ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Оперные либретто
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787)
Орфей и Эвридика

Опера в трех действиях (пяти картинах)
Либретто Р. Кальцабиджи на основе античного мифа
Впервые опера была исполнена 5 октября 1762 г. в Вене

Действующие лица

Орфей (тенор или меццо-сопрано)
Эвридика (сопрано)
Амур (сопрано)
Пастухи и пастушки, фурии и адские духи, тени умерших


        Действие первое. Горячо и нежно любили друг друга певец Орфей и прекрасная нимфа Эвридика. Но непродолжительным было их счастье. Однажды Эвридика вместе с подругами пошла на луг собирать весенние цветы. Смех и звонкие песни звенели над долиной. Резвясь, не заметила подруга Орфея в густой траве ядовитую змею. Ее укус пресек жизнь Эвридики...
        Не может примириться с тяжелой потерей Орфей. Горько оплакивает он свою нежно любимую жену. Его печальным и грустным песням вторит вся природа.
        Вот и сейчас, придя в священную рощу, сплошь заросшую лаврами и кипарисами, на могилу супруги, Орфей безутешно скорбит и жалуется богам на свою судьбу...
        Пастухи и пастушки, друзья певца, пришедшие с ним, чтобы украсить венками из живых цветов гробницу Эвридики, тщетно пытаются развеселить Орфея... Жизнь теперь потеряла для него всю свою прелесть, все очарование. Только о смерти может думать Орфей. Без Эвридики нет для него ни яркого солнца, ни голубого неба, ни весеннего цветения, ни радостных песен...
        И царь богов Зевс сжалился над ним. Он послал к Орфею бога любви Амура, чтобы передать свою волю: певцу дозволено спуститься в мрачное царство смерти. И если звуки лиры и голос Орфея очаруют бездушные сердца владык тьмы, певец вернется на землю со своей милой. Только одно условие должен выполнить Орфей. За все время, пока он будет находиться в подземном царстве, он не должен глядеть на подругу. Иначе она будет потеряна для Орфея навсегда... Певец отправляется за Эвридикой.

        Действие второе. Картина первая. Тяжелый путь предстоит Орфею. Надо пройти через мрачную пещеру Такара и священную реку Стикс. На скалистом берегу подземной реки останавливается певец. Вокруг него толпятся тени умерших. Словно шорох опадающих осенних листьев, чуть слышны их горестные стоны. Вдали поднимается густой темный дым, из которого по временам вырываются языки пламени. В безумном танце кружатся злые духи подземного царства и фурии. Они хотят остановить Орфея, преградить ему путь дальше. Певец молит их дать ему дорогу, переправить через Стикс. Но духи ада неумолимы: земные, человеческие чувства незнакомы им. Тогда ударяет Орфей по струнам своей золотой лиры и начинает петь. Над темными водами мрачной реки льются нежные, дивные звуки. Никто раньше не слышал здесь такой чудесной музыки. Поет Орфей о свой бессмертной любви, о тех золотых и безмятежных днях счастья и весны, которые провел он с Эвридикой. Поет о том, как быстро пролетели эти дни, как злая смерть вырвала из его объятий Эвридику, как непомерно глубока его тоска и безгранично горе... Звучит чистый, как слеза, голос Орфея. Все подземное царство внимает супругу Эвридики. Его голос так прекрасен, скорбь столь искренна, а пение печально, что злые духи и фурии не могут остаться равнодушными. Свершается небывалое - песня Орфея очаровывает и завораживает всех в царстве мертвых. И духи открывают Орфею дорогу. Певец продолжает поиски Эвридики.
        Картина вторая. В Элизиуме, светлом царстве блаженных теней, Орфей находит свою Эвридику. Горячо любимая подруга снова с ним! Теперь уж ничто не в силах разлучить супругов. Звонкая, счастливая песня льется из уст Орфея. Это гимн безграничной силе любви, двум верным и чистым сердцам, вновь обретшим друг друга... Но как ни велика радость Орфея от встречи с любимой, он хорошо знает, что, пока они не выберутся из подземного царства, Эвридика еще во власти сил зла... А чтобы выйти на землю, нужно проделать не менее сложный и долгий обратный путь. И постоянно помнить об условии, поставленном Орфею богами: не смотреть на свою подругу... Орфей с Эвридикой отправляются в трудную и полную опасностей дорогу из подземного царства.

        Действие третье. Картина первая. Черное зловещее ущелье со множеством расходящихся в стороны узких лабиринтов, ходов, тропинок. Справа и слева свисают безобразные каменные острия, по которым стекает вода. Изредка из тьмы доносятся леденящие кровь звуки: это "веселятся" демоны, духи ада и фурии.
        Появляется Орфей. Не оглядываясь, он ведет за руку Эвридику. Певец знает, что это последнее испытание перед выходом из подземного царства. Еще немного - и позади останутся все беды и несчастья, все горести и страдания. Последние усилия - и счастливые супруги покинут пределы ненавистного царства горя и смерти. Вот и тропинка, ведущая на поверхность земли. Она вся завалена огромными камнями. Но что значат последние трудности по сравнению с тем большим счастьем, которое ожидает их там, наверху, где шелестит шелковая весенняя листва, щебечут птицы и светит ясное, ласковое солнце!.. Вдалеке во тьме чуть забрезжил свет. Это выход из подземелья. Но все чаще и чаще с глубокой грустью вздыхает Эвридика, все медленнее поднимается в гору. Она не может понять холодности и равнодушия мужа: ведь он, прежде нежный и любящий, даже ни разу не взглянул на нее. Если бы сердце Орфея по-прежнему пылало страстью, разве удержался бы он от того, чтобы обнять и поцеловать жену. Наверное, он просто разлюбил ее. А если так, то незачем ей возвращаться на землю: лучше смерть, чем жалкая жизнь без любви близкого человека.
        У Орфея нет сил переносить дольше горестные упреки и сомнения супруги. Как хочется ему, позабыв обо всем, броситься к любимой, крепко прижать ее и целовать истосковавшимися губами ее щеки, шею, уста! Но всякий раз, когда готов он обернуться к Эвридике, когда взгляд его вот-вот встретится с ее взглядом, Орфей сдерживает себя - ведь тогда свершится непоправимая беда: его подруга навсегда останется в царстве мертвых. И Орфей снова упрямо шагает вперед... Но что это? За спиной не слышно легких шагов Эвридики. Она не хочет идти дальше: супруг разлюбил ее. Орфей уверяет свою юную подругу, что это не так, молит Эвридику поверить ему и быть терпеливой. Но та непреклонна: нет, она не пойдет за мужем... Орфей в отчаянии. Он не может больше противиться просьбе подруги хоть раз поцеловать ее. Забыв обо всем, певец оглядывается. И в тот же миг Эвридика, издав слабый стон, падает на землю Словно окаменев, стоит Орфей, охваченный великим горем Ему вторично пришлось пережить кончину горячо любимой жены, и виновник этой смерти - он сам. Эвридика ушла от него навсегда, а без нее нет для Орфея жизни на земле, Только смерть даст ему теперь возможность навсегда соединиться с любимой. И Орфей выхватывает кинжал, чтобы убить себя.
        Но в последний момент рядом с Орфеем появляется Амур. Он вырывает оружие у певца и сообщает ему радостную весть: боги даруют Орфею прощение, а его жене - жизнь. Концом своего лука он касается Эвридики - и та оживает...
        Картина вторая. Великолепный храм богам любви Амура. Перед святилищем веселятся пастухи и пастушки, друзья Орфея.
        Тут же певец с Эвридикой. Вместе с ними Амур. Счастливые супруги воздают хвалу богу любви, а собравшиеся славят великое всепобеждающее чувство, которое Орфей и Эвридика сумели пронести через все испытания.

Источник: "100 оперных либретто" © "Урал LTD", 1999


Орфей
Опера в трех актах
Либретто Р. Кальзабиджи и де Молина

История создания

        Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики - один из самых распространенных в опере. До Глюка он был использован в произведениях Пери, Каччини, Монтеверди, Ланди и ряда второстепенных авторов. Глюк трактовал и воплотил его по-новому. Реформа Глюка, впервые осуществленная в "Орфее", была подготовлена многолетним опытом творчества, работы в крупнейших европейских театрах; богатое, гибкое мастерство, совершенствовавшееся десятилетиями, он смог поставить на службу своей идее создания возвышенной трагедии.
        Горячего единомышленника композитор нашел в лице поэта Раньеро Кальзабиджи (1714-1795). Из многочисленных вариантов легенды об Орфее либреттист выбрал тот, что изложен в "Георгиках" Вергилия. В нем античные герои предстают в величавой и трогательной простоте, наделенные чувствами, доступными обычному смертному. В этом выборе сказался протест против ложного пафоса, риторики и вычурности феодально-дворянского искусства.
        В первой редакции оперы, показанной 5 октября 1762 года в Вене, Глюк еще не вполне освободился от традиций парадных представлений - партия Орфея поручена альту-кастрату, введена декоративная роль Амура; концовка оперы, вопреки мифу, оказалась счастливой. Вторая редакция, показанная в Париже 2 августа 1774 года, значительно отличалась от первой. Текст был заново написан де Молиной. Выразительнее, естественнее стала партия Орфея; она была расширена и передана тенору. Сцена в аду заканчивалась музыкой финала из балета "Дон Жуан"; в музыку "блаженных теней" введено знаменитое соло флейты, известное в концертной практике как "Мелодия" Глюка.
        В 1859 году опера Глюка была возобновлена Берлиозом. В роли Орфея выступила Полина Виардо. С этих пор существует традиция исполнения заглавной партии певицей.

Сюжет

        В красивой уединенной роще из лавров и кипарисов - гробница Эвридики. Орфей оплакивает свою подругу. Пастухи и пастушки, сочувствуя ему, призывают дух умершей услышать стенания супруга. Они разжигают жертвенный огонь, украшают памятник цветами. Орфей просит оставить его наедине с грустными мыслями. Тщетно призывает он Эвридику - лишь эхо повторяет имя возлюбленной в долине, лесах, среди скал. Орфей умоляет богов вернуть ему возлюбленную или отнять у него жизнь.
        Появляется Амур; он объявляет волю Зевса: Орфею разрешается сойти в ад, и если голос певца и звуки его лиры растрогают нечестивых, он вернется с Эвридикой. Лишь одно условие должен выполнить Орфей: не смотреть на супругу до тех пор, пока они не достигнут Земли, иначе Эвридика будет потеряна навсегда. Самоотверженная любовь Орфея готова выдержать все испытания.
        Густой темный дым окутывает таинственную местность, временами освещаемую вспышками адского пламени. Фурии и подземные духи затевают дикую пляску. Появляется Орфей, играющий на лире. Духи стараются запугать его страшными видениями. Трижды взывает к ним Орфей, умоляя облегчить его страдания. Силой искусства певцу удается смягчить их. Духи признают себя побежденными и открывают Орфею дорогу в подземный мир.
        Происходит чудесное превращение. Орфей попадает в Элизиум - прекрасное царство блаженных теней. Здесь он находит тень Эвридики. Ей чужды земные тревоги, мир и радость волшебной страны заворожили ее. Орфей поражен красотой пейзажа, чудесными звуками, пением птиц. Но счастлив он может быть только с Эвридикой. Не оборачиваясь, Орфей берет ее за руку и поспешно удаляется.

        Вновь возникает мрачное ущелье с нависшими скалами, запутанными тропинками. Орфей торопится вывести из него Эвридику. Но возлюбленная огорчена и встревожена: супруг ни разу не взглянул на нее. Не охладел ли он к ней, не померкла ли ее красота? Упреки Эвридики причиняют Орфею нестерпимую душевную боль, но он не в силах ослушаться богов. Вновь и вновь Эвридика умоляет мужа обратить на нее свой взор. Для нее лучше умереть, чем жить нелюбимой. Отчаявшийся Орфей уступает ее просьбам. Он оглядывается, и Эвридика падает мертвой. Безутешному горю Орфея нет границ. Он готов поразить себя кинжалом, но Амур останавливает его. Супруг доказал свою верность, и по воле богов Эвридика вновь оживает.
        Толпа пастухов и пастушек радостно приветствует героев, развлекая их пением и веселыми плясками. Орфей, Эвридика и Амур славят всепобеждающую силу любви и мудрость богов.

Музыка

        "Орфей" справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.
        Увертюра оперы музыкально не связана с действием; согласно существовавшей традиции, она выдержана в живом движении, жизнерадостном характере.
        Первый акт представляет собой монументальную траурную фреску. Величественно и печально звучание погребальных хоров. На их фоне возникают полные страстной скорби стенания Орфея. В сольном эпизоде Орфея с эхом трижды повторяется выразительная мелодия "Где ты, любовь моя", выдержанная в духе lamento (жалобных стенаний). Она прерывается драматическими призывными речитативами, которым, точно эхо, вторит оркестр за сценой. Две арии Амура (одна из них написана для парижской постановки) изящны, красивы, но мало связаны с драматической ситуацией. Игривой грацией пленяет вторая ария "Небес повеленье исполнить спеши", выдержанная в ритме менуэта. В конце акта наступает перелом. Заключительный речитатив и ария Орфея носят волевой стремительный характер, утверждая в нем героические черты.
        Второй акт, наиболее новаторский по замыслу и воплощению, распадается на две контрастирующих части. В первой устрашающе грозно звучат хоры духов, исполняемые в унисон с тромбонами - инструментами, впервые введенными в оперный оркестр в парижской редакции "Орфея". Наряду с острыми гармониями, "фатальным" ритмом, впечатление жути призваны производить глиссандо оркестра, изображающие лай Цербера. Стремительные пассажи, острые акценты сопровождают демонические пляски фурий. Всему этому противостоит нежная ария Орфея под аккомпанемент лиры (арфа и струнные за сценой) "Заклинаю, умоляю, сжальтесь, сжальтесь надо мной". Элегически окрашенная плавная мелодия становится все взволнованнее, активней, просьба певца настойчивее. Вторая половина акта выдержана в светлых пасторальных тонах. Свирельные наигрыши гобоя, тихое струящееся звучание скрипок, легкая прозрачная оркестровка передают настроение полной умиротворенности. Выразительна меланхоличная мелодия флейты - одно из замечательных откровений музыкального гения Глюка.
        Тревожная порывистая музыка вступления к третьему действию живописует мрачный фантастический пейзаж. Дуэт "Верь нежной страсти Орфея" получает напряженное драматическое развитие. Отчаяние Эвридики, ее волнение, горестные причитания переданы в арии "О жребий злосчастный". Скорбь Орфея, печаль одиночества запечатлены в известной арии "Потерял я Эвридику". Завершают оперу балетная сюита и ликующий хор, где солистами, чередуясь, выступают Орфей, Амур, Эвридика.

Источник: "100 опер" © Л.: "Музыка", 1971


вернуться к списку либретто

Вернуться на главную страницу