоторое время спустя он уже пишет свою первую симфонию, которая нашла признание в музыкальных кругах России. Вместе с Римским-Корсаковым, Балакиревым и Цезарем Кюи он создает группу, так наз. „Могучую кучку”, к которой впоследствии присоединился Модест Мусоргский. Она заложила основы русской национальной музыки.
Вся жизнь Бородина прошла без бурь и встрясок, в основном — в одном и том же городе — Петербурге. Своей профессией он считал химию, но каждую свободную минуту посвящал музыкальному творчеству.
Бородин написал оперу „Князь Игорь” (со знаменитыми „половецкими плясками”), оперу-балет „Млада”, три симфонии, симфоническую поэму „В Средней Азии”, два квартета (в один из них входит часто исполняемый „Ноктюрн”), песни и фортепианные произведения. Для музыки Бородина, в своем начальном периоде особенно близкой немецкому романтизму, характерны эпическая широта, мужественность, богатая мелодичность, гармоническая ясность и чистота, а прежде всего — ее тесная связь с русским фольклором — эта наиболее характерная черта всего творчества композиторов „Могучей кучки”.
_____________________________________________________
ГЕНРИК ВЕНЯВСКИЙ
(1835—1880)
Родился в Люблине, в известной музыкальной семье. Родители, заметив у сына способности к музыке, посылают его совершенствоваться в игре на скрипке в Парижскую консерваторию. Вместе с ним едет учиться по классу фортепиано его брат Юзеф, ставший впоследствии известным музыкальным критиком, одним из организаторов Варшавского музыкального общества.
В 1850 г. Венявский начинает свое музыкальное турне по Европе, добившись вскоре славы выдающегося скрипача-виртуоза. Спустя десять лет, он становится придворным скрипачом-солистом Александра II и остается на этой должности до 1872 г. Затем он снова отправляется в гастрольные поездки по разным странам (в т.ч. — с знаменитым пианистом Антоном Рубинштейном — в Америку). Кроме игры на скрипке, Венявский сочиняет музыкальные произведения, которые затем сам исполняет. С 1875 г. в течение двух лет он заменяет заболевшего выдающегося скрипача Анри Вьётана в качестве профессора Брюссельской консерватории.
Несмотря на высокие заработки, Венявский, проигрывавший в карты большие суммы, все больше погрязал в долгах. Поговаривали, будто он проигрывал в карты даже свои музыкальные произведения.
До конца своих дней он разъезжал с концертами но всей Европе. Смерть застала его в Москве.
Творческое наследие Венявского ограничивается исключительно скрипичными произведениями или — сочиненными для скрипки с оркестром. Среди них — два концерта (наиболее популярный d-moll) „Воспоминание о Москве”, „Русский карнавал”, три полонеза, фантазии на темы из „Фауста” Ш.Гуно, а также произведения для скрипки и фортепиано: мазурки, известный „Куявяк”, „Обертас”, „Польская песнь” и др., соло для скрипки (гл. образом каприччио). Всё это произведения мелодические, удовлетворявшие вкусам буржуазных салонов XIX в., но при всем этом — требующие высокой техники исполнения.
_____________________________________________________
КАМИЛЬ СЕН-САНС ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Вернуться на главную страницу