ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Владимир Рабей
Георг Филипп
Телеман
© М.: Музыка, 1974
Текст приводится без
нотных примеров, в связи с чем сделаны
соответствующие сокращения.
Биографический
очерк
Общая
характеристика творчества.
Музыкально эстетические взгляды
Телеман в наши дни
(маленькая глава, завершающая книгу)
Исторические
заслуги Телемана признаны сейчас повсеместно и
безоговорочно. Композитор, теоретик и писатель,
своим творчеством неизменно служивший прогрессу
искусства, звавший "идти все дальше и
дальше"; художник широчайшего кругозора,
раскрывавший для своей родины окна в освежающие
музыкальные климаты других стран - Франции,
Италии, Польши; неутомимый организатор,
боровшийся за новые демократические формы
концертной жизни, основатель первого в Германии
музыкального журнала, Телеман в своей области
был подлинным просветителем, одним из плеяды
немецких гуманистов и просветителей XVIII века,
среди которых ярчайшей звездой сверкает имя
Лессинга.
И все-таки Телеман, вероятно, не был бы оценен
даже как историческая фигура, если бы его музыка
не находила отклика у современной аудитории. Но
не случайно он все чаще появляется в программах
концертов, не случайно создаются общества его
имени, возрастает число изданий и записей
исполнения его произведений, а также посвященных
ему историко-теоретических исследований. При
этом надо учитывать, что даже в Германии
систематическое изучение и пропаганда его
творчества в широких масштабах начались, в
сущности, совсем недавно. Важным шагом в этом
направлении является уже упомянутая нами
публикация избранных произведений композитора в
двадцати двух томах (издание полного собрания
сочинений пока что не представляется возможным).
Большая и планомерная работа по освоению
телемановского наследия проводится в Германской
Демократической Республике. Этой работой заняты
многие научные учреждения республики, в том
числе институты музыкознания при Лейпцигском
университете имени Карла Маркса и
Галле-Виттенбергском университете имени Лютера,
музыкальные отделения государственных
библиотек в Берлине, Дрездене и Шверине.
Особо следует остановиться на деятельности
общества имени Телемана ("Arbeitskreis Georg Philipp
Telemann") в Магдебурге - родном городе
композитора. Это общество, основанное в 1961 году,
является музыкально-просветительной
организацией широкого профиля, ставящей своей
главной задачей пропаганду музыки Телемана.
Постоянные воскресные концерты и периодически
организуемые обществом фестивали, посвященные
Телеману, дают возможность сотням и тысячам
любителей музыки из разных стран не только
услышать в живом звучании камерные, оркестровые
и вокальные произведения мастера, но и увидеть
его оперы в сценическом воплощении. (До 1967 года
включительно были поставлены, при участии
артистических сил Магдебурга и Берлина,
комические оперы "Пимпиноне", "Терпеливый
Сократ" и "Новомодный любовник Дамон". В
1970 году поставлен фрагмент из не сохранившейся
полностью оперы "Адельгейд" (под названием
"Веселые арии"), в 1973 - "Эмма и Эгинхард").
О возрастающем интересе к Телеману
свидетельствует двукратная постановка
"Пимпипоне" в Румынской Социалистической
Республике (концертная постановка в городе Клуж
в декабре 1963-го и передача по бухарестскому
телевидению в январе 1964 года). Много произведений
композитора, а также записей его музыки издается
в Польской Народной Республике.
У нас Телеман хотя и медленно, но неуклонно
внедряется в музыкальную практику. Сколько
музыкантов и любителей с чувством радостного
удивления "открывали" для себя творчество
мастера, о котором они имели самое смутное
представление! Что его музыка (вопреки
утверждению Римана!) способна надолго приковать
внимание, что она пользуется успехом у
слушателей наравне с произведениями Корелли,
Вивальди, Скарлатти, Куперена, Рамо, доказано
опытом многих концертных исполнений. В их числе
должно быть особо отмечено исполнение
Московским камерным оркестром под управлением Р.
Баршая целой программы, посвященной Телеману
(октябрь 1963); оркестр и в дальнейшем не раз играл
его произведения в своих концертах.
Среди коллективов, пропагандирующих Телемана,
можно назвать Ленинградский камерный оркестр
под руководством Л. Гозмана и инструментальный
ансамбль "Барокко", работающий в системе
Ярославской филармонии (руководитель И. Попков).
Надо ли доказывать, что нашим камерным оркестрам
задача популяризации телемановского наследия
особенно близка; для них оно заключает в себе
поистине несметное репертуарное богатство. То же
самое можно сказать и об ансамблях малого
состава, включающих духовые и клавишные
инструменты.
Музыкальные достоинства, при относительной
технической несложности, позволяют широко
использовать произведения Телемана в
педагогической практике, особенно в классах
духовых инструментов (где до сих пор ощущается
нехватка художественно полноценной литературы)
и камерного ансамбля. Напомним, что у Телемана
есть также немало интересного для пианистов и
струнников, изучающих старинный полифонический
стиль.
Все это, разумеется, имеет прямое касательство к
инструментальной музыке Телемана, которая на
данной стадии представляется наиболее
жизнеспособной частью его наследия. (Этим
очевидным фактом руководствовался и автор
настоящей работы, уделив преимущественное
внимание инструментальным произведениям (в
плане общей характеристики творчества)).
Весьма вероятно, что широкое распространение
камерных и оркестровых сочинений мастера будет в
конце концов способствовать пробуждению
интереса и к его вокальной музыке, подобно тому,
как это сейчас наблюдается в отношении баховских
кантат.
Телеман дорог нам прежде всего как художник,
стоявший на уровне лучших достижений
музыкального искусства своей эпохи и неизменно
следовавший ее наиболее передовым и
прогрессивным устремлениям. Мы ценим в нем также
необычайную широту творческого диапазона,
близкую к универсальности. Композитор внес свою
лепту в развитие всех жанров и в каждом из них
достиг выдающихся художественных результатов,
создав замечательные образцы драматического
стиля в ораториях, комического - в операх и
светских кантатах, "галантного" и
виртуозно-концертного - в инструментальных
произведениях, программного - в сюитах. Наконец,
последний по счету (но не по
важности!) фактор, определяющий значение
Телемана, - истинная, глубокая народность его
музыки.
Заканчивая настоящий очерк, мы надеемся, что он
поможет музыкантам-практикам и любителям
составить себе некоторое, более или менее
цельное, представление о личности и творчестве
Георга Филиппа Телемана - побежденного временем,
но достойного соперника Баха и Генделя, предтечи
Глюка, Гайдна и Моцарта.