ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ГОКЕТ

        Гокет (hoquetus, hoketus, hochetus - латинизированные формы франц. hoquet - икота; итал. ochetto; англ. hocket, hoquet) - прием изложения в многоголосной музыке средних веков, очень своеобразный тип полифонической техники композиции. Главной особенностью гокета было то, что мелодическая линия как бы рассекалась на отдельные звуки или группы звуков, которые распределялись по разным голосам-партиям. Мелодия, разделяясь на мелкие отрезки, переходила из одного голоса в другой. Такой приём относился преимущественно к двум смежным голосам, причём переходы мелодической линии из голоса в голос могли осуществляться как на границах попевок, так и на любом другом звуке. В результате исполнение становилось дробным, рваным, голоса как будто начинали заикаться, что давало особый эффект.
        Начальные формы гокетирования встречаются в музыкальных культурах Азии и Африки, в частности - на Ближнем Востоке. Именно отсюда гокет, по всей вероятности, проник в музыку западных стран. Как явление европейской средневековой музыки гокет зародился на рубеже XII-XIII веков во Франции. Наиболее полный свод правил сочинения гокетов дал знаменитый французский музыкальный теоретик Йоханнес де Грохео в своём трактате "О музыке" ("De Musica", ок. 1300). Теоретики Ars nova (Иоанн де Мурис, Псевдо-Симон Тунстед и др.) гокетной называли любую музыкальную композицию, в которой происходило "рассечение" голосов. Но гокет, все же, скорее был не жанром, а специфическим приемом изложения в многоголосном складе.
        В 1322 г., в специальной булле папы Иоанна XXII, резко осудившего смелые новшества многоголосия, привнесенные в церковное пение, с порицанием говорилось, что певцы рассекают церковные песнопения гокетами. Некоторые исследователи считают, что лишь отдельные шуточные произведения могли быть целиком выдержаны в таком духе. В целом, гораздо чаще гокетирование в многоголосных произведениях, как светских, так и церковных, встречалось эпизодически.
        Расцвет гокета в западноевропейской музыке наступил в XIV веке. Он оказал сильное влияние на изоритмический мотет и различные песенные формы, особенно на французкую chasse и итальянскую каччу.
        Начиная с XV века гокет постепенно исчезает из музыкальной практики. Но любопытно, что искусство гокетирования возродилось в музыке XX века, в первую очередь в связи с развитием серийной техники и музыкального пуантилизма (Антон Веберн).

Вернуться на главную страницу