ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Владимир Рабей

Георг Филипп Телеман

© М.: Музыка, 1974
Текст приводится без нотных примеров, в связи с чем сделаны соответствующие сокращения.

Биографический очерк

Общая характеристика творчества.
Музыкально эстетические взгляды

Телеман в наши дни
(маленькая глава, завершающая книгу)

        Исторические заслуги Телемана признаны сейчас повсеместно и безоговорочно. Композитор, теоретик и писатель, своим творчеством неизменно служивший прогрессу искусства, звавший "идти все дальше и дальше"; художник широчайшего кругозора, раскрывавший для своей родины окна в освежающие музыкальные климаты других стран - Франции, Италии, Польши; неутомимый организатор, боровшийся за новые демократические формы концертной жизни, основатель первого в Германии музыкального журнала, Телеман в своей области был подлинным просветителем, одним из плеяды немецких гуманистов и просветителей XVIII века, среди которых ярчайшей звездой сверкает имя Лессинга.
        И все-таки Телеман, вероятно, не был бы оценен даже как историческая фигура, если бы его музыка не находила отклика у современной аудитории. Но не случайно он все чаще появляется в программах концертов, не случайно создаются общества его имени, возрастает число изданий и записей исполнения его произведений, а также посвященных ему историко-теоретических исследований. При этом надо учитывать, что даже в Германии систематическое изучение и пропаганда его творчества в широких масштабах начались, в сущности, совсем недавно. Важным шагом в этом направлении является уже упомянутая нами публикация избранных произведений композитора в двадцати двух томах (издание полного собрания сочинений пока что не представляется возможным).
        Большая и планомерная работа по освоению телемановского наследия проводится в Германской Демократической Республике. Этой работой заняты многие научные учреждения республики, в том числе институты музыкознания при Лейпцигском университете имени Карла Маркса и Галле-Виттенбергском университете имени Лютера, музыкальные отделения государственных библиотек в Берлине, Дрездене и Шверине.
        Особо следует остановиться на деятельности общества имени Телемана ("Arbeitskreis Georg Philipp Telemann") в Магдебурге - родном городе композитора. Это общество, основанное в 1961 году, является музыкально-просветительной организацией широкого профиля, ставящей своей главной задачей пропаганду музыки Телемана. Постоянные воскресные концерты и периодически организуемые обществом фестивали, посвященные Телеману, дают возможность сотням и тысячам любителей музыки из разных стран не только услышать в живом звучании камерные, оркестровые и вокальные произведения мастера, но и увидеть его оперы в сценическом воплощении. (До 1967 года включительно были поставлены, при участии артистических сил Магдебурга и Берлина, комические оперы "Пимпиноне", "Терпеливый Сократ" и "Новомодный любовник Дамон". В 1970 году поставлен фрагмент из не сохранившейся полностью оперы "Адельгейд" (под названием "Веселые арии"), в 1973 - "Эмма и Эгинхард").
        О возрастающем интересе к Телеману свидетельствует двукратная постановка "Пимпипоне" в Румынской Социалистической Республике (концертная постановка в городе Клуж в декабре 1963-го и передача по бухарестскому телевидению в январе 1964 года). Много произведений композитора, а также записей его музыки издается в Польской Народной Республике.
        У нас Телеман хотя и медленно, но неуклонно внедряется в музыкальную практику. Сколько музыкантов и любителей с чувством радостного удивления "открывали" для себя творчество мастера, о котором они имели самое смутное представление! Что его музыка (вопреки утверждению Римана!) способна надолго приковать внимание, что она пользуется успехом у слушателей наравне с произведениями Корелли, Вивальди, Скарлатти, Куперена, Рамо, доказано опытом многих концертных исполнений. В их числе должно быть особо отмечено исполнение Московским камерным оркестром под управлением Р. Баршая целой программы, посвященной Телеману (октябрь 1963); оркестр и в дальнейшем не раз играл его произведения в своих концертах.
        Среди коллективов, пропагандирующих Телемана, можно назвать Ленинградский камерный оркестр под руководством Л. Гозмана и инструментальный ансамбль "Барокко", работающий в системе Ярославской филармонии (руководитель И. Попков).
        Надо ли доказывать, что нашим камерным оркестрам задача популяризации телемановского наследия особенно близка; для них оно заключает в себе поистине несметное репертуарное богатство. То же самое можно сказать и об ансамблях малого состава, включающих духовые и клавишные инструменты.
        Музыкальные достоинства, при относительной технической несложности, позволяют широко использовать произведения Телемана в педагогической практике, особенно в классах духовых инструментов (где до сих пор ощущается нехватка художественно полноценной литературы) и камерного ансамбля. Напомним, что у Телемана есть также немало интересного для пианистов и струнников, изучающих старинный полифонический стиль.
        Все это, разумеется, имеет прямое касательство к инструментальной музыке Телемана, которая на данной стадии представляется наиболее жизнеспособной частью его наследия. (Этим очевидным фактом руководствовался и автор настоящей работы, уделив преимущественное внимание инструментальным произведениям (в плане общей характеристики творчества)). Весьма вероятно, что широкое распространение камерных и оркестровых сочинений мастера будет в конце концов способствовать пробуждению интереса и к его вокальной музыке, подобно тому, как это сейчас наблюдается в отношении баховских кантат.
        Телеман дорог нам прежде всего как художник, стоявший на уровне лучших достижений музыкального искусства своей эпохи и неизменно следовавший ее наиболее передовым и прогрессивным устремлениям. Мы ценим в нем также необычайную широту творческого диапазона, близкую к универсальности. Композитор внес свою лепту в развитие всех жанров и в каждом из них достиг выдающихся художественных результатов, создав замечательные образцы драматического стиля в ораториях, комического - в операх и светских кантатах, "галантного" и виртуозно-концертного - в инструментальных произведениях, программного - в сюитах. Наконец, последний по счету (но не по важности!) фактор, определяющий значение Телемана, - истинная, глубокая народность его музыки.
        Заканчивая настоящий очерк, мы надеемся, что он поможет музыкантам-практикам и любителям составить себе некоторое, более или менее цельное, представление о личности и творчестве Георга Филиппа Телемана - побежденного временем, но достойного соперника Баха и Генделя, предтечи Глюка, Гайдна и Моцарта.

 

Вернуться на главную страницу