ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ВЁРДЖИНЕЛ

       Вёрджинел - клавишно-струнный щипковый инструмент прямоугольной формы, обычно без ножек (его просто ставили на стол). Внутри ящика были одинарные струны, которые располагались по диагонали, слева направо. Мануал был один (хотя некоторые исследователи утверждают, что были и двухмануальные инструменты), а диапазон не превышал четырех октав.
        Вёрджинел был очень популярен на рубеже XVI-XVII вв. в Англии, а затем и на континенте. Есть свидетельства, что данный термин, аналогично "клавиру" в Германии и "чембало" в Италии, стал собирательным для всех клавишных струнных инструментов - не только прямоугольной, но и крыловидной формы, как у клавесина.
        Термин virginal происходит от латинского virgula, что значит "палочка, стержень". Имеется в виду способ звукоизвлечения, когда специальный стержень из вороньего пера или кожаного плектра цеплял нужную струну при нажатии клавиши. По-английски эту деталь окрестили jаск, именно так называет ее Шекспир в 128 сонете, описывая игру своей возлюбленной на вёрджинале:

Since saucy jacks so happy are in this,
Give them thy fingers, me thy lips to kiss.

        Версий происхождения названия вёрджинел - несколько, одна из них связана с латинским словом virgo - девственница, девушка (этимология, очень популярная в Англии). Инструмент был предназначен для домашнего, камерного музицирования, и чаще всего на нем играли молодые девицы благородного происхождения. Косвенным доказательством распространенности этой этимологии служит первое печатное издание английской вёрджинальной музыки (1612). Называется оно "Парфения" - от греческого слова "парфенос", что в переводе также означает "дева". Музыкантша изображена на титульном листе этого издания в облике св. Цецилии - девственницы, одной из первых мучениц христианской церкви (на гравюре отчетливо виден традиционный атрибут Цецилии - венок на голове).
        По принципу устройства и манере звукоизвлечения вёрджинел был одним из предшественников фортепиано. Но по качеству звучания он скорее приближался к арфе и лютне. Его тембр отличался мягкостью, нежностью и приглушенной окраской.
        Вёрджинел дал название одной их самых блистательных страниц в истории английской музыки. Композиторы второй половины XVI - первой половины XVII вв. - Джон Булл, Томас Морли, Джильс Фарнеби, Орландо Гиббонс, Томас Томкинс, Уильям Бёрд - писали великолепную музыку в самых разных жанрах. Но именуют их вёрджинелистами, так как то, что они создали для вёрджинела и вообще для клавесина, до сих пор имеет непреходящее значение. Английскую вёрджинельную музыку елизаветинской эпохи называют первым золотым веком клавишной музыки.
Елизавета I        Кстати, и сама королева Елизавета I очень любила этот инструмент. До нас дошло множество свидетельств ее исключительной музыкальности. Чарлз Бёрни, крупнейший английский историк музыки, констатировал: "Если она могла играть все пьесы из "Вёрджинальной книги Фицуильяма", она должна была быть очень хорошей исполнительницей, поскольку пьесы эти столь трудны, что едва ли найдется во всей Европе мастер, который отважится сыграть хоть одну из них, не поучив ее с месяц".
        А вот суждение современника Елизаветы - сэра Джеймса Мелвилла, посланника королевы Шотландии Марии при английском дворе: "После обеда лорд Хантсден увлек меня с собою на тихую галерею, где я мог слышать, как королева играет на вёрджинале. Я застыл, восхищаясь ее игрой..."

Вернуться на главную страницу