ИНТЕРПРЕТАТОРЫ

CHANTICLEER (USA)

Обладатель премии "Грэмми" (GRAMMY®) 2000 г. в номинации "Лучшее ансамблевое исполнение"

Президент и генеральный директор Chanticleer

Chanticleer

Музыкальный директор Chanticleer
Christine Bullin Joseph Jennings
Контратенор, артистический администратор и директор образования Chanticleer Бас
Philip Wilder Eric Alatorre

Сопрано

Альт

Matthew Alber Jesse Antin
Тенор Тенор Сопрано Альт
Kevin Baum Matt Oltman Ian Howell Jay White
Баритон Сопрано Тенор Баритон
Mark Sullivan Christopher Fritzsche Michael Lichtenauer David Alan Marshall

        Chanticleer пользуется замечательной репутацией ярчайшего интерпретатора вокальной музыки, причем диапазон репертуара ансамбля огромен - от полифонии эпохи Возрождения до джаза, от госпелов до авангардной современной музыки. Двенадцать мужских голосов, от контратенора до баса, сливаются в единое целое, что позволило ансамблю пользоваться международной славой в качестве настоящего "оркестра голосов".
        Вот что критики говорят о творчестве ансамбля: "пение Chanticleer захватывает дух от точности интонации, от чистоты звучания, разнообразия красок цвета и шикарного стиля " (The Boston Globe). "Я не не знаю никакого другого "оркестра голосов", который мог бы так потрясти слушателя своим профессиональным исполнением от полифонии эпохи Возрождения до госпелов, современной музыки и джаза "(The Chicago Tribune). "Chanticleer очаровывает и приводит в восторг так же, как как приводит в восхищение прекрасный шоколад или роллс-ройс - своим роскошным исполнением"(Los Angeles Times).
        В течении года Chanticleer дает более ста концертов во всем мире, регулярно выступая в Нью-Йорке, Бостоне, Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Чикаго, Торонто, Токио и Париже, а также у себя дома, в Сан-Франциско.
        Ансамбль назван по имени "ясно поющего" ("clear-singing") петуха из "Кентерберийских рассказов" Джеффри Чосера:

"А по двору, как гордый кавалер,
Ходил петух - красавец Шантиклер.
И поутру он кукарекал рано
Звончей и громогласнее органа,
Что только в праздник голос подавал.
Соперников петух себе не знал..."

(перевод И. Кашкина)

        Chanticleer был основан в 1978 г. тенором Луи Ботто, певшего в составе ансамбля до 1989 г. и бывшего его артистическим директором до своей смерти в 1997 г. В настоящий момент руководство коллектива - Кристин Буллин (пришедшая в Chanticleer в 1999 г. в качестве президента и генерального директора, в чьем ведении находится художественная и административная деятельность), Джозеф Дженнингс (контратенор, ставший музыкальным директором вскоре после присоединения к ансамблю в 1983 г.) и Филип Вилдер (контратенор, поющий в Chanticleer с l990 г. и сейчас являющийся еще и артистическим администратором и директором образования.
        Chanticleer является обладателем главных грантов от различных организаций и фондов (National Endowment for the Arts, California Arts Council, E. Nakamichi Foundation, William & Flora Hewlett Foundation, Carol Franc Buck Foundation, City of San Francisco).
        С их помощью ансамбль регулярно проводит мастер-классы (artist-in-the-schools) во время своих гастролей, а также в городах на побережье Сан-Франциско. Гуманитарная некоммерческая деятельность Chanticleer находит поддержку в администрации штата и Опекунском Совете (Board of Trustees).


Chanticleer: миссия ...

        Chanticleer - мужской вокальный ансамбль, исполняющий разнообразную и оригинальную с творческой точки зрения музыку, находящий аудиторию во всем мире посредством концертных выступлений, записей и трансляций, а также ведущий образовательную деятельность.

... и история

Луи Ботто, основатель и артистический директор Chanticleer (1978-1997)        Спустя годы, можно было бы представить, что ответил бы основатель Chanticleer Луи Ботто (Louis Botto) на вопрос о том, думал ли он, что его ансамбль станет тем, чем он является сегодня - единственным профессиональным классическим вокальным ансамблем в США. Скорее всего Луи сказал бы "да", по обыкновению широко улыбаясь с хитринкой в глазах. Но все же никто не может утверждать с полной уверенностью, какое будущее Луи планировал для того ансамбля певцов, которых он собирал вокруг стола обеденной комнаты в Сан-Франциско в далеком 1978 г.
        Будучи аспирантом-музыковедом Bay Area college и изучая музыку средних веков и Возрождения, Луи нашел очень странным, что многие из произведений того времени не исполняются в наше время. И тогда он решил, для того, чтобы дать второе дыхание этой старинной музыке, создать ансамбль, в котором были бы только мужчины, так как это было традицией в ту эпоху. Среди певцов хоров, участником которых был сам Луи (в том числе San Francisco Symphony Chorus и Grace Cathedral Choir of Men and Boys), нашлось еще восемь человек, заинтересовавшихся этим предложением. И вместе они начали репетировать...
        Но коллектив нуждался в названии. Один из его основателей, Чарли Эриксон, как раз в это время читал знаменитые "Кентерберийские рассказы" Джеффри Чосера, английского поэта XIV века, "отца английской поэзии". И он предложил в качестве названия имя петуха Шантиклера, персонажа "Рассказа монастырского капеллана". Сам Чосер фактически заимствовал имя из средневекового французского романа "Ренар Лис", оно - сочетание французских слов chanter ("петь") и clair ("ясный"). Предложение всем понравилось, и 27 июня 1978 г. Chanticleer дебютировал перед слушателями в сан-францисской Old Mission Dolores.
        В программе выступления были сочинения тех композиторов, которые в дальнейшем стали основой репертуара ансамбля - Берд, Исаак, Окегем, Моралес, Морли, Дюфаи и Жоскен Депре. Вдохновленный своим успехом, музыканты решили продолжить репетиции, чтобы давать новый концерт приблизительно раз в четыре месяца.
        Луи был всегда обеспокоен тем, что развитию коллектива мешает его любительский статус, и с самого начала хотел, чтобы Chanticleer стал профессиональным ансамблем, и чтобы его члены этим зарабатывали себе на жизнь (то есть имели бы "full-time" - полную рабочую неделю). Однако этой цели было не легко достигнуть. В первые годы существования ансамбль совершал долгие и иногда изнурительные концертные туры, часто длившиеся восемь-десять недель, давая десятки концертов подряд во многих городах.
        Коллектив зарабатывал в те времена небольшие деньги, и экономил на всем. Луи, шеф-повар, часто хвастался тем, что мог бы сделать обед для всех членов Chanticleer меньше чем за 50 долларов, и он часто действительно был вынужден делать его на кухне их крошечного мотеля. К счастью, теперь коллектив путешествует немного по-другому, не так, как отцы-основатели. Расписание гастролей более щадящее, продолжительные поездки сведены к минимуму, а одноместные номера для музыкантов стали нормой.
        К 1991 г. положение Chanticleer стало достаточно устойчивым с материальной точки зрения, и для всех двенадцати членов ансамбля это - основное место работы. (Количество певцов за прошедшие годы изменилось, чаще всего для выступлений достаточно восьми человек, но двенадцать - оптимальное число, обеспечивающее взаимозаменяемость).

        Первые гастрольные туры Chanticleer проходили в каждом штате - в небольших городках. Но музыкантам очень хотелось получить международное признание. И это произошло в 1984 г., когда ансамбль был приглашен в Бельгию - для выступления на международном фестивале, посвященном Жоскену Депре (International Josquin Symposium).
        В последний момент стало известно, что не сможет приехать один из коллективов, и Chanticleer вызвался заменить его, чтобы исполнить на одном из концертов фестиваля мессу Жоскена. Единственная проблема была в том, что времени на изучение музыки не было и мессу пришлось репетировать уже в самолете! Так это было в первый раз, а сегодня Chanticleer выступает по всему миру, в том числе и на многих известнейших международных фестивалях, таких как Saltzburg Festival (Австрия), Schleswig-Holstein Music Festival (Германия), Brisbane Biennial Festival of Music (Австралия), Taipei International Choral Festival (Тайвань), Festival Van Vlaanderen (Бельгия).
        Но одна только постоянная и упорная работа еще не гарантирует стопроцентный успех и признание. Иногда необходимы также определенная удача и хорошие друзья, готовые прийти на помощь. В 1980 г. Chanticleer участвовал в Festival of Masses, большом хоровом фестивале, проводимом в Сан-Франциско при поддержке легендарного Роберта Шоу, выступавшего в качестве дирижера фестиваля. Chanticleer дал сольный концерт, исполнив три мессы - средневековую (григорианское пение), Дюфаи и Берда (полифонические). Роберт Шоу посетил выступление и после него сказал, что "это было одно из самых прекрасных мгновений в моей жизни". Луи, никогда не забывавший о своих обязанностях антрепренера, записал эту фразу маэстро и попросил на следующий день, чтобы тот подписался под ней. Тот сделал это, с одним лишь дополнением: "это было одно из самых прекрасных музыкальных мгновений в моей жизни".

        За всю историю Chanticleer в нем пело более 75 человек, и каждый из них внес в ансамбль что-то свое, уникальное и ценное. Важным моментом в истории коллектива стал 1983 г., когда членом Chanticleer стал контратенор Джозеф Дженнингс. Его талант был настолько очевиден, что вскоре другие участники ансамбля попросили, чтобы он стал их музыкальным директором. За все эти годы стиль пения Джозефа, также как и его творческий подход к аранжировке и исполнению госпелов и популярной музыки, стали отличительным признаком звучания Chanticleer. Кроме этого, его энтузиазм в обучении молодых певцов привел к созданию образовательной общедоступной программы "Singing-in-the-Schools", которая успешно существует и по сей день.
        С самого начала творческой деятельности Chanticleer было ясно, что студийные записи будут способствовать упрочению положения ансамбля и его известности. Но было трудно найти фирму грамзаписи, которая была бы готова выпускать ту музыку, которую исполнял коллектив. В 1987 г., с приближением десятилетнего юбилея, Chanticleer решил создать независимый лейбл, чтобы наконец-то выпустить свой первый компакт-диск. Так появилась Chanticleer Records.
        Это был риск, который оправдался - в течении шести лет было выпущено десять компакт-дисков. Однако, в то время как записи хорошо продавались на концертах, они не были широко доступны в Соединенных Штатах, и фактически были неизвестными за границей. Но все изменилось в 1994 г., когда Chanticleer подписал эксклюзивный контракт с Teldec Classics International.
        Эта фирма была готова издавать самую разнообразную музыку - григорианские песнопений, полифонию эпохи Возрождения, спиричуэлы, госпелы и популярную музыку. Сотрудничество Chanticleer и Teldec Classics уже привело к выпуску двенадцати компакт-дисков (включая переиздание двух дисков Chanticleer Records), которые продаются более чем в 60 странах мира, что повлекло за собой быстрый рост международного признания ансамбля. И как итог - альбом 1999 г. "Colors of Love", на котором были записаны хоровые произведения современных авторов, позволил Chanticleer стать обладателем премии "Грэмми" в номинации "Лучшее ансамблевое исполнение" (GRAMMY® Award for Best Small Ensemble Performance With or Without a Conductor). Альбом 2000 г. "Magnificat" (записи западноевропейской и русской музыки - от григорианского хорала до сочинений Монтеверди и Титова) поднялся до пятой строчки в чарте классической музыки Billboard.

        Главная сфера творческой деятельности Chanticleer - это концерты и записи a cappella. Но помимо этого реализуются и другие проекты. В тесном сотрудничестве с музыковедом Крэйгом Расселлом ансамбль исполнил и записал, совместно с оркестром аутентичных инструментов, две программы ("Mexican Baroque" и "Matins for the Virgin of Guadalupe"), включающие неизвестные сочинения мексиканских композиторов XVIII века - Мануэля де Замая (Manuel de Zumaya) и Игнасио де Иерусалима (Ignacio de Jerusalem).
        Среди других проектов, осуществленных вместе с оркестром - представленное в Сан-Франциско и Нью-Йорке сочинение Клаудио Монтеверди "Vespro della Beata Vergine". в дополнение к барочным сочинениям Chanticleer представил на суд критиков оперу Бенджамина Бриттена "Curlew River".
        Отдавая дань легкой музыке, в частности джазовым стандартам и известным популярным песням, Chanticleer записал вместе с дирижером Этторе Стратта и London Studio Orchestra, а также с Don Haas Trio, альбом "Lost in the Stars". Помимо этого, Chanticleer работал со многими выдающимися и известными артистами, музыкантами и коллективами. В их числе меццо-сопрано Фредерика фон Штаде, японские танцоры Эйко и Кома (Eiko & Koma), легендарный джазовый пианист Джордж Ширинг, оркестры New York Philharmonic, San Francisco Symphony и Saint Paul Chamber Orchestra.
        Ансамблю также выпала удача представлять произведения многих интереснейших и современных композиторов-новаторов, включая таких, как Чен Йи (Chen Yi), который с 1993 до 1996 г. работал вместе с Chanticleer (в качестве "composer-in-residence"), Дэвид Конт (David Conte), Энтони Дэвис (Anthony Davis), Мортон Гулд (Morton Gould), Бернард Рэндс (Bernard Rands), Стив Сэмец (Steve Sametz), Джон Тэвенер (John Tavener) и Августа Рид Томас (Augusta Read Thomas).
        Chanticleer выступал в красивейших концертных залах и церквях во всем мире. Но ансамбль также пел в сарае в Канаде, в церкви под открытым небом в бывшей ГДР, в простой гимназии в Швеции, в центральном парке Нью-Йорка вместе с New York Philharmonic. Независимо от того, где ансамбль гастролирует, Chanticleer всегда дарит своим многочисленным слушателям безупречно исполненную музыку, и всегда готов разделить радость пения с преданными друзьями во всем мире. Начало было скромным, но сегодня Chanticleer стал "отшлифованным исполнительским механизмом, который мог бы справедливо называться "чудом Ботто" (The Wall Street Journal). Луи может гордиться!


Краткая хронология деятельности Chanticleer

1978 Первый концерт, состоявшийся в Old Mission Dolores (Сан-Франциско).

1979 Исполнение на приеме у мэра на презентации выставки King Tut Exhibi" (Сан-Франциско).

1980 Начало серии концертов на сцене Columbia Artists' Community Concerts. Участие в Festival of Masses (Сан-Франциско), встреча с Робертом Шоу.

1981 Первые гастроли по США и Европе.

1982 Выпуск первого коммерческой записи - компакт-диска регистрация, "Psallite! A Renaissance Christmas". Первый концертный грант от California Arts Council.

1983 Первый грант от National Endowment for the Arts. Дебют в венском Brahms-Saal (совместное выступление с Clemencic Consort).

1984 Дебют в нью-йоркском Alice Tully Hall. Первый концертный ангажемент в Сан-Франциско. Джозеф Дженнингс становится музыкальным директором.

1985 Сотрудничество с Philharmonia Baroque Orchestra и San Francisco Boys Chorus.

1986 Учреждение образовательной общедоступной программы "Singing-in-the-Schools". Ансамбль становится первым исполнителем сочинений Уильяма Холи (William Hawley) и Стивена Сэмеца (Steven Sametz). Первое выступление на радио "Minnesota Public" в программе "St.Paul Sunday Morning".

1987 Первое появление на Saltzburg Music Festival, Stern Grove Festival и Plymouth Music Series

1988 Празднование десятилетнего юбилея ансамбля становится центральным событием трехнедельного летнего фестиваля песни в Сан-Франциско.

1989 Первое концертное исполнение "Ave Maria" Франца Байбла (Franz Biebl).

1990 Премьера на западном побережье мадригальной комедии Питера Шикеле "Go For Broke" (a.k.a. PDQ Bach).

1991 Все двенадцать певцов заключают с ансамблем профессиональные круглогодичные контракты. Первое появление на Schleswig-Holstein Music Festival. Первые гастроли по Тайваню.

1992 Дебют в Concertgebauw (Амстердам).

1993 Начало трехлетнего срока пребывания Чен Йи в должности "composer-in-residence". Первые гастроли по Австрии, Гонконгу и Филиппинам.

1994 Подписание эксклюзивного контракта на запись альбомов с Teldec Classics.

1995 Альбом "Sing We Christmas" поднялся до шестой строчки в чарте классической музыки Billboard. Основание Chanticleer Endowment Foundation. Первые гастроли по Японии.

1996 Выступление вместе с New York Philharmonic перед 75 тысячами зрителей в центральном парке Нью-Йорка (исполнялись фрагменты из альбома "Lost in the Stars"). Первое появление на Tanglewood Music Festival.

1997 Номинация на "Грэмми" аранжировки песни "In the Still of the Night" (из альбома "Lost in the Stars"), сделанной Клэр Фишер. Первые гастроли по Австралии и Швеции. Дебютные выступления в Лондоне, Париже, и Риме. Смерть основателя и артистического директора Chanticleer Луи Ботто.

1998 Гастроли вместе с оркестром аутентичных инструментов по Юго-Западу США и Мексике, исполнение избранного из "Mexican Baroque" и "Matins for the Virgin of Guadalupe".

1999 Три аншлаговых концерта в Сан-Франциско совместно с Фредерикой фон Штаде. Кристин Буллин становится президентом и генеральным директором Chanticleer. Первые гастроли в Израиле. Первое появление на Festival 500 (Ньюфаундленд).

2000 Альбом "Colors of Love" побеждает на "Грэмми" в номинации "Лучшее ансамблевое исполнение". Альбом "Magnificat" поднялся до четвертой строчки в чарте классической музыки Billboard (всего был в чарте в течение пятнадцати недель). Первый ежегодный Singing-in-the-Schools Choral Festival, продолжающийся весь день ряд симпозиумов и мастер-классов и концертов, проводимых ансамблем, и посещаемых 150 студентами шести средних школ из городов побережья Сан-Франциско.

2001 Американское турне вместе с Фредерикой фон Штаде, включающее выступления в в Нью-Йорке, Бостоне и Вашингтоне. Выпуск совместно с сопрано Даун Апшоу (Dawn Upshaw) нового Рождественского альбома. Первый ежегодный композиторский симпозиум, включающий в себя соревнование шести студентов-композиторов из городов побережья Сан-Франциско.


Дискография Chanticleer

Записи, сделанные на Teldec Classics:

Lamentations and Praises by John Tavener - 0927-4134-2
Christmas with CHANTICLEER featuring special guest Dawn Upshaw - 8573-85555-2
Magnificat: A Cappella Works by Josquin, Palestrina, Titov, Victoria, and others - 8573-81829
Colors of Love - 3984-24570
Matins for the Virgin of Guadalupe - 3984-21829
Reflections: An Anniversary Collection - 0630-18443
Wondrous Love: A World Folk Song Collection - 0630-16676
Lost in the Stars; with The London Studio Orchestra & The Don Haas Trio; Ettore Stratta, conductor - 0630-13132
Sing We Christmas - 4509-94563
Mysteria: Gregorian Chants - 4509-99203
Giovanni Pierluigi da Palestrina: Missa Pro Defunctis and Motets - 4509-94561
Mexican Baroque: Ignacio de Jerusalem and Manuel de Zumaya - 4509-96353
Where the Sun Will Never Go Down: Spirituals and Traditional Gospel Music - 4509-90878
Out of this World: A Chanticleer Portrait - 4509-96515

Записи, сделанные на New Albion Records:

The Music of Chen Yi: The Women's Philharmonic with Chanticleer; Joann Falletta, conductor - NA 090 CD

Записи, сделанные на Chanticleer Records:

Cristobal de Morales: Missa Mille regretz and Motets - CR 8809
Josquin des Prez: Missa Mater Patris, Alexander Agricola: Magnificat and Motets - CR 8808
On the Air: Live Radio Highlights - CR 8807
Psallite!: A Renaissance Christmas - CR 8806
Antoine Brumel: Missa Berzerette savoyenne - CR 8805
With a Poet's Eye: New American Choral Music - CR 8804
Our Heart's Joy: A Chanticleer Christmas - CR 8803
The Anniversary Album - CR 8801

Записи, сделанные на Harmonia Mundi:

William Byrd: Missa in tempore paschali - HMC 905182


Полный список всех участников ансамбля в прошлом и настоящем:

            Eric Alatorre • Matthew Alber • Frank Albinder • Jesse Antin • Jim Armington • Ravil Atlas • Ted Bakkila • Terrance Barber • Kevin Baum • Crayton Bedford • Rob Bell • Howard Bither • Thomas Bold • Louis Botto • Michael Bower • John Conry • Mark Daniel • Phil DeBar • Stevan Del George • Joel Diffendaffer • Sanford Dole • Elisabeth Engan • Charlie Erikson • Kurt Feichtmeir • Kenneth Fitch • Johnson Flucker • Kevin Freeman • Roger Freitas • Christopher Fritzsche • Tim Gibler • John Goldsmith • Jonathan Goodman • Paul Guttry • Tom Hart • Fred Hosea • Ian Howell • Joseph Jennings • Jeffrey Keim • Mark Keller • Jonathan Klein • Tim Krol • Terry Larsen • Michael Lichtenauer • David Alan Marshall • Raymond Martinez • Corey McKnight • John Mihaly • Andrew Morgan • Richard Morrison • David Munderloh • Frank Nemhauser • Michael Noland • Matthew Oltman • Cameron Paine • Steven Rickards • Neal Rogers • Peter Rogers • Chad Runyon • Mitchell Sandler • Stephen Saxon • Karl Schmidt • Bruce Sellers • David Shaler • Marc Smith • Foster Sommerlad • Dan Stanley • Mark Sullivan • Matthew Thompson • Mark Tollefson • Arizeder Urreiztieta • Jeff Watts • Jay White • Philip Wilder • Lionel Williams • Randall Wong • Douglas Wright • Doug Wyatt

Chanticleer

        Информация и фотографии взяты с официального сайта www.chanticleer.org, на котором вы найдете подробные сведения о Chanticleer - историю создания и биографию (помимо английского также на французском и испанском языках), новости, отзывы в прессе, информацию о концертной деятельности и полную дискографию, а также другую дополнительную информацию.

 

Вернуться на главную страницу