ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ИНТЕРПРЕТАТОРЫ
ИНТЕРПРЕТАТОРЫ

LES VOIX HUMAINES
(Канада, Квебек)

"... la Voix humaine... jamais Instrument n'en a aproche de plus pres que la Viole..."
Jean Rousseau, "Traite de la viole" (1687)
"... человеческий голос... никогда не было инструмента более похожего на него, чем виола..."
Жан Руссо, "Рассуждение о виоле" (1687)

Les Voix Humaines

        Les Voix Humaines - дуэт исполнительниц на виолах да гамба - Сьюзи Наппер (Susie Napper) и Маргарет Литтл (Margaret Little). Les Voix Humaines хорошо известен своими оригинальными аранжировками старинной музыки, позволяющими расширить привычный репертуар для дуэта виол, а также блестящим премьерным исполнением сочинений современных композиторов, пишущих специально для Les Voix Humaines.
        Участницы дуэта выступали на многих престижных музыкальных фестивалях Северной Америки, Мексики и Европы, среди них - Boston Early Music Festival (Бостон, США), Early Music Vancouver (Ванкувер, Канада), Festival Internacional Cervantino (Мексика), Brighton International Music Festival (Англия) и Festival Oude Musiek (Голландия).
        Les Voix Humaines побывал в Мексике (Antiguo Colegio de San Ildefonso (Мехико), Festival Internacional Cervantino и т.д.), Великобритании (Cambridge Early Music Festival, Уорвик, Брайтон, Бирмингем, на BBC и т.д.), Нидерландах (Утрехт, Амстердам, Лейден, Леуварден), США (Early Music Societies (Сан-Франциско), Сан-Диего, Аризона, Колорадо-Спрингс, Сиэттл, Беркли, Бостон, Нью-Йорк, Amherst Early Music Festival и т.д.), и объездил всю Канаду (Festival de musique ancienne de Sillery, Festival de Lanaudiere, Elora Festival, Early Music Vancouver, Early Music of the Isles in Victoria, University of Calgary Celebrity Series (Калгари), Chamber Music Society (Эдмонтон), Domaine Forget, Chamber Music Festival (Оттава) и т.д.)
        Les Voix Humaines записаны компакт-диски на таких известных фирмах, как ATMA, Naxos и CBC Records. Эти записи получают положительные и даже восторженные отзывы музыкальных критиков. Выпущенные альбомы включают в себя "Poeticall Musicke" Тобиаса Хьюма, "Четыре времени года" Кристофера Симпсона, "Le Nymphe di Rheno" Иоганнеса Шенка, два диска французской виольной музыки (Марен Маре и Сент-Коломб) и несколько дисков, записанных совместно с сопрано Сьюзи ЛеБланк (Suzie LeBlanc) и контратенором Дэниэлом Тейлором (Daniel Taylor).

Четыре альбома были удостоены международных премий:

1998 г. - Adisq Award (Felix за классический диск года в номинации "Солисты и небольшие ансамбли" - за альбом "Tears of the Muse" (Les Voix Humaines и Дэниэл Тейлор)
2000 г. - Opus Award (запись года) - за альбом "Star of the magi" (Les Voix Humaines, Дэниэл Тейлор и Сьюзи ЛеБланк)
2001 г. - Diapason d'Or - за альбом "Le Nymphe di Rheno" (2 CD)
2001 г. - Opus Award в номинации "Музыка средних веков, Возрождения и Барокко" - за альбом "Amour Cruel" (Les Voix Humaines, Сьюзи ЛеБланк и лютнист Стефен Стаббс).

Les Voix Humaines, Suzie LeBlanc, Daniel Taylor

        Творческая деятельность Les Voix Humaines в течении нескольких лет получала поддержку со стороны Канадского Совета по искусству и Совета по искусству и литературе Квебека.


Сьюзи Наппер

Susie Napper         Сьюзи Наппер - исполнительница на виолончели и гамбе, хорошо известная своим красочным, даже противоречивым исполнением сольной и камерной музыки XVII-XVIII вв.
        Детские годы она провела в артистической среде Лондона, став старше, училась в Juilliard School в Нью-Йорке, а затем в Парижской Консерватории.
        После этого, переехав в Сан-Франциско, и отдав должное современной музыке, Сьюзи Наппер обратилась к музыку эпохи Барокко, став одним из основателей и директором Philharmonia Baroque Orchestra. Помимо этого, с тех пор в течении двух десятилетий она выступала по обеим сторонам Атлантики - как ведущий виолончелист в различных ансамблях, включая такие, как Stradivaria (Франция), Studio de Musique Ancienne de Montreal (Канада), Les Boreades (Монреаль, Канада), Trinity Consort (Портленд, США).
        С концертными турами Сьюзи Наппер посетила Китай, Японию, Новую Зеландию, Индию, Ближний Восток и большинство европейских стран.
        В настоящее время, являясь членом творчески очень активного дуэта виол да гамба Les Voix Humaines, Сьюзи Наппер открыла для себя новый аспект музыкального самовыражения - аранжировка музыки, и таким образом репертуар дуэта постоянно пополняется новыми произведениями, переложенными для виол.
        Сьюзи Наппер также преподает в McGill University и является основателем фестиваля барочной музыки BaroQuebec, который впервые прошел в Монреале в июне 2001 г.
        Записи Сьюзи Наппер, включающие большую часть известного репертуара для двух виол, были сделаны на фирмах Harmonia Mundi, EMI, Erato, ADDA, CBC Records, Naxos и (больше всего) ATMA.
        Но ее истинное призвание - не концертные выступления и не работа в студии над очередным диском. Кухня - вот царство, где она властвует, и где создает блюда, красивые и разнообразные, как для собственного удовольствия, так и для своих благодарных гостей.

Маргарет Литтл

Margaret Little        Маргарет Литтл родилась и провела свое детство в Монреале в музыкальной семье. Еще будучи ребенком, она научилась играть на скрипке, фортепиано, блокфлейте и гитаре. В возрасте одиннадцати лет Маргарет окрыла для виолу да гамба и немедленно влюбилась как в этот инструмент, как и вообще в старинную музыку. После изучения наук и изобразительных искусств, в двадцатилетнем возрасте, Маргарет вновь вернулась к музыке и к виоле.
        Начиная с 1975 г. Маргарет Литтл выступает как солист и участник различных камерных ансамблей, в числе которых Studio de Musique ancienne de Montreal, Les Idees Heureuses, Arion, Musica Divina, и основанный ею совместно с Сьюзи Наппер дуэт виол да гамба Les Voix Humaines.
        Помимо этого, ее часто приглашали (как исполнительницу на гамбе, виоле и барочной скрипке) многие ансамбли, играющие старинную музыку - такие как Rebel, Four Nations, Trinity Consort, Aradia, The Publick Musick, Les Boreades, Les Violons du Roy и т.д. С гастролями Маргарет Литтл побывала в Северной Америке, Мексике и Европе. Ее выступления регулярно транслируются на радиостанциях SRC и CBC, а также на Radio-France, испанском радио и BBC. Маргарет Литтл записывалась на Damzell, UMMUS, Naxos, CBC Records и, главным образом, на ATMA.
        В дополнение к этому, Маргарет Литтл преподает по классам "виола да гамба" и "барочный ансамбль" в Universite de Montreal и в CAMMAC Lake Mac Donald Music Centre.


Отзывы в музыкальной прессе о творчестве Les Voix Humaines

        "Исполнение Сьюзи Наппер и Маргарет Литтл, двух участниц Les Voix Humaines, являются абсолютно превосходным, затрагивая всю поэтическую интенсивность музыки Сент-Коломба. Их большой опыт игры вдвоем приводит к тому, что они мыслят и играют как один человек, их взаимодействие в аккордовых пассажах приближается к волшебному". Брайен Робинс, Fanfare (ноябрь-декабрь 2001)

        "Les Voix Humaines - действительно хорошо выбранное название. Редко встретишь инструменты, которые были бы так близки к человеческой речи, как эти две почтенные виолы. Искусство Сьюзи Наппер и Маргарет Литтл переносит нас в салон мадам де Севинье". Оливье Опдебик, Diapason (сентябрь 2001)

        "Известные вместе как Les Voix Humaines, Наппер и Литтл - поистине совершенные исполнители с экстраординарной точностью и изящной интонацией". Джулия Энн Сэди, Gramophone (сентябрь 2001)

        "Трудно вообразить себе, как лучше можно передать стиль музыки эпохи, которая исполняется столь живо и выразительно одаренными виртуозами, с подлинным чувством и искушенностью". Джонатан Б. Китс, Andante.com (2001)

        "…их резонирующий тон наполнен гибкой элегантностью... они играют с точностью, изяществом и такой соразмерностью, какую слушатели и ожидают от них...". Джулия Энн Сэди, Gramophone (сентябрь 2001)

        "Исполнение Les Voix Humaines и их гостей было на очень высоком уровне. Волнующие моменты "Четырех времен года" Симпсона переданы точно и выразительно, в то время как исполнение более лирических фрагментов его музыки было наполнено настоящей чувствительностью". Брайен Робинс, Goldberg (весна 2001)

        "Это настоящее сокровище... Les Voix Humaines должны принять сердечные поздравления за спасение "Четырех времен года" от забвения. Главное, что необходимо для исполнения этой музыки - как это очевидно, высокий уровень техники, но одинаково важна и способность поддержать дух спонтанности и передать импровизационный характер произведений Симпсона. Это исполнители делают необычайно хорошо. Постоянно ощущается чувство лихорадочного волнения, которое создает впечатление, что они только что открыли для себя музыку, по отношению к которой их реакция выражается просто: "Вот это да!". Брайен Робинс, Fanfare (июль-август 2001)

        "Игра Наппер и Литтл демонстрирует уверенное виртуозное мастерство в исполнении этой музыки и гибко балансирует между богатым резонирующим звуком и живой ритмической энергией... это прочувствованное и убедительное исполнение от первоклассных музыкантов..." Жэн Йен Чен, Early Music America (май 2001)

        "...музыка, исполненная творчески, с воодушевлением и мелодраматичностью самыми превосходными музыкантами". Патрик Коннели, Australian Viola da Gamba Society (зима 2001)

        "...интерпретация, богатая нюансами и утонченностью..." Серж Камиран, Voir (ноябрь 2000)

        "Исполнение Сьюзи Наппер и Маргарет Литтл - возвышенное. Они играют вместе настолько долго, что теперь звучат так, как будто одна-единственная муза говорит посредством этих двух инструментов". Эллен Пфайфер, The Boston Globe (октябрь 1999)

        "...восхитительная игра высочайшего уровня... " Люси Робинсон, Early Music (ноябрь 1998)

        "В руках прекрасных музыкантов, таких как канадский дуэт Les Voix Humaines, виола да гамба обретает яркую жизнь... страсть и динамический контраст... смелую виртуозность... Прекрасное ритмическое взаимодействие... по-настоящему богатое". Д. Т. Бэйкер, The Edmonton Journal (январь 1998)

        "...изящная тонкая игра, с духом импровизации... великолепное исполнение... чувственное и интеллектуальное волнение". Джонатан Савилл, The San Diego Union (октябрь 1997)

        "Пьесы мастерски исполнены дуэтом Les Voix Humaines: подходящее название, поскольку исполнители - Сьюзи Наппер и Маргарет Литтл - обладают редкой степенью красноречия... очень уверенная и элегантная игра..." Грэм Садлер, Early Music (Англия, август 1997)

        "...живой дух, изобретательная фразировка, сплоченный ансамбль, замечательная техника и превосходная интонация". Алан Хорган, The Globe and Mail (Торонто, май 1997)

        "...поющие тоны... утонченные и заманчивые". Джек Андерсон, The New York Times (февраль 1997)

        "...слушатель быстро становится очарованным и вовлеченным в призрачно звучащие и соблазнительные мелодии старинных времен". Др. Элвуд Бир, Atencion de San Miguel (San Miguel de Allende, Mexico) (июль 1996)

        "...такой прекрасный... ритмичный импульс... непреодолимый театральный толчок ... приглашение к самому высокому". Жан-Люк Масия, Diapason (Франция, июнь 1996)

        "Les Voix Humaines, безупречный дуэт виол да гамба..." Клод Гинграс, La Presse (Монреаль, март 1996)

        "Это превосходный дуэт виол... томный подход... чистый звук. Они вместе играют очень красиво, сочетая артикуляцию и страсть, исполняя богатые украшения с большой точностью и единодушием..." Лэйрд, American Record Guide (США, январь-февраль 1996)

        "...очень уютный баланс между чрезвычайно изощренными украшениями и глубокой индивидуальной интерпретацией... красивое и отточенное исполнение каждой фразы... изящная гибкость... целиком очаровывающая... с огромным потенциалом". Viola da Gamba Society of America (декабрь 1995)

        "Композиторы Марен Маре, Сент-Коломб и Франсуа Куперен были отлично представлены изящным исполнением их произведений... притягательный темперамент, который может быть как горячим, так и вызывающим... превосходный диск..." Патрисия Каттс, Harmonia (Вашингтон, ноябрь 1995)

        "...им свойственна высокая драматичность, даже сладострастность..." Д. Т Бейкер, Edmonton Journal (август 1995)

        "...великолепное множество звуков и оттенков, подражающих вокальным модуляциям и отражающих самые глубины сердца". Жан-Жак ван Фласселар, Le Droit (Канада, апрель 1995)

        "...они - подлинные мастера виолы, способные выявить тонкое обаяние инструмента наиболее полно". Ричард Тодд, Ottawa Citizen (апрель 1995)


Виола да гамба

        Виола, смычковый струнный инструмент, процветал в при дворах и в домах аристократов Европы в XVII-XVIII вв. Семейство виол да гамба отличается от семейства виол да браччо (скрипка, альт, виолончель и контрабас) несколькими особенностями: все виолы да гамба, и маленькие, и большие, держат между ног или используя ногу в качестве подставки; конструктивно инструменты ближе к гитаре, чем к скрипичным инструментам; смычок держат по-другому.
        В то время как скрипка часто звучала во время народных уличных празднеств, виола была по преимуществу инструментом знати. Сундук, где хранились виолы, дискантовые, теноровые и басовые, обычно можно было найти в любом аристократическом доме, где хозяева музицировали, как в составе консорта, так и играя сольные виртуозные импровизации, что было излюбленной формой времяпрепровождения.
        Марен Маре, известный французский гамбист-виртуоз, придворный музыкант короля-солнца Людовика XIV, написал более чем пятисот пьес для этого инструмента, а также камерную и оперную музыку. Он был учеником загадочного монсеньера Сент-Коломба, чья музыка обрела второе дыхание после показа картины Алена Корно "Каждое утро мира" (фильм 1991 г. "Tous les matins du monde", удостоенный многочисленных Сезаров, рассказывает о жизни Сент-Коломба и Марена Маре).
        Но XVIII век принес возвышение среднего класса, расцвет популярной музыки и господство скрипки. Виола да гамба, с закатом аристократии и исчезновением французского двора после революции, постепенно теряет популярность.
        Красота, интимность и утонченная изысканность звука виолы да гамба, контрастируя с дерзкой экстравагантностью репертуара, по-видимому, бьет по отзывчивым струнам в душе современных любителей музыки. И таким образом мы видим возрождение популярности этого необычного экзотического инструмента.

Les Voix Humaines

        Информация и фотографии взяты с официального сайта www.lesvoixhumaines.org, на котором вы найдете более подробную информацию о Les Voix Humaines (версии на английском и французском языках).

 

Вернуться на главную страницу