ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
"ОСЛИНАЯ ПРОЗА"
("ORIENTIS PARTIBUS")
|
Петр Корбейльский (?) Се является осел пер. М. Гаспарова |
Т.Ливанова: "Современник Франциска Ассизского французский архиепископ Пьер Корбейль, автор ряда секвенций, сочинил так называемую "ослиную прозу", которая приобрела большую популярность. Она предназначалась к празднику обрезания и была связана с событиями, близкими Рождеству. Согласно евангелию, на осле были привезены дары волхвов, прибывших поклониться младенцу Христу, и осел же вскоре должен отвезти святое семейство в Египет. И вот в этой связи в соответвующем богослужении появилась проза в качестве вставки, восхваляющей осла:
Из восточных стран Прибыл к нам осел, Сильный и красивый, Годный для поклажи. Эй, господин осел, спойте, Откройте прекрасные уста, Получите вволю овса и сена и т.д. |
Мелодия "ослиной прозы" отличается чуть ли не плясовой динамичностью, ясно расчленена, упруга, весело-задорна. В ней нет архаичности или абстрактности выражения - она все еще кажется вполне живой, народной.
Т.Ливанова "История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х тт. Т. 1" М., 1983 (с. 73)
М. Гаспаров:
Церковь хорошо понимала, что всякая строгость
нуждается во временной разрядке, и под новый год,
в пору общего народного веселья, устраивала
праздник для своих младших чинов: послушников,
школяров, певчих и т. д. Местом объединения этой
церковной детворы был прежде всего церковный хор
под управлением регента; и вот, 28 декабря,
накануне поминовения святых младенцев,
невинноубиенных от царя Ирода, во время слов
вечерней службы "... низложил господь власть
имущих и восставил униженных", регент
торжественно передавал свой посох, знак власти,
одному из мальчиков; и в течение следующего дня
этот мальчик считался епископом, вел службы,
произносил проповеди (некоторые из них записаны
и сохранились), а остальные мальчики исполняли
роли священников, диаконов и пр.; вечером же для
этого малого причта устраивалось угощение за
счет церкви. Так как главным поминаемым событием
при этом было бегство Христа-младенца с
богоматерью на осле в Египет, то в некоторых
городах праздник сопровождался инсценировкой:
клирик, переодетый женщиной, верхом на осле и с
младенцем на руках проезжал по церковному двору
или по улицам города от церкви. Так велось
издавна; но к XII в. причт постарше позавидовал
детям и стал устраивать для себя праздник такого
же рода, только гораздо менее невинный. Это
делалось 1 января, в новогодие, в день Обрезания
господня; главным актом и здесь была передача
посоха старшине праздника; поэтому праздник
обычно именовался "праздник посоха", но
также "праздник дураков", "шутовской
праздник", "ослиный праздник" и т. п. Здесь
уже каждый город и каждая церковь изощрялись в
вольностях на свой лад: перед началом мессы к
церкви подводили навьюченного осла, клирики
выстраивались перед дверями с бутылями вина в
руках, осла торжественно вводит в церковь и
ставили у алтаря, каждая часть богослужения,
вместо "аминя", заканчивалась громогласным
ржанием, а кое-где доходили и до того, что кадили
не из кадильниц, а из старых башмаков, на алтаре
бросали игральные кости, размахивали колбасами и
сосисками, клир и миряне менялись одеждами, пели
и плясали в масках и т. д., драки и кровопролития
были обычным явлением; что ваганты на таком
празднике были желанными гостями, понятно без
дальних слов. Ученые церковники, читавшие Овидия
и отлично понимавшие, от каких языческих
"сатурналий" или "форнакалий" пошли эти
обычаи, даже не пытались отменять этот
"праздник дураков" и только старались
умерить его неистовства; так, в городе Сансе
архиепископ Петр Корбейльский (ум. 1222),
один из почтеннейших ученых своего времени,
учитель самого папы Иннокентия III, запретил
своему клиру вводить в церковь осла и потрясать
бутылями, но оставил в богослужении и пение "ослиной
секвенции" в начале, и "песнопение к
выпивке" в конце, и общую пляску в середине.
Только несколько веков спустя, уже в эпоху
контрреформации (XVI в.) церкви удалось задушить
эти народные обычаи; да и то в глухих местах
Европы "праздник дураков" справлялся в
церквах до XVII-XVIII вв.
...Петр Корбельский, архиепископ Сансский, поневоле допустивший в своем соборе исполнение "ослиной секвенции" и за это прослывший (без особых оснований, конечно) ее сочинителем.
М. Гаспаров. Статья-послесловие в книге "Поэзия вагантов" М., Наука, 1975 (с. 451-453, 470)