ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

МЕССА

        Месса - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Месса как многочастное произведение культовой музыки предназначено для хора (иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением).
        Слово "месса" происходит от позднелатинского missa, от латинского mitto - посылаю, отпускаю (итал messa; франц. messe; нем. Messe; англ. Mass). "Ite, missa est ecclesia" - "идите, служба закончена" или "собрание распущено". Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание. В церкви после этого могли оставаться только принятые в общину. Позже мессой стали называть главное богослужение католической церкви. В него входили разнообразные виды и формы григорианского пения; основными из которых считались псалмы и гимны.
        История псалмов берет свое начало в глубокой древности. Впервые они появились примерно в тринадцатом веке до новой эры. По-гречески псалом - "хвалебная песнь". Так назывались гимны еврейской религиозной поэзии и молитвы, составляющие ветхозаветную Псалтирь. В начале новой эры псалмы были приняты и христианской церковью. В древнехристианском пении псалмы исполнялись попеременно двумя хорами в унисон. Это была медлительно-суровая речитация, очень сдержанная и отрешенная.
        Псалмы как бы составляли саму сердцевину официального ритуала. Псалмодические песнопения были теснейшим образом связаны с культом, поэтому их пение поручалось исключительно хору церковных певчих и священнослужителям. Псалмы исполнялись в разные моменты мессы и менялись в зависимости от церковного календаря. Все так называемые подвижные части мессы относились к пропорию. По-латински проприус - "собственный, отличительный, особенный". Эти части исполнялись в зависимости от церковных праздников или характера того события, которому было посвящено исполнение мессы. Самые распространенные части проприя - Introitus, то есть начальный псалом, Graduale, то есть псалом на данный день церковного года, Offertorium, или приношение даров, Communio, то есть причащение, а также Halleluia (Alleluia) (не путайте с молитвенным возгласом, которым часто завершают псалмы). "Аллилуйя" переводится с древнееврейского как "хвалите всевышнего". Это ликующий, восторженный напев, который не исполнялся только по постным дням. Гимны поначалу являлись своего рода дополнениями к службе и исполнялись всей общиной верующих. Но постепенно гимны не только были узаконены как неотъемлемая часть мессы, но и стали вытеснять из практики псалмодические фрагменты.
        В обиход христианской церкви гимны были введены в четвертом веке миланским епископом Амвросием. Сначала это были небольшие вставки в богослужебный ритуал. Затем гимны стали своеобразным средоточием лирических настроений, их мелодическую основу нередко составляли популярные, легко запоминающиеся мотивы. К одиннадцатому веку богослужение без гимнов уже не существовало. Но официально они были допущены в музыку лишь в XIII в. В период повсеместного внедрения многоголосия в церковную практику (XII-XIII вв.) начинает складываться многочастная месса, исполняемая профессионалами певчими и основанная на песнопениях гимнического склада. Именно гимны и послужили основой для возникновения пяти постоянных частей мессы, так называемого ординария. Эти части звучат в церкви каждый день - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei, они являются неизменными составляющими литургии. В то время как другие песнопения - предназначены для всех служб церковного календаря - от недели к недели, от праздника к празднику, и так - на протяжении года.
        Ординарий переводится с латинского как "обычный". Ординарий занимал очень скромное место в григорианском своде песнопений. Ко времени папы Григория Первого даже ещё не все части ординария сложились. Текст его всегда оставался неприкосновенным.
        Лишь начиная с XIV века ординарий привлек внимание музыкантов, которые и создали композицию мессы, каждый - свою. Именно по мессам Палестрины, Орландо ди Лассо, Монтеверди, Бетховена и многих других знаменитых композиторов в результате и создается впечатление о цельном художественном произведении. Первой же из известных авторских месс-ординариев было сочинение французского композитора Гильома де Машо, "Месса Нотр Дам".

Общая схема католической мессы
(римскими цифрами обозначено членение мессы на четыре крупных раздела)

разделы мессы ординарий

проприй

пение речитация пение речитация
I
Introitus (вход)
Служба
Kyrie eleison
Слова Gloria
Oratio (молитва дня)
Epistula (послание)
Graduale
Alleluia (или Tractus; иногда Sequentia)
Evangelium
Credo
II
Offertorium (дароприношение)
Евхаристия Secreta (молитва о дарах)
III
Praefatio (приготовление)
Канон
Sanctus
IV
Pater noster
Agnus Dei
Причастие Communio (причащение)
Postcommunio
Ite missa est (или Benedicamus)

(таблица опубликована в "Музыкальном энциклопедическом словаре"
М., Советская энциклопедия, 1990)

        Месса как единое по замыслу циклическое музыкальное произведение сформировалась в XIV в. В ней постоянно выдерживался официальный ординарий - строгая последовательность пяти традиционных частей (иногда Sanctus и Benedictus представляли собой самостоятельные фрагменты), и соответственно культовому тексту менялось образное содержание музыки. Ранние образцы жанра связаны с французским Ars nova; автор первой из известных нам месс XIV в. - Машо; другая сохранившаяся месса того же периода вошла в историю под названием Турнейской (по всей вероятности, она была создана во Фландрии, в городе Турнее, который славился соборной капеллой).
        В XV в. жанр полифонической мессы достигает блестящего расцвета. В качестве мелодической основы (cantus firmus) все реже употребляются григорианские напевы. Композиторы обращаются к мелодиям светских и даже народных песен, названия которых нередко становятся "заголовками" месс. Таковы многие мессы мастеров нидерландской школы: "Бледно личико твое" Г. Дюфаи, "Поведай, язык мой" и "Вооруженный человек" Жоскена Депре и др. (Следует заметить, что особенно популярной была песенка о вооруженном человеке: нет почти ни одного нидерландского композитора, который не написал бы мессу на мелодию этой песни.) Свидетельством отхода многих авторов от ритуального назначения мессы могут служить произведения, в которых композиционные приемы подчинены какой-либо чисто технологической, а подчас умозрительной задаче. Так, Жоскеном Депре была написана "Missa di dadi" ("Месса на игру в кости"), где при помощи контрапункта символически изображались приемы этой игры. Интересный опыт предпринял И. Окегем: его мессу "Cujusvis toni" можно было петь в любом из церковных ладов (переставляя ключи в хоровых партиях). И все же именно в XV в. месса стала тем жанром, в котором наиболее полно выявились специфические особенности музыки как искусства поэтически возвышенного, строгого и вместе с тем эмоционально яркого. Говоря о мессе XV в., известный французский музыковед А. Прюньер писал: "В полифоническом стиле месса представляет, так сказать, элемент чистой музыки не потому, что выражение субъективных чувств было из нее исключено, а потому, что эти могучие музыкальные построения созданы из материала, изготовленного самим композитором. Литургический текст представляет лишь смутную, неопределенную опору и не может, как в песнях и мотетах, обусловить самое форму.
        На деле текст, состоящий из отрывков, дает композитору возможность свободно перераспределить архитектурный план целого. Месса в XV в. представляет собой такой же опыт музыкального творчества, как и симфония в XIX в.". И действительно, месса занимает ведущее место в наследии композиторов той эпохи. Так, Г. Дюфаи принадлежит не менее 30 месс, Я. О6рехту - около 25, И. Окегему - свыше 15, Ж. Депре - более 30.
        Одним из самых значительных этапов в развитии мессы стало творчество Дж. Палестрины. Особой торжественностью тона; строгостью и глубиной изложения отмечена его знаменитая "Месса папы Марчелло" (1562), а также мессы "Assumpta est Маriа" и "Super voces musicales" (всего композитором создано ок. 100 месс). В творчестве другого величайшего композитора XVI в. - Орландо Лассо - месса, несмотря на значительное число образцов этого жанра (более 60), заняла не столь видное место. Из месс, написанных в конце XVI - начале XVII вв., выделяются сочинения испанца Т. Виктории, итальянцев Ф. Анерио и Г. Аллегри, отмеченные сильным влиянием Палестрины (несколько особняком стоят мессы О. Беневоли, написанные для 12, 24 и даже 48 голосов).
        С развитием оперы, оратории и кантаты жанр мессы уже не занимает ведущего места в творчестве европейских мастеров. Из выдающихся композиторов XVII в. ему отдал скромную дань лишь К. Монтеверди (известностью пользуется его месса "In illo tempore"). В этот же период стала широко культивироваться месса в сопровождении органа, а к концу столетия роль инструментального начала все более возрастает.
        На рубеже XVII-XVIII вв. наибольшее внимание мессе уделяют итальянские мастера А. Скарлатти (автор более 200 месс), Ф. Дуранте (среди лучших его сочинений "Месса в стиле Палестрины"), Л. Лео, А. Лотти. Первая половина XVIII в. наряду с общей тенденцией к выдвижению на первый план инструментальной музыки и некоторым спадом интереса к церковным жанрам приносит такой шедевр, как си-минорная месса И.С.Баха (см. "Высокая месса") (кроме того, перу композитора принадлежат еще четыре короткие мессы). С конца XVIII в. многие мессы приобретают концертный характер, сближаясь с ораторией, а в некоторых случаях и перенимая черты оперного стиля.
        В композиторском творчестве с давних пор различают короткую мессу (Missa brevis), состоящую из двух-трех начальных частей (Kyrie, Gloria, Credo) или включающую весь ординарий, но при сжато построенных частях; и торжественную мессу (Missa solemnis), все части которой обычно подразделяются на несколько самостоятельных фрагментов. Существуют также мессы для органа; чаще всего они состоят из большого числа номеров и в значительной степени отходят от ординария церковной хоровой мессы (таковы, например, мессы для органа Ф. Куперена). Под названием "Органная месса" получил известность цикл пьес И. С. Баха ("Прелюдии к катехизису"), образовавший третью часть сборника "Klavierubung" (1739). В послебаховскую эпоху выдающиеся образцы месс создали Й. Гайдн (в его наследии встречаются и органные мессы) и В. А. Моцарт, в XIX в. - Л. ван Бетховен, К. М. Вебер Ф. Шуберт, Л. Керубини, Дж. Россини, Ф. Лист, С. Франк, А. Брукнер и др. Изредка месса встречается в творчестве композиторов XX в. ("Глаголинская месса" Л. Яначека, "Месса для смешанного хора и духовых инструментов" И. Ф. Стравинского, мессы Ф. Пуленка, А. Казеллы, Ш. М. Видора, Л. Вьерна).

Использованы материалы соответствующих статей из книг: Ю.Булучевский, В.Фомин "Старинная музыка: словарь" М., Музыка, 1996 (с.129-132) и "Музыкальный энциклопедический словарь" М., Советская энциклопедия, 1990 (с. 340).

Вернуться на главную страницу