ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

FITZWILLIAM VIRGINAL BOOK

        "Fitzwilliam Virginal Book" (Вёрджинельный сборник Фицуильяма) - самое репрезентативное собрание английской клавишной музыки елизаветинской эпохи. Эта огромная рукопись, содержащая почти 300 пьес, как их количеством, так и составом дает как бы срез продукции первого золотого века клавишной музыки: среди фигурирующих в ней произведений, снабженных датой, самое раннее относится к 1562, а самое позднее к 1612 году, среди композиторов можно найти всех значительных авторов того времени. Рукопись является плодом труда одного несчастной судьбы английского дворянина. Фрэнсиса Трегиана, который в Англии елизаветинской эпохи претерпел множество преследований из-за своего католического вероисповедания. Его отец, Фрэнсис Трегиан старший, провел в различных тюрьмах почти 30 лет, позже рука протестанского государственного аппарата достала и сына: в 1609 году он был осужден на 10 лет тюрьмы. Возможно, что "Fitzwilliam Virginal Book" он переписал в течение именно этого времени. Ценная рукопись позже много раз меняла своего хозяина; к последнему собственнику, виконту Фицуильяму, она попала во второй половине XVIII века и сегодня, названная по его имени, хранится в Кембриджском музее.
        Клавишную английскую музыку XVI-XVII веков часто называют "верджинельной музыкой", так как в то время у англичан самым популярным наряду с разновидностями клавесина был этот маленький, прямоугольной формы инструмент, часто без ножек, располагаемый на столе. Он был настолько популярен, что все разновидности щипково-клавишных инструментов называли "вёрджинелом", говорилось ли о настоящем вёрджинеле, спинете или о клавесине крылообразной формы. Например, на рисунке на титульном листе первого напечатанного вёрджинельного сборника "Parihenia" виден действительно вёрджинел, а на вышедшем в качестве его продолжения и написанном для виолы да гамба и клавишного инструмента "Partheniu in-violata" - уже клавесин, обозначение же инструмента в обоих случаях - "вёрджинел"... (Кстати, в фигурирующей в названии изданий игре слов явственна ссылка на одно из возможных происхождении слова "вёрджинел": на этом интимного звучания, пригодного для домашнего музицирования, инструменте играли большей частью молодые девушки благородного происхождения: слово же "вирго" на латыни, как и "партенос" по-гречески означает девственность.) Как бы ни называли инструмент, совершенно очевидно, что английские "пьесы для вёрджинела" играли во время их появления на самого различного типа щипково-клавишных инструментах, более того, следует принимать в расчет и возможность исполнения некоторых произведений на маленьком органе.
        Пьесы "Fitzwilliam Virginal Book" репрезентируют не только все жанры и композиторские индивидуальности английской вёрджинельной музыки, но и происходящую из природы инструмента богатую сокровищницу средств различных способов игры. а также виртуозность самого высокого в то время уровня.
        XVI век - важный поворотный момент в истории музыки: в это время рождается в качестве результата продолжительного процесса развития независимая от вокальной, самостоятельная инструментальная музыка. Эта необычайно важная перемена произошла, естественно, не в два дня. Вначале просто перелагались для инструментальных ансамблей, лютни или клавесина многоголосные вокальные произведения, снабжаемые вначале малым, а позже все большим числом характерно инструментальных украшающих оборотов (такие богато украшенные вокальные переложения встречаются в большом количестве и в ,,Fitzwilliam Virginal Book"). Однако довольно рано образовались основополагающие инструментальные жанры, а вместе с ними и основополагающие инструментальные формулы, технические элементы. Интересно, как эту, развившуюся и течение короткого времени до очень высокого уровня инструментальную культуру открыли затем музыканты XVIII века, как раз в "Fitwilliam Virginal Book", который долгое время считали вёрджинельным сборником самой королевы Елизаветы. Согласно одной записи того времени, жена первого известного собственника рукописи, д-ра Пепуша, будучи отличной исполнительницей на клавишных инструментах, не смогла выучить самую первую пьесу - Уэльзинхемские вариации Джона Булла; а знаменитый музыкальный критик XVIII века Бёрни замечает в своей истории музыки: "Если Ее Превосходительство (т. е. королева Елизавета) некогда было способно исполнить любую пьесу рукописи, тогда оно было очень большим исполнителем, так как часть пьес настолько трудна, что едва ли можно найти в Европе мастера, который взялся бы за то, чтобы после месячной подготовки сыграть одну из них". Высказывание Бёрни, конечно, небольшое преувеличение, ведь многие пьесы совсем короткие и легкие, встречаются в собрании и такие, которые можно сыграть с листа, фактом, однако, является то, что большинство пьес ставит действительно сложные технические проблемы и перед современным клавесинистом.

        Информация взята из буклета к грампластинке "Fitzwilliam Virginal Book - excerpts" (записанного венгерской клавесинисткой Жужей Пертиш (Zsuzsa Pertis) на фирме Hungaroton. Автор текста - Юдит Петери. © Artisjus, 1982). Далее приводится описание пьес, записанных на грампластинке.

        На первой стороне нашей пластинки можно услышать пьесы первого большого мастера верджинельной музыки, Уильяма Бёрда (1543 или 1544-1623). Бёрд является одним из самых больших композиторов XVI века, его духовные произведения считают одного ранга с произведениями Палестрины, а пьесы для вёрджинела - кроме их художественной ценности - в большой мере способствовали формированию техники игры на клавишных инструментах. На другой стороне звучит по одному произведению пяти выдающихся представителей второй генерации композиторов-вёрджинелистов: Джона Булла (1562-1628), доктора музыки Кембриджского университета, крупного виртуоза того времени на клавишных инструментах (его авторство как раз в данном случае спорно); двух знаменитых композиторов-мадригалистов - Томаса Морли (1557-1602 или 1603) и достигшего весьма преклонного возраста Томаса Томкинса (1573-1656), который в качестве "последнего композитора-вёрджинелиста" умер в середине XVII века: элегантного виртуоза с дерзкой фантазией Джилеса Фарнаби (около 1560-около 1620) и, наконец, одного мало известного автора, Джона Мунди (?-1630).
        Большая часть фигурирующих на пластинке пьес написана в вариационной форме. Вариации являются одним из важнейших жанров английской верджинельной музыки, который, в соответствии со своей природой, дает больше всего возможностей блеснуть бриллиантовой техникой. Принципы вариационной структуры композиторы той эпохи реализовали в своих произведениях с большой фантазией, в разнообразных формах, такое же разнообразие характеризует и выбор служащей основой варьирования темы: от грегорианского песнопения до народной песни, от более длинных мелодий правильного строфического строения до мотивов из нескольких звуков - на все это в то время сочинялись вариации. Уильям Бёрд в своем произведении „The Maydens Song" применяет старый вокальный способ варьирования, унаследованный от церковной музыки, технику т. н. „кантус фирмуса'"'. Это означает то, что представляющая тему песня в форме "аабв" звучит в качестве ведущей мелодии в каждой последующей вариации, кроме того, за одним исключением, всегда в верхнем голосе. Первые четыре вариации ярко выраженного полифонического характера, затем фактура становится все более фигуративной, виртуозной. Очень характерное для Бёрда решение - последняя вариация выполняет как бы функцию репризы: тема здесь появляется вновь в оригинальном регистре (в теноровой партии) и музыка снова становится полифонической. Также излюбленным приемом Бёрда является появление после "квази репризы" коды, которая хотя и напоминает начало темы. начинаясь с полифонического материала, затем переходит в свободные фигурации
        "Sellinger's Round" строится тоже на строфической теме (по мнению одного из ученых, это ирландская народная песня), основная мелодия и здесь присутствует в каждой вариации (чаще в верхнем голосе), однако, часто в варьированном виде, украшенная фигурациями итальянского типа, более того, в ритмически измененном виде. Характер пьесы определенно танцевальный, пунктирный ритм и очень простая гармонизация напоминают стремительного ритма итальянский танец "la volta", обычно также трехчетвертной. Слово "Sellinger" указывает, кстати, на находящуюся в Корнуэлле местность Сент Лежер, а также на похожее семейное имя. Смысл слова "Round" в данном случае: хоровод.
        "Ground" Томаса Томкинса тоже вариации на мелодию типа "кантус фирмус", с той разницей, что "тему" здесь представляет простой мотив, состоящий всего из семи звуков и напоминающий народные детские стишки; из него Томас Томкинс мастерски строит огромную музыкальную форму. Семизвучный основной мотив появляется то в верхнем голосе, то в басу (в среднем голосе только единственный раз), в это время в партии другой руки наблюдаются изменчивые, все более виртуозные фигурации. Основной мотив, через некоторое время после начала пьесы, появляется в мелодически варьированном виде и в пунктирном ритме, дальше мы слышим его где в этом, где в оригинальном виде, соответственно определенным законам формы. Варьированная форма темы, появляющаяся в начале лишь от случая к случаю, спустя некоторое время становится постоянной, вплоть до конца большого раздела формы; потом вновь возвращается тема в оригинальном виде, которую мы слышим до конца среднего раздела; затем, наконец, снова появляется варьированная форма, что придает также полифонической третьей части еще более ощутимый репризный характер; замыкает часть кода, строящаяся на воздушных гаммообразных ходах.
        Другой тип вариаций в английской клавишной музыке XVI века, т. н. вариации на бас, представляет пьеса Джона Мунди "Gое from my window". В таких вариационных циклах постоянными элементами являются басовая тема и относящаяся к ней гармоническая последовательность; давшая название произведению четырехстрочная мелодия появляется на его протяжении дважды, когда вместо оригинального басового хода в левой руке присутствуют виртуозные фигурации. Особый интерес представляет то, что пьеса эта фигурирует в "Fitzwilliam Virginal Book" дважды, в первый раз в семичастной форме как сочинение Томаса Морли (том I, № 9), а во второй раз расширенная дальнейшим варьированием до восьмичастной формы (за исключением нескольких мелких отклонений, кстати, в том же самом виде) и под именем Джона Мунди! Добавленная вариация выполняет опять-таки роль репризы: хотя в ней и не возвращается мелодия темы, но появляющиеся после быстрых пассажей более спокойное движение и полифоническая фактура создают ощущение репризы.
        Интересной помесью вариаций на мелодию и на бас является пьеса Бёрда "Jhon come kisse me now". Кроме того, что мелодия четырехстрочной темы по типу кантус фирмус странствует из одного голоса в другой (иногда в пределах даже одной вариации), бас и гармонии темы, за исключением одного звука, точно соответствуют одной из самых популярных в то время теме вариаций на бас, т. н. "passamezzo moderno", и этот бас остается неизменным в ходе почти всех вариаций. "Jhon come kisse me now" - один из самых блестящих примеров мастерства Бёрда в построении формы: разнообразные, рафинированные ритмические решения, расположение друг за другом постепенно ускоряющихся, все более виртуозных вариаций, последование выполняющей функцию репризы предпоследней и движущейся в танцевальном ритме последней вариации- квазикоды, - все это выявляет руку мастера самого высокого ранга.
        Обработка Бёрдом "Pavane Lachrimae" показывает индивидуальную вариационную форму, примыкающую к самым популярным в английской вёрджинелной литературе танцевальным пьесам - паване и гальярде: каждый раздел трехчастной формы сопровождается, по традиции, варьированным повторением. Основой ,,Pavane Lachrymae" служит одно из самых популярных в то время вокальных произведений, ария Доуленда, начинающаяся словами "Лейтесь, мои слезы" ("Flow my tears"}, которую Бёрд, сохраняя оригинальные мелодию и бас, богато украшает типично инструментальными оборотами в зрелом стиле вокальных переложений. Произведение Доуленда обрабатывали, кроме Бёрда, еще много другими авторами, так, например, Джильс Фарнаби (FWB ССХХ), Томас Морли (FWB CLI11) и немец Самуэль Шейдт.
        Много общих черт имеется у двух, возможно, самых виртуозных вариационных циклов - "Wooddy-Cock" Фарнаби и фигурирующей в "Fitzwilliam Virginal Book" под именем Джона Булла пьесе "The King's Hunt" ("Королевская охота"). (Последняя пьеса, возможно, принадлежит не Буллу; правда то, что еще в одном источнике, кроме "Fitzwilliam Virginal Book", автором называют Булла, в вёрджинельном же сборнике Бенджамина Козина в качестве автора фигурирует составитель сборника, Козин). Тема "Wooddy-Cock" - простая, построенная на повторении мотивов ирландская песня, которую Фарнаби обработал в похожих на танец "двойных вариациях": двухчастная тема звучит сразу с варьированным повторением (в форме аа'бб'), последующие вариации также следуют этой схеме с использованием всех уже известных вариационных техник (вариации на мелодию, на бас и вариации на варьированную мелодию). "King's Hunt" относится к числу натуралистически изобразительных пьес, в которых характерно клавесинные формы движения рисуют картину скачки, лай собак, сигнал рога и т. д. Сама "тема" ничто иное, как последование таких форм движения, развертывающихся в похожей на пьесу Фарнаби структуре двойных вариаций. Кроме формального сходства, оба произведения связывает и то, что они представляют виртуозность наиболее высокого в то время уровня, более того, в них можно встретить много таких технических элементов (особенно в "Wooddy-Cock"), которые указывают вперед путь ли не на Бетховена и романтиков. (На примере этой пьесы можно в действительности увидеть, что подобные технические задачи не представлялись неразрешимыми для среднего музыканта середины XVIII столетия, музыканта, привыкшего к виртуозности другого типа.)
        Два произведения представляют собой другой типический жанр вёрджинельной эпохи - инструментальную фантазию. Это, как показывает и название, довольно свободная музыкальная форма, до самого конца "обязательно" избавленная от постоянной темы и всех прочих структурных и формальных связей, в которой широко раскрывается фантазия композитора. Определенные закономерности наблюдаются, конечно, и здесь. Традиционная фантазия для клавишных инструментов всегда начинается с имитационно - полифонического раздела, движущегося в крупных длительностях; этот, напоминающий церковный вокальный стиль, метод построения часто сохраняется на протяжении всей пьесы. Нередко, однако, в средней части произведения появляются более воздушная фактура и чисто инструментальные фигурации, более того, встречаются и части ярко выраженного танцевального характера. Этот классический тип композиции представляет на пластинке композиция Бёрда. Пьеса состоит из семи независимых друг от друга, ясно отделяемых частей, а также фигурационной коды; крупное формальное построение едино, до конца захватывающе волнующая композиция соединяет в себе строгую полифонию типа Палестрины, знакомый по "Sellinger's Round" подвижный вариационный стиль и даже простой танцевальный стиль.
        Композиция Морли, напротив, фантазия почти в современном смысле этого слова: более сквозной, более рыхлый музыкальный материал не делится на определенно разделяемые части и вместо более строгой полифонической структуры строится, в большей степени, на свободно развивающихся, разработочных инструментальных формулах.

Вернуться на главную страницу