ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ЛАУДА

        Лауда - жанр бытовой духовной лирики, широко распространившийся в Италии в XII-XIV веках. По латински laudo - это гимн, хвала, прославление. В отличии от церковных сочинений, лауды в основном пелись на местных наречиях. Живой разговорный языка противопоставлялся традиционной католической латыни. Кроме того, несмотря на духовный характер текста, содержание этих гимнов обычно связывалось с земными, повседневными радостями и переживаниями.
        Лауды могли быть как глубоко лирическими, так и радостно-задорными и даже сатирическими. Они распевались в домашнем быту, на площадях, во время праздничных гуляний. Возникли даже своеобразные братства лаудистов. Естественно, что широкой популярности лауд в первую очередь способствовали простота и доступность их напева. В отличие от церковной музыки, мелодической основой лауд чаще всего служили популярные, широко распространённые в быту мотивы.
        Легенда связывает появление первых лауд как духовных стихов на местном наречии со Средней Италией, со знаменитым святым Франциском Ассизским, основателем нищенствующего монашеского братства. Франциск, кроме того, что нищенствовал, был ещё поэтом и музыкантом. В его житии мы не раз можем прочитать, что он путешествовал, громко распевая песенки. Несмотря на то, что своим призванием Франциск считал "оплакивание по всему свету страданий Христа", и несмотря на свои собственные тяжелые страдания в конце жизни, святой всегда сохранял свой непосредственный поэтический взгляд на мир. Его братская любовь ко всякой твари составляет основание его поэзии. Он кормит зимой пчёл медом и вином, поднимает с дороги червыяков, читобы их не раздавили, выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшего в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, когда ему делают прижигание, просит брата огня, не причинять ему слишком много боли. Весь мир со всеми в нем живыми существами и стихиями, превращался для Франциска Ассизского в любящую семью, происходившую от одного Отца и соединенную в любви к нему.
        Первые тексты лауд, по-видимому, сочинялись самим Франциском, а музыка подбиралась из распространённых народных напевов. И в дальнейшем лауды распевались по всей Италии как всем доступные, но никому не принадлежащие песни, как истинно народное творчество.
        По строению лауда близка французской виреле и итальянской баллате. Она начинается рефреном, который исполнялся хором повторяется после каждой строфы. Первые образцы этого жанра были одноголосными и исполнялись хором в унисон. В конце XIV века появляются и многоголосные лауды, в которых преобладал аккордовый склад. В XV веке - это двух- и трёхголосные луды, а в начале XVI - четырёхголосные. Несколько образцов таких поздних лауд были опубликованы Оттавиано Петруччи. Они очень напоминают широко популярные тогда фроттолы. Воздейстие многоголосного стиля лауд обнаруживается в церковной музыке Палестрины.
        Во второй половине XVI века в Риме было создано большое количество многоголосных обработок лауд специально для конгрегации Филиппо Нери, католического священника, основавшего римские духовные собрания, на которых после чтения Священного Писания и назиданий пелись священные песни. Всё это происходило в молельне, или оратории. Кстати, именно так называемые диалогические лауды, исполнявшиеся в молитвенном зале, сыграли важнейшую роль в формировании оратории как жанра музыки, огромной многочастной композиции для хора, солистов и оркестра.
        Лауды были распространены в XII-XVI веках, хотя они встречались и позже. Но с XVII века лауды уже утратили своё значение и им на смену пришли другие музыкальные жанры.

Вернуться на главную страницу