ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ПЕРСОНАЛИИ
ПЕРСОНАЛИИ

Johann

Sebastian

BACH

(1685 - 1750)

Johann Sebastian Bach Johann Sebastian Bach Johann Sebastian Bach Johann Sebastian Bach Johann Sebastian Bach Johann Sebastian Bach Johann Sebastian Bach

На этой странице вы найдете Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха (выполненный Я.Друскиным и опубликованный в книге А.Швейцер "Иоганн Себастьян Бах" М.,1964)

Смотри также разделы "Иоганн Себастьян Бах" в БИБЛИОТЕКЕ и ГАЛЕРЕЕ.


Хронограф жизни и творчества И. С. Баха

        Хронограф жизни Баха составлен в основном по книгам Альберта Швейцера, Филиппа Шпитты и Чарльза Терри.
        В книге Швейцера имеются неточности - например, окончание люнебургской гимназии он датирует 1703, а не 1702 годом, переезд в Арнштадт - 1704 годом, между тем как он произошел в 1703 году. Поэтому даты, приведенные в книге Швейцером, проверены и, в случае ошибочных указаний, исправлены. Далее, в намерения Швейцера не входило перечислить все события из жизни Баха. Конечно, многие из них не представляют интереса и для нас и потому не упомянуты в хронографе. Однако некоторые из этих событий характеризуют Баха и как человека и как художника, связывают творчество композитора с его жизнью. К тому же кое-что Швейцеру не было известно, поскольку некоторые документы были обнаружены в последние десятилетия и опубликованы в книге Терри, в "Баховских ежегодниках" ("Bach-Jahrbucher") и в других периодических изданиях.
        У Шпитты имеется ряд фактов, которыми Швейцер не воспользовался. Некоторые из них включены в хронограф. В новом, сокращенном издании книги Шпитты (1953) имеются примечания Вольфганга Шмидера, исправляющие неточности и ошибки Шпитты и дополняющие его, со ссылками на новую литературу.
        Книга Терри (Charles Sanford Terry. J.S.Bach. Leipzig, 1929) - наиболее обстоятельная и полная биография Баха. Факты, которые он сообщает, проверены им по первоисточникам - документам XVIII века. Часть их также включена в хронограф.
        Более трудная задача - определение подлинности произведений, приписываемых Баху, и датировка их. При жизни Баха были напечатаны только "Клавирные упражнения", "Шесть хоралов различного рода", кантата № 71 и сборник песен Шемелли. Остальные произведения сохранились в рукописях, в копиях с автографов, сделанных учениками Баха, наконец, в копиях с копий. Как известно, он переписывал для себя, для своих детей, для жены сочинения других композиторов. Поэтому, если сохранилось какое-либо произведение, написанное рукой Баха, то это еще не доказывает его подлинности, то есть принадлежности Баху. Наконец, если и доказано, что данное произведение первоначально создано не Бахом, то возникает другой вопрос: переписано ли это произведение без изменений, переложено ли для другого инструмента или, наконец, на столько переработано, что его можно считать уже баховским. Например фуга из сонаты C-dur И. А. Рейнкена для двух скрипок, виолы да гамба и генерал-баса содержит 47 тактов, а баховское переложение для клавира - 97 тактов; при этом и многие из сохраненных тактов изменены настолько, что их можно считать уже оригинальным баховским произведением. Известный концерт d-moll для клавира с оркестром (по-видимому, Бах любил этот концерт, так как впоследствии дважды возвращался к нему, переработав его для кантат № 146 и 188) является, по всей вероятности, переработкой утерянного скрипичного концерта. Но кто написал этот утерянный концерт? Бах или другой композитор? До сих пор этот вопрос не решен, что никак не умаляет художественных достоинств музыки. Если это и переработка, то настолько радикальная и оригинальная, что концерт d-moll как назывался, так и будет называться всегда баховским.
        Ученики Баха переписывали для себя произведения учителя, но и сами сочиняли музыку. Во многих случаях трудно определить, кто написал данное произведение - учитель или ученик, особенно если ученик так проник в дух музыки учителя, как И. Л. Кребс. Например, органную фантазию и фугу a-moll некоторые считают юношеской работой Баха, другие приписывают Кребсу (отцу или сыну?), третьи - последнему ученику Баха И. X. Киттелю. Бывало и так, что баховское произведение приписывалось другому композитору. Например, органную фугу c-moll, которую Ф. Шпитта и Г. Келлер считают одним из лучших юношеских произведений Баха, некоторые (Терри) приписывают Филиппу Эммануилу Баху.
        Не менее трудно определить подлинность и датировку кантат. В Лейпциге по воскресным дням, по праздникам Бах должен был выступать с новой кантатой. Но он не всегда имел время, чтобы за неделю написать ее. Если он был занят "Страстями", мессой, светской кантатой или концертом для клавира в Телемановском обществе, новой редакцией своих хоралов или "Музыкальным приношением", то для сочинения кантаты уже не оставалось времени. В таком случае он или исполнял свою старую кантату, написанную в прежние годы, или чужую музыку. Обычно ноты переписывал либо сам Бах, либо Анна Магдалена. Поэтому почерк Баха или его жены еще не является ручательством подлинности кантаты.
        Другой трудный вопрос - датировка баховских произведений. Бах неоднократно возвращался к своим сочинениям, исправлял и перерабатывал их. Например, предпоследний хорал (G-dur) из 18 хоралов, написанных перед смертью, является переработкой 33-го его хорала, тоже в G-dur, из "Органной книжечки" (1717-1718). Концерт c-moll для двух чембало с оркестром, написанный в 1736 году, - переработка концерта d-moll для двух скрипок, созданного еще в Кётене, следовательно, до 1723 года. Еще сложнее обстоит дело с датировкой кантат. Некоторые инструментальные произведения размножались в копиях, поэтому сохранялись иногда и ранние редакции, кантатами же Баха никто не интересовался. Переписывая для нового исполнения кантату, сочиненную в прежние годы, он всегда переделывал ее. Большей частью сохранились последние редакции. Поэтому если даже известно время возникновения такой редакции, то требуется, помимо того, определить и время возникновения оригинала.
        В книге Швейцера рассказано о гигантской работе Шпитты по определению подлинности и датировке баховских произведений. Работа эта еще далеко не закончена, современные исследователи (Альфред Дюрр, Герман Келлер, Фридрих Сменд, Арнольд Шеринг и другие) продолжают ее, они уточняют, дополняют, а иногда и исправляют выводы Шпитты, но "его творение и до сих пор является основой для всякого баховедения" (А. Дюрр).
        При составлении хронографа творчества в основу положен известный указатель произведений И. С. Баха, составленный Шмидером (Wolfgang Schmieder. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von J.S.Bach, Leipzig, 1958; в современной литературе он обозначается сокращенно BWV). Дополнительные данные для кантат взяты из книги Ноймана (Werner Neumann. Handbuch der Kantaten J.S.Bachs, Leipzig, 1953), для клавирной и органной музыки - преимущественно из книг Келлера (Hermann Кеller. Die Orgelwerke Bachs, Leipzig, 1948. Die Klavierwerke Bachs, Leipzig, 1950).
        В отношении подлинности баховских произведений их можно разбить на 5 категорий:
1. Оригинальные произведения, несомненно написанные Бахом.
2. Переложения и переработки Бахом своих или чужих произведений; если это переработка чужого произведения, то сразу же возникает вопрос - настолько ли она радикальна и оригинальна, чтобы считать ее подлинно баховским произведением.
3. Произведения, в подлинности которых некоторые исследователи сомневаются.
4. Произведения, подлинность которых маловероятна.
5. Несомненно подложные произведения, то есть не принадлежащие Баху, хотя они и дошли до нас под его именем.
        В хронограф включены почти все произведения первой категории, многие произведения второй и третьей категории и некоторые - четвертой. В сносках или в тексте в квадратных скобках указаны разногласия, существующие между современными исследователями в отношении подлинности или времени возникновения данного произведения.

Принятые сокращения

        Две цифры в круглых скобках, римская и арабская, указывают, как это сейчас принято, на том и номер органных или клавирных произведений в издании Петерса. Эти указания необходимы в тех случаях, когда у Баха имеется несколько сочинений, написанных в разное время и одинаково названных, например 3 клавирные фуги C-dur или 10 хоральных обработок мелодии XVI века "Allein Gott in der Hoh' sei Ehr'".
        Вопросительный знак в квадратных скобках [?] означает, что некоторые исследователи не уверены в подлинности произведения.
        Вопросительный знак в квадратных скобках после года - например, [в 1717 г.?] - обозначает возможный год возникновения, помимо предполагаемого, указанного слева.
        Вопросительный знак в квадратных скобках после названия города - например, [в Арнштадте?] или [в Лейпциге?] - обозначает, что данное произведение, возможно, написано раньше - в Арнштадте или позже - в Лейпциге.
        Нумерация кантат - общепринятая: по № 200 - духовные кантаты, с № 201 по 216 - светские, с № 217 по № 224 снова духовные кантаты, время возникновения которых неизвестно и подлинность маловероятна. "Пасхальная оратория" и "Пастушеская кантата" - №№ 249, 249а, 249b.

Я. Друскин


 

годы

жизнь

творчество

ЭЙЗЕНАХ - ОРДРУФ (1685-1703)
1685 21 марта в Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Его отец - Иоганн Амвросий Бах (род. в 1645 г. в Эрфурте), городской и придворный музыкант, скрипач; мать - Элизабет, урожденная Леммерхирт (род. в 1644 г. в Эрфурте).

 

1693 Поступление в школу, где уже три года учился его старший брат Иоганн Якоб.

 

1694 Смерть матери. 3 мая похороны. Осталось четверо детей, из которых Иоганн Себастьян самый младший. В конце года Иоганн Амвросий женится во второй раз.

 

1695 В феврале смерть отца; вскоре после этого переезд в Ордруф к брату Иоганну Христофу (1671-1721), органисту, ученику Иоганна Пахельбеля.
Поступление в гимназию, обучение музыке под руководством брата. Первое знакомство с произведениями Фробергера, Керля, Пахельбеля и др.
Наиболее ранние дошедшие до нас юношеские произведения, приписываемые Баху: фуга е-moll для клавира (XV, 5) и 8 хоральных обработок для органа*.
* Изданы у Петерса, том IX, №№ 19-21 и в сборнике “Commer, Musica sacra”, том I, №№ 1-3. Последние три несомненно баховские.
ЛЮНЕБУРГ - ВЕЙМАР I (1700-1703)
1700 Семья Иоганна Христофа разрослась, и он не может больше содержать Иоганна Себастьяна.
15 марта переезд в Люнебург, поступление в Люнебургскую гимназию при Михаэлевском монастыре и зачисление стипендиатом в церковный хор. Одновременно с Иоганном Себастьяном принят в гимназию и зачислен в хор его школьный товарищ Георг Эрдман. Впоследствии, в период мутации голоса, Иоганн Себастьян - скрипач в школьном оркестре.
Встречи с органистами: Георгом Яковом Лёве (1629-1703) из Эйзенаха, учеником Генриха Шютца (в 1652 г.), органистом в Люнебурге (с 1682 года), и Георгом Бёмом (1661- 1733), органистом церкви св. Иоанна, другом баховской семьи. Георг Бём оказал сильное влияние на органное творчество Баха.

 

Три органные партиты*.
* Изданы у Петерса, том V
, часть 2, №№ 1-3. Возможно, что первые две партиты и 1, 2, 4 и 10-я вариации третьей (g-moll) возникли еще до 1700 года. Третья партита закончена позже, должно быть, после 1703 года
1701-1703 Поездки в Целле, где при дворе 1703 герцога Вильгельма Брауншвейгского исполнялась французская музыка. Возможно, и сам Бах выступал в этих концертах как скрипач.
Поездки в Гамбург, где Бах слушал знаменитого органиста церкви св. Катерины И. А. Рейнкена (1623-1722) и посещал немецкий оперный театр (основан в 1678 г.)

 

Партита е-moll для органа (IX, 26).
Педальное упражнение для органа (IX, II).
Сюита g-moll для клавира (Петерc, № 1959).
Концерт и фуга c-moll для клавира [?].
Две хоральные обработки (VI, 15).
1702* * Швейцер указывает 1703 год, Терри и Нойман - 1702 год.
Окончание Люнебургской гимназии. Возвращение в Тюрингию. Бах ведет переговоры с магистратом Арнштадта о месте органиста Новой церкви.

 

1703 В апреле переезд в Веймар. Бах - скрипач в капелле герцога Иоганна Эрнста, брата царствующего герцога, и "княжеский саксонский придворный органист" (из протокола арнштадтской консистории). Бах занял эту должность временно, ожидая, пока будет достроен орган в Новой церкви в Арнштадте.
АРНШТАДТ - МЮЛЬХАУЗЕН (1703 -1708)
1703* * У Швейцера ошибочно указан 1704 год.
3 июля Бах в Арнштадте: испытание нового органа.
9 августа Бах утвержден органистом Новой церкви и руководителем небольшого школьного хора, в котором принимали участие и горожане-дилетанты, любители музыки.
Прелюдия и фуга c-moll для органа (IV, 5).
Фуга c-moll для педального чембало или органа * (IV, 9).
* Терри предполагает, что фуга написана Филиппом Эммануилом Бахом. Шмидер и Келлер считают предположение Терри несостоятельным и не сомневаются в авторстве И. С. Баха.

 

1704 Прощание с братом Иоганном Якобом, гобоистом, отправлявшимся с армией шведского короля Карла XII в Польшу. В 1709 году Иоганн Якоб принимал участие в сражении под Полтавой. Каприччио B-dur “на отъезд любимого брата” (Иоганна Якоба) для клавира.
Кантата № 15.
Каприччио E-dur в честь старшего брата Иоганна Христофа Баха [?].

 

1703-1707 Соната D-dur для педального чембало.
Для органа:
Пастораль F-dur (I, 8).
10 хоральных обработок.
Фуга B-dur для клавира (переработка фуги Иоганна Христофа Эрзелиуса).

 

1705 5 августа выговор Баху в консистории за столкновение на улице с учеником Гейерсбахом, дирижером школьного хора. Бах не пользовался авторитетом у участников хора, которым он руководил.
В октябре путешествие в Любек, где Бах слушал Дитриха Букстехуде (1637-1707), органиста церкви св. Марии, а возможно, и учился у него. 2 декабря, во время пребывания Баха в Любеке, исполнялась "Траурная музыка" по случаю смерти короля Леопольда I.

 

1705-1706 Для органа:
Фантазия G-dur (IX, 4).
Прелюдия и фуга a-moll (III, 9).
Фантазия G-dur (IV, 11).
Фуга G-dur для органа или педального чембало. (IX, 2).

 

1706 В феврале возвращение в Арнштадт. Просроченный отпуск: вместо четырех недель - четыре месяца. Недовольство консистории, выговор, упреки Баху: неудовлетворительное состояние хора, неумение наладить дисциплину, "странные вариации к хоралу, смущающие общину", непонятная гармонизация мелодии, музицирование в церкви с "чужой девушкой" (по-видимому, Марией Барбарой Бах, двоюродной сестрой, родом из Арнштадта, будущей женой И. С. Баха).

 

1707 Приглашение от "свободного имперского города" Мюльхаузена выступить органистом в церкви св. Власия. 24 апреля "пробное выступление" в церкви св. Власия.
15 июня утверждение в должности органиста церкви св. Власия.
29 июня Бах сдает магистрату в Арнштадте ключи от церковного органа. Переезд в Мюльхаузен.
Токката C-dur для органа (III, 7).
Более поздняя редакция этой токкаты в E-dur.
В августе поездка в Эрфурт на похороны Тобиаса Леммерхирта, старшего брата матери Баха. Кантаты № 131, 223 (утеряна).
17 октября обручение с Марией Барбарой Бах (1684-1720) в Дорнхейме, недалеко от Арнштадта; венчает пастор Лоренц Штаубер, друг семьи Бахов. Исполнение свадебного Quodlibet.

 

Свадебное Quodlibet (шуточная хоровая песнь).
1708 4 февраля исполнение кантаты № 71 на текст Георга Христиана Эйлмара, друга Баха (единственной напечатанной при жизни Баха), на церковных торжествах по случаю перевыборов членов магистрата.
21 февраля магистрат поручает Баху руководство реконструкцией органа. Баховский проект создания органного регистра, имитирующего колокольный звон.
Кантаты № 71, 196.
Прелюдия G-dur для органа или педального чембало (VIII, 11) [до 1704?].
Kyrie eleison.
Sanctus d-moll.
Sanctus G-dur.
5 июня поездка в Арнштадт; исполнение кантаты № 196 на свадьбе пастора Иоганна Лоренца Штаубера и Регины Ведерман, тетки жены Баха.
Борьба ортодоксов (во главе - пастор Эйлмар) с пиетистами, изгонявшими из церкви "фигуральную музыку" - мотеты и кантаты.
25 июня - победа пиетистов в церкви св. Власия вынуждает Баха просить магистрат об освобождении его от обязанностей органиста. Возвращение в Арнштадт.
Партита A-dur для клавира [?].
Прелюдия и партита F-dur для клавира [?].
Соната g-moll для скрипки и клавира [?]*. Трио d-moll для 2 скрипок и клавира [?]*
* Эти произведения Шмидер объединяет под общим заглавием "Юношеские сочинения" и предположительно ставит годы: 1707-1710. Некоторые из них, возможно, вообще не принадлежат Баху или являются переработкой произведений других композиторов - например, Г. Келлер предполагает, что партиту A-dur написал Г. Ф. Телеман.
Кантата № 189*
* Швейцер относит эту кантату к позднему веймарскому периоду, Шпитта - к позднему лейпцигскому; подлинность ее строго не доказана; А. Дюрр считает почти доказанным, что она написана не И. С. Бахом.
ВЕЙМАР II (1708-1717)
1708 Июль - переезд в Веймар. Бах - придворный органист и камерный музыкант в капелле герцога Вильгельма Эрнста.
Веймарские друзья Баха: Иоганн Маттиас Геснер (1691-1761), филолог, конректор веймарской гимназии, впоследствии (1730-1734) ректор школы Фомы.
Соломон Франк (1659-1725), поэт, придворный проповедник, автор текстов многих баховских кантат, написанных с 1715 по 1717 год.
Иоганн Готтфрид Вальтер (1684- 1748), автор знаменитого Музыкального словаря (1732), городской органист, дальний родственник Баха по материнской линии.

 

Фуга c-moll для органа на тему Легренци. [Возможно, написана еще в Люнебурге.]
Фуга h-mоll для клавира на тему Альбинони.
1709 Поездка в Мюльхаузен совместно с Вальтером: испытание обновленного органа церкви св. Власия, реконструкция которого начата по плану и под руководством Баха. Исполнение хоральной обработки "Господь - моя твердыня" (VI, 22). Прелюдия C-dur для органа или клавира (VIII, 7). Возможно, написана одним из учеников Баха.
Хоральная обработка (VI, 22).
Фуга C-dur для клавира или педального чембало.
У Петерса издана в собрании органных произведений (VIII, 10).

 

Для органа*:
Прелюдия и фуга C-dur (IV, 1)
Прелюдия и фуга D-dur (IV, 3)
Прелюдия и фуга e-moll (III, 10)
Прелюдия и фуга g-moll (III, 5)
Прелюдия и фуга G-dur (IV, 1)
Токката и фуга d-moll (IV, 4).
Прелюдия a-moll (IV, 13)
Фантазия C-dur (VIII, 9)
Фуга g-moll (IV, 7)
* Возможно, что эти произведения написаны в Арнштадте, а некоторые из них еще раньше - в Люнебурге.

 

Для органа:
Токката и фуга C-dur (III, 8).
Фуга h-moll на тему Корелли (IV, 8).
Канцона d-moll (IV, 10).
Alla breve D-dur (VIII, 6).

 

Для клавира:
Увертюра (сюита) F-dur (XVIII, 4).
[Переработка оркестрового произведения другого композитора?]
Прелюдия и фуга A-dur (XV, 4) [?].
Фуга A-dur (XIX, 4).
Фуга A-dur на тему Альбинони (XIX, 5).
Фуга h-moll на тему Альбинони (XVII. 2) [?].
Прелюдия h-moll [?]. Иногда ее соединяют с фугой h-moll.
Фуга а-moll (XV, 6).
Ария с вариациями
в итальянской манере a-moll (XVIII, 2).
Токката G-dur (XVIII, 3)*.
* Токката G-dur дошла до нас в пяти копиях; в одной из них она называется "Концертом или токкатой". Г. Келлер предполагает, что она возникла позже остальных шести токкат.
Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа (VIII, 5)*.
* Точно не известны ни подлинность, ни время возникновения этих произведений. Раньше их относили к юношеским сочинениям Баха. Шпитта и Швейцер полагали, что они написаны уже в Лейпциге для двух старших сыновей. Г. Келлер считает, что их автор – ученик Баха Иоганн Людвиг Кребс.

 

1710 22 ноября рождение старшего сына Баха Вильгельма Фридемана (умер в 1784 г.). Для педального чембало или органа: "Фантазия с имитацией (фугеттой)" h-moll (IX, 1). [В Арнштадте?].
Фантазия и фуга a-moll (IX, 6).
[Вряд ли написана Бахом, возможно, Иоганном Людвигом Кребсом.]
Для клавира:
Токката D-dur. [В издании Петерса - фантазия с фугой D-dur (XIV, 3).]
Токката d-moll (XIII, 4).
Токката e-moll (XIII, 1).
Токката g-moll (XIV, 1).
Фуга e-moll*.
Фуга a-moll*.
*
У Петерса отсутствует. В издании Баховского общества том XLII, стр. 276 и 208. Подлинность их строго не доказана.

 

1711 Кантаты № 150, 106 (Actus tragicus)*.
* Т
очно не установлено время возникновения кантаты № 150 (между 1708 и 1712 гг.). Шеринг сомневается в ее подлинности. Точно не известно и время возникновения кантаты № 106 (Пирро, Терри, Дюрр – 1707 г., Вольфрум - 1712 г.).

 

1712 Первая кантата (№ 142) в новом мадригальном стиле с ариями da caро. Автор текста - Эрдманн Ноймейстер (1671-1756), дружески расположенный к Баху, с 1704 года вейсенфельский проповедник, с 1706 года суперинтендант в Зорау, с 1715 года главный пастор церкви св. Иакова в Гамбурге. Кантата № 142*.
* Ш
рейер (1910), Вустман (1913), Дюрр (1951) предполагают, что кантата № 142 написана не Бахом. Шеринг считает ее автором Кунау (Баховский ежегодник, 1912).
"Страсти по Луке".
Большинство исследователей считает, что "Страсти по Луке" не принадлежат Баху.

 

1713 В июле - августе обмен "загадочными канонами" между Вальтером и Бахом. Бах ответил 2 августа.
Приглашение из Галле занять место органиста в церкви св. Марии, освободившееся со смертью знаменитого органиста Ф. В. Цахау (Zachow), учителя Генделя. Осенью поездка в Галле, пробное выступление на органе и исполнение кантаты IV, 63, написанной, по всей вероятности, перед поездкой в Галле. Бах согласился занять место покойного Цахау, но в последний момент отказался.

 

"Загадочный канон", посвященный Иоганну Вальтеру.
Кантата № 63 [в 1723 г.?].
1713-1714 Переписка между Бахом и церковным начальством в Галле в связи с его согласием, а затем отказом занять место органиста.

 

Кантата № 18. Кантата № 160 [?]
1714 2 марта Бах получает титул концертмейстера герцогской капеллы и обязуется ежемесячно сочинять новую кантату для придворной церкви.
8 марта рождение второго сына, Карла Филиппа Эммануила (умер в 1788 г.).
17 июня исполнение кантаты № 21, первой кантаты на текст С. Франка, любимого либреттиста Баха в Веймаре. На тексты Франка написано около 25 кантат, преимущественно в 1714-1716 годы.
Возможно, в этом же году первое посещение Лейпцига 1, где Бах исполнял кантату № 61, и поездка в Кассель – выступление перед кронпринцем Фридрихом, будущим королем Швеции.
1 Первое посещение Лейпцига Шпитта относит к 1714 году, Терри к 1717 году, Рихтер - к 1722 году (Баховский ежегодник, 1905).

 

Кантаты № 61,21, 199, 182.
1715 Смерть молодого принца Иоганна Эрнста, племянника царствующего герцога, сына герцога Иоганна Эрнста, у которого Бах в 1703 году служил скрипачом в капелле. Иоганн Эрнст - талантливый композитор, ученик Вальтера, по всей вероятности, и Баха; Бах был дружески расположен к молодому принцу, ценил его как композитора и переработал два его инструментальных концерта для органа и два - для клавира.
11 мая рождение третьего сына Баха, Иоганна Готтфрида Бернгарда (ум. в 1739 г.).

 

Кантаты №№ 31 (сохранилась в более поздней редакции), 132, 152, 158 [в Лейпциге?], 161, 162, 163, 185.
1712-1716 Фантазия и фуга для органа c-moll (III, 6).

 

1716 23 февраля в Вейсенфельсе исполнение "Охотничьей кантаты" по случаю дня рождения герцога Христиана Саксенвейсейфельского.
22 апреля Бах дал письменное согласие на испытание обновленного органа церкви св. Марии в Галле. В начале мая осмотр и испытание органа совместно с Кунау и органистом Ролле.
Поездка в Эрфурт - испытание органа церкви св. Августина.
Светская кантата № 208 ("Охотничья").
Инструментальный отрывок F-dur для скрипки, гобоя и чембало на тему из "Охотничьей кантаты".
Кантаты № 59, 80а, 155*.
Шери
нг и Дюрр полагают, что кантата № 59 сочинена в 1723 году для университетского церковного торжества. Кантата № 80а не сохранилась, так как целиком вошла в реформационную кантату № 80, написанную в 1730 году.
Поездка в Мейнинген, где двоюродный брат И. С. Баха Иоганн Людвиг Бах был капельмейстером. Бах высоко ценил его произведения, многие из них переписывал и исполнял.
Слава Баха как органиста. Отзыв Иоганна Маттесона (1681-1764) о "знаменитом органисте из Веймара, господине Иоганне Себастьяне Бахе".
1 декабря смерть веймарского придворного капельмейстера С. Дрезе. Он болел уже несколько лет, и Бах фактически замещал его. Но после смерти С. Дрезе придворным капельмейстером назначается его сын, а не Бах. Отношения с герцогом портятся, и Бах принимает предложение ангальт-кётенского князя Леопольда.

 

Для органа:
Прелюдия и фуга f-moll (II, 5).
Прелюдия и фуга A-dur (II, 3)*.
Прелюдия (фантазия) и фуга c-moll (III, 6).
Прелюдия (токката) и фуга F-dur (III, 2).
* Сохранилась в двух редакциях. У Петерса - ранняя, возникшая, должно быть, в Арнштадте. В издании Баховского общества (том XV, стр. 120) приведена веймарская переработка.
1717 5 августа назначение Баха придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда. Бax добивается отпуска у веймарского герцога.
13 сентября поездка в Дрезден. Выступление в придворном концерте на клавесине, в церкви на органе. Состязание со знаменитым французским клавесинистом и органистом Луи Маршаном (1669-1732) в салоне графа Флемминга, премьер-министра, любителя музыки.
Не позже октября возвращение в Веймар. 31 октября - 2 ноября торжества по случаю 200-летия реформации. Бах продолжает упорно добиваться отпуска у веймарского герцога.
6 ноября за "строптивое упрямство" Бах посажен под арест. 2 декабря последовало "немилостивое освобождение из-под ареста". Возможно, за эти четыре недели начерно была написана "Органная книжечка", начисто переписанная в Котеце.
Для клавира:
Прелюдия и фуга B-dur на тему B-A-C-H (XV, 13) [?].
Прелюдия и фуга a-moll (XIV, 2).
[Кётен? Впоследствии, после 1730 года, в переработанном виде вошла в тронной концерт для флейты, скрипки и чембало.]

Для органа или педального чембало:
Пассакалия c-moll. [В Кетене?]
"Органная книжечка" - 45 хоральных обработок
(из 164 задуманных Бахом).

Произведения, написанные, по всей вероятности, в Веймаре, более точная датировка которых не установлена:
Для органа:
29 хоральных обработок из собрания Кирнбергера.
Некоторые из них – около 10 - написаны, должно быть, не Бахом, возможно, И. Г. Вальтером, И. Л. Кребсом, Бернгардом Бахом и др.
6 концертов -
переложения и обработки инструментальных концертов принца Иоганна Эрнста, Вивальди и других композиторов.
Для клавира с оркестром:
16 концертов -
переложения и обработки концертов Вивальди, Телемана, Б.Марчелло, принца Иоганна Эрнста и других композиторов.
КЁТЕН (1717-1723)
1717 В начале декабря переезд в Кётен.
16 декабря поездка в Лейпциг, испытание нового, построенного Иоганном Шейбе, органа в университетской церкви св. Павла. Похвальный отзыв Баха. Дружба с Шейбе.
Исполнение кантаты № 173а в день рождения князя Леопольда.

 

Светская кантата – серенада № 173а, впоследствии (не раньше 1726 года) переделанная в церковную кантату № 173.
1718 В мае поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Светская кантата-серенада № 134а, впоследствии (в 1731 г.) переделанная в церковную кантату № 134.

 

1719 1 января исполнение при дворе князя Леопольда новогодней поздравительной кантаты № 134а.
В октябре дрезденские друзья Баха пытаются устроить состязание в органной игре между Бахом и Генделем, но безуспешно. (Из письма графа Флемминга от 6 ноября.)
Осенью поездка в Галле для встречи с Генделем, но последний уехал в Англию в тот день, когда Бах прибыл в Галле.
В одной из поездок (в Мейнинген? в Карлсбад?) Бах познакомился с маркграфом Бранденбургским Христианом Людвигом. Восхищенный игрой Баха, Христиан Людвиг просил его сочинить что-нибудь для маркграфской капеллы. Через два года Бах прислал 6 концертов (Бранденбургских).

 

1720 "Клавирная книжечка для Вильгельма Фридемана. Начата 22 января 1720 года" - надпись на обложке нотной тетради рукой И. С. Баха.
27 мая поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. В начале июля, когда Бах еще был в Карлсбаде, умерла его жена Мария Барбара; 7 июля похороны.
В сентябре поездка в Гамбург, где освободилось место органиста церкви св. Иакова. Бах выставил свою кандидатуру.
Двухчасовая импровизация Баха в церкви св. Катерины перед 97-летним Рейнкеном (1623-1722). Должно быть, тогда же была исполнена прелюдия и фуга g-moll, и эта импровизация, как и кантата (.№ 47?), сочиненная для поездки в Гамбург, была зачтена Баху в качестве пробного испытания па занятие должности органиста в церкви св. Иакова; соревнования и пробные испытания были назначены на 28 ноября, но к этому времени Бах должен был уже вернуться в Кётен.
19 декабря сообщен был результат выборов: место органиста получил Иоганн Иоахим Хейтман, о котором ничего не известно, кроме уплаты в церковную кассу "обещанных 4000 марок" (по-видимому, за его избрание). Ноймейстер, проповедник церкви св. Иакова, протестовал, но безуспешно.
Кантата № 47. [Около 1730 г.?]
"Клавирная книжечка", законченная в 1721 году, содержит:
Объяснение нотных ключей, исполнения орнаментики. Три хоральные обработки. Двух- и трехголосные инвенции. [
Окончательная редакция в автографе от 1723 г.] Аллеманда, куранта и жига из сюиты A-dur. [Телемана?]
Две аллеманды.
Три менуэта.
Одиннадцать прелюдий,
вошедших впоследствии в "Хорошо темперированный клавир".
Девять маленьких прелюдий и другие пьесы.
Прелюдия (фантазия) и фуга g-moll для органа (II, 4).

Для клавира:
Прелюдия и фугетта d-moll (III, 6) I?].
Прелюдия и фугетта e-moll (III, 7).
Прелюдия и фугетта G-dur (XVII, 7).
Прелюдия и фуга а-mоll (III, 8) [?].
Хроматическая фантазия и фуга d-moll.
[Окончательная редакция в копии от 6 декабря 1730 г.]
Токката fis-moll.
Токката e-moll.
Фантазия c-moll (XV, 1).
Прелюдия (фантазия) и фуга а-moll (X, 4).
Фуга впоследствии переработана для органа (II, 8).
Фуга d-moll [?].
Фуга C-dur [?].
Двенадцать маленьких прелюдий.
[Из них шесть - из "Клавирной книжечки для Вильгельма Фридемана", пять дошли до нас в копии ученика Баха И. П. Кельнера, двенадцатая - трио из "Клавирной книжечки для Вильгельма Фридемана".]
Шесть маленьких прелюдий в тональностях С, с, D, d, E, е.
Соната d-moll – переработка для клавира скрипичной сонаты a-moll.
Adagio G-dur -
переработка для клавира I части скрипичной сонаты G-dur.
Соната a-moll.
Соната C-dur.
Последние две сонаты - переработка для клавира двух сонат для двух скрипок, виолы да гамба и генерал-баса из "Музыкального сада" Рейнкена.

Для струнных соло и с чембало:
Три сонаты и три партиты для скрипки соло.
Фуга из первой сонаты переделана также для лютни, а позже в Лейпциге и для органа. Прелюдия из третьей партиты использована в симфониях кантат № 29 и 120a.
Шесть сюит для виолончели соло.
Пятая сюита переделана и для лютни.
Шесть сонат для облигатного чембало и скрипки.
Третья и четвертая части шестой сонаты после 1730 года изменены. Первая редакция третьей части переработана около 1730 года в сопрановую арию кантаты № 120.
Сюита A-dur для облигатного чембало и скрипки1.
Четыре сонаты (G-dur, F-dur, e-moll, c-moll) для скрипки и цифрованного баса (чембало)*.
* Подлинность второй и четвертой сонаты и фуги строго не доказана. Басовый голос в первой и второй сонате тот же самый. Вторая соната имеется в переложении для флейты, скрипки и чембало - возможно, это работа одного из учеников Баха.
Фуга g-moll для скрипки и чембало [?].
Три сонаты для облигатного чембало и виолы да гамба.
Первая соната дошла до нас и в переложении для двух флейт и чем
бало.

Для флейты соло и с чембало:
Соната a-moll для флейты.
Три сонаты для облигатного чембало и флейты.
Три сонаты для флейты. II цифрованного баса (чембало).

Концерты:
Концерт a-moll для скрипки с оркестром.
Концерт E-dur для скрипки с оркестром.
В 1730-1733 гг. переработаны в концерты для клавира с оркестром.
Концерт d-moll для двух скрипок с оркестром.
В 1736 году переработан в концерт для двух чембало с оркестром.

 

1721 3 декабря "господин Иоганн Себастьян Бах, здешний великокняжеский капельмейстер, вдовец, обручен по княжескому приказанию с девицей Анной Магдаленой, младшей дочерью Иоганна Каспара Вюльксна, саксонско-вейсенфельского придворного трубача" (из документов придворной церкви). Анна Магдалена родилась в 1701 году, в 1718 была певицей при ангальт-цербском дворе, с 1720 года - при кётенском. Умерла в 1760 году в нищете.
По традиции после обручения исполнялся свадебный Quodlibet, от которого сохранился только стихотворный текст, возможно, самого Баха.
21 марта послание с посвящением маркграфу Бранденбургскому Христиану Людвигу 6 концертов.

 

Увертюры (сюиты) для оркестра C-dur и h-moll.
Шесть Бранденбургских концертов.
Кантата № 141
[по всей вероятности, написана не Бахом].
1720-22 Английские сюиты для клавира.
Первая "Нотная книжечка Анны Магдалены" (1722), содержащая:
1. Фантазию C-dur для органа.
2. Хоральную обработку C-dur.
3. Менуэт G-dur.
4. Арию с вариациями c-moll.
5. Пять первых из шести французских сюит в первоначальной редакции.
Окончательная редакция всех шести французских сюит дошла до нас в рукописи ученика Баха Генриха Николая Гербера с исправлениями и пометками, сделанными рукой Паха. Рукопись датируется предположительно 1725 годом.

 

1722 В ноябре поездка в Лейпциг в связи с приглашением принять участие в соревнованиях на должность кантора церкви св. Фомы. "Хорошо темперированный клавир", том. I.
Сюита a-moll для клавира [в Веймаре?].
Сюита Es-dur для клавира.
Сюита e-moll для лютни*.
* Точно не известно, для какого инструмента первоначально написана эта сюита: для лютни, для клавира или для лютневого клавира (как обозначено в копии И. Л. Кребса). Все три сюиты изданы у Петерса, том VII, № 3-5.

 

1722-1723 Партита с-moll для лютни [?].
"Страсти по Иоанну"*.
* Текст Брокеса (1712), сильно переработанный Бахом, использован только для арий. На модный в то время текст Брокеса писали музыку Кайзер в 1712 г., Телеман и Гендель в 1716, Маттесон в 1718 г.

 

1723 7 февраля в Лейпциге Бах исполнил кантату № 22 как пробное испытание на должность кантора церкви св. Фомы.
26 марта исполнение в церкви св. Фомы "Страстей по Иоанну".
13 апреля освобождение Баха от обязанностей придворного капельмейстера в Кётене.
Кантаты №№ 22, 23.
Трио d-moll для органа (IV, 14) [1725?].
Прелюдия и фуга a-moll для органа (II, 8).
[Прелюдия написана около 1709 г., первая редакция фуги в Кётене, окончательная - в Лейпциге.]
Светская свадебная кантата № 202.
[По всей вероятности, написана в Кётене.]
ЛЕЙПЦИГ (1723-1750)
1723 5 мая утверждение Баха в должности кантора церкви св. Фомы.
30 мая исполнение кантаты № 75 в церкви св. Николая.
31 мая торжественная церемония введения Баха в школу Фомы.
Вероятные даты первых исполнений в Лейпциге кантат, мотета и "Магнификат":
6 июня - кантата .№ 76.
20 июня - кантата № 24.
11 июля – кантата X" 186. 18 июля - мотет на смерть г-жи Кеез.
22 августа - кантата № 164.
30 августа - кантата № 119.
2 ноября - кантата № 194 на освящение органа в Штормтале, предместье Лейпцига.
8 декабре на рождественские праздники - "Магнификат" и кантаты №№ 63, 40, 64.
9 августа, в день рождения герцога Фридриха II Саксен-готского, была исполнена "великолепная музыка" Баха на текст латинской оды, - сообщает лейпцигский хронист Фогель (музыка не сохранилась).
Кантаты №№ 70, 75, 76, 24, 186, 164, 119, 194, 63, 40, 64.
антаты №№ 70, 164, 186 возникли, должно быть, раньше, около 1716 г., и переработаны в Лейпциге; кантата № 63 возникла еще раньше, возможно, около 1713 г.]
Мотет "Иисус - моя радость" на смерть г-жи Кеез.
"Магнификат" Es-dur.
[Более поздняя переработка D-dur.]
Sanctus C-dur [?].
28 сентября Баху отказано в получении платы за университетское богослужение, полагавшейся его предшественнику и отмененной 3 апреля 1723 года. Начало более чем двухлетней тяжбы с университетским начальством за должность университетского директора музыки. Кантаты №№ 164, 168. [Обе кантаты написаны, по-видимому, около 1716 г. и переработаны в 1723- 1724 гг.]
1724 26 февраля рождение сына Готфрида Генриха (слабоумного; Филипп Эммануил находил у него задатки музыкального гения, но не развившиеся; ум. в 1763 г.).

Весной поездка в Геру, главный город княжества Рейсе, на освящение органа.

Кантаты №№ 4, 12, 16, 65, 69, 81, 83, 154, 165, 179, 190*.
* Некоторые из этих кантат написаны раньше, в 1724 г. переработаны. Кантата № 4 возникла, возможно, еще в 1708г., № 12 - в 1714, № 16 - ок. 1715 г., № 165 - в 1715 г., № 69 сохранилась в двух вариантах, второй вариант - № 69а, один из них возник в 1724 г., другой - в 1730 г.
Вступительный хор кантаты № 12 – прообраз "Crucifixus" из мессы h-moll. Музыкальный образ "Crucifixus" - плач-пассакалия в басу - возник у Баха в 1704 г. в Lamento из Capriccio B-dur. Подобная же пассакалия содержится в кантатах № 150 (до 1712 г.) и в № 75 (1723).

 

1724-1725 Поездка в Дрезден. Кантаты №№ 172, 153, 184, 8, 72*.
* То
чная датировка этих кантат неизвестна. У Шпитты: 1723-1727. Кантата № 172 возникла, по всей вероятности, в 1714 г., кантата № 184 - в 1718 г., обе переработаны в Лейпциге.

Для органа:
Прелюдия и фуга d-moll (III, 4) -
переработка фуги из скрипичной сонаты g-moll.
Прелюдия и фуга G-dur (II, 2).
В более ранней редакции между прелюдией и фугой стояло трио (andante), вошедшее впоследствии в четвертую органную сонату.
Трио g-moll.
Впоследствии переработано в теноровую арию кантаты № 166.

 

1725 Начало дружеских отношений с поэтом Пикандером (псевдоним Христиана Фридриха Генрици, 1700- 1764). С этого времени и до 1733 года Пикандер - любимый либреттист Баха. Тексты 30 кантат, возникших в это время, и арий из "Страстей по Матфею" написаны Пикандером совместно с Бахом. (Нередко Бах переделывал и изменял текст Пикандера.) Даты исполнения первых кантат на текст Пикандера:
23 февраля, в день рождения герцога Христиана Саксен-вейсенфельского, - кантата № 249а.
3 августа, в день рождения профессора Авг. Фр. Мюллера, - кантата № 205.
14 сентября обращение Баха к королю Фридриху Августу в Дрездене с просьбой разобрать его тяжбу с университетским начальством: "... чтобы была восстановлена полная плата за старое богослужение со всеми причитающимися мне акциденциями" (из письма Баха).
17 сентября письмо из министерства дрезденского двора к университетскому начальству.
3 ноября второе письмо Баха к королю и ответ из министерства.
31 декабря третье письмо Баха к королю.

 

Светские кантаты №№ 249а*, 205.
* В 1726 г. кантата была переделана и исполнена в честь графа Флемминга (№ 249b), в 1736 г. переделана в "Пасхальную ораторию" (№ 249). Впервые обнаружил и издал кантату № 249а Фридрих Сменд в 1943 г., поэтому ни у Шпитты, ни у Швейцера она не упоминается.
Кантаты №№ 148, 19.
Sanctus D-dur.
Фантазия и фуга a-moll для клавира (XI, 2).
1726 21 января решение тяжбы между Бахом и университетским начальством: требования Баха частично удовлетворены.
25 августа исполнение кантаты № 249b в день рождения графа Флемминга.
30 ноября исполнение кантаты № 36а в день рождения Шарлотты Фридерики Вильгельмины, второй жены князя Леопольда Кётенского.
В сентябре посвящение партиты новорожденному сыну князя Леопольда Кётенского. Бах отправил князю эту партиту вместе со стихотворением собственного сочинения.
11 декабря исполнение кантаты № 207 в честь профессора римского права доктора Готлиба Корте.

 

Светские кантаты №№ 249b, 36a*, 207.
* Кантата № 36а утеряна; музыка этой кантаты сохранилась полностью, вплоть до речитативов, в кантатах №№ 36b, 36е, 36.
1723-1727 Произведения, точная датировка которых не установлена:
Партита B-dur из "Клавирных упражнений".
Кантаты №№ 20, 28, 44, 46, 67, 73, 77, 86, 104, 105, 136, 144, 166, 167, 181*.
* Кантаты №№ 28, 105, 136, возможно, написаны позже - между 1737 и 1740 гг. Кантата № 20 сохранилась в более поздней редакции, возможно, 1735 г.

Для органа:
Трио c-moll (IX,10) -
написано, вероятно, не Бахом, а его учеником И. Л. Кребсом.
Трио G-dur (IX, 3) -
двойное переложение: Бах переложил первую сонату для чембало и виолы да гамба для двух флейт и чембало, а последнюю часть этого переложения переработал для органа.
Трио G-dur (IX, 8) -
переложение для органа произведения Телемана.
Ария F-dur (IX, 5) -
переработка для органа произведения Куперена: трио для двух скрипок и генерал-баса.

 

1727 Последняя поездка в Гамбург. Посвящение четырехголосного канона поэту Фридриху Гудеману. В 1728 году Телеман напечатал этот канон в своем журнале.
3 августа исполнение светской кантаты № 193а на университетских торжествах в честь короля Фридриха Августа II, посетившего в то время Лейпциг.
17 октября исполнение "Траурной оды" в университетской церкви св. Павла по случаю смерти королевы Христианы Эбергардины. Текст оды написан Иоганном Христофом Готшедом (1700-1766). Магистрат, узнав, что Баху поручено сочинение музыки, протестовал, так как университетским богослужением ведал органист Иоганн Готлиб Гёрнер. Компромиссное решение: Баху разрешили написать музыку, но только в виде исключения, гонорар за музыку и ее исполнение (12 талеров) уплатил организатор торжеств Ганс Карл фон Кирхбах.

 

"Загадочный четырехголосный канон".
Кантаты № 157, 159 [в 1729 г. ?], 147
[первая редакция в 1716 г.].
Светская кантата № 193а - "Drama per musica" к именинам Фридриха Августа II.
[Кантата утеряна, музыка вступительного хора и двух арий вошла в кантату № 193.]
"Траурная ода" (кантата № 198).
Светская кантата№ 204*.
* Шеринг полагает, что кантата написана до 1728 г., Терри - ок. 1730, Шпитта и Швейцер - после 1730 г.
1728 21 сентября обращение в магистрат с жалобой на пастора Гаудлица. (В 1727 году пастор Гаудлиц с согласия Баха стал назначать к каждому дню по своему выбору духовные песни, которые следовало исполнять до и после проповеди в церкви. Через год Бах отказался исполнять песни, назначаемые Гаудлицем, и написал об этом в магистрат.) Шесть сонат для органа, педального чембало или педального клавикорда. [Отдельные части этих сонат возникли еще в Кётене.]
Свадебная кантата № 216.
[Сохранились только вокальные голоса. Две арии и заключительный дуэт заимствованы из кантат № 204 и 205.]
Каптаты Х.№ 93, 120, 120а*.
* Кантата № 120 написана в честь переизбрания членов магистрата. Хор, частично переработанный, и сопрановая ария вошли в кантату № 120а (Баховский ежегодник, 1936). Некоторые же исследователи (Дерфель) считают, что, наоборот, кантата № 120 - сокращенная переработка кантаты № 120а. Точно не известна также датировка обеих кантат.

 

1725-1731 "Вторая нотная книжечка для Анны Магдалены", содержащая:
Речитатив и арию, вошедшие в кантату № 82.
Арии и песни Баха и других композиторов.
Две французские сюиты.
Две партиты из "Клавирных упражнений".
15 танцев, 3 марша.
Рондо Франсуа Куперена и другие произведения.
[Обычно "Вторая нотная книжечка" датируется 1725 годом. Шмидер полагает, что она была закончена между 1725-1731 годами.]

"Клавирные упражнения". Часть I.
Шесть партит для клавира.
Концерт для двух чембало с оркестром C-dur [ок. 1734 г.?].

 

1729 23 февраля, в день рождения герцога Христиана Саксен-вейсенфельского, Бах исполняет кантату № 208 (охотничью) и получает титул придворного саксен-вейсенфельского капельмейстера *.
* И. Г. Вальтер в Музыкальном словаре (1732) приписывает Баху этот титул с 1723 года. Терри полагает, что Вальтер ошибся, так как до 1729 года Бах не пользуется титулом саксен-вейсенфельского композитора, так же как и с 1736 года, после смерти герцога Христиана.
24 марта Бах исполняет в Кётене траурную музыку в память своего друга князя Леопольда, умершего 19 ноября 1728 года. В числе певцов на траурных торжествах в документах кётенской придворной кассы упоминаются жена и старший сын Баха.
15 апреля первое исполнение "Страстей по Матфею" в церкви св. Фомы. "Когда закончилась эта театральная музыка, все были крайне удивлены и, переглядываясь, спрашивали: что это значит? Одна благородная старая вдова сказала: "Господи, помилуй нас! Где я нахожусь, в опере-комедии?" (из современного отзыва).
Весной первое серьезное столкновение с магистратом. 9 учеников-пансионеров, в том числе Вильгельм Фридеман Бах, окончили школу Фомы. Из кандидатов на свободные места Бах отобрал 9 музыкальных мальчиков. Но магистрат утвердил только 5 из них, назначив вместо остальных 4 своих кандидатов, лишенных музыкальности.
В июле Бах посылает своего сына Вильгельма Фридемана в Галле просить Генделя, остановившегося там проездом из Италии в Англию, посетить его, так как он болен и сам приехать не может. Гендель отказался.
Бах - руководитель Музыкального студенческого общества (Collegia Musica) при университете. Общество давало концерты летом в Циммермановском саду от 4 до 6 дня, зимой в "Кофейном доме" на улице Катерины от 8 до 10 вечера. Вторую университетскую Collegia Musica вел Г. Гёрнер.
Поступление Вильгельма Фридемана в университет.
Осенью умер органист церкви св. Фомы Христиан Гребнер. Иоганн Адольф Шейбе (1708-1776) выставил свою кандидатуру на освободившееся место. После пробного испытания Бах дал о нем отрицательный отзыв.

 

"Страсти по Матфею" [начаты в 1728 г.].
Хронология работы Баха над "Страстями":
1727. Вторая редакция "Страстей по Иоанну".
1729. Первая редакция "Страстей по Матфею".
1731. "Страсти по Марку" (утеряны).
1736. Вторая редакция "Страстей по Матфею".
1738. Третья редакция "Страстей по Иоанну".
1739. Третья редакция "Страстей по Матфею".
Ок. 1742. Четвертая редакция "Страстей по Иоанну".
Ок. 1744. Четвертая редакция "Страстей по Матфею".
Ок. 1747. Пятая редакция "Страстей по Матфею".
Траурная музыка (кантата № 244а) памяти ангальт-кётенского князя Леопольда.
[Из 11 номеров 9 - из "Страстей по Матфею", вступительный хор - из "Траурной оды".]
Кантаты №№ 174, 145
[хор № 2 заимствован у Телемана?], 37 [точная датировка не известна: 1727- 1732], 156.
Мотет "Der Geist hilft unser Schwachheit auf" на смерть ректора школы св. Фомы И. Г. Эрнести.
Исполнялся 24 октября в университетской церкви св. Павла.
Три мотета,
точное время возникновения которых не известно (Шмидер указывает годы 1723-1734):
C-dur [до 1723 г.?].
A-dur [в 1726 г.?]
g-moll.
[Мотеты Баха – единственные его вокальные произведения, исполнявшиеся и после его смерти в церкви св. Фомы.]
1730 В январе после пробного испытания и удовлетворительного отзыва Баха органистом церкви св. Фомы утвержден Иоганн Готлиб Гёрнер (1697-1778)*.
* Современники отмечали справедливость и беспристрастие Баха. И. А. Шейбе - сын органного мастера И. Шейбе, друга Баха, но органист не талантливый. И. Г. Гёрнер - университетский директор музыки; в первые лейпцигские годы отношения между Бахом и Гёрнером не могли быть дружелюбными; но как органист оп был, по-видимому, талантливее Шейбе. Отрицательная характеристика Гёрнера у Шпитты и Швейцера преувеличена. См. статьи Фр. Рихтера и А. Шеринга в Баховских ежегодниках (1925 и 1938).
8 июня назначение нового ректора И. М. Геснера, друга Баха. Прежний ректор Иоганн Генрих Эрнести (род. в 1684 г.) умер в октябре 1729 г. Из протоколов заседаний магистрата: "...будем надеяться, что выбор ректора окажется более удачным, чем избрание кантора".
Отзывы членов магистрата о Бахе: "...кантор вел себя не так, как надлежало: без ведома господина бургомистра послал хор учеников в провинцию; уехал, не взявши отпуска..."
"...Кантор не только ничего не делает, но не желает на сей раз давать объяснений".
"Постановили: снизить кантору жалованье... ибо кантор неисправим" (из протокола заседания 2 августа 1730 года).
23 августа обращение Баха в магистрат: "Краткий, но крайне необходимый проект хорошего обслуживания церковной музыки..." В заключение Бах напоминает о бедственном положении немецких музыкантов, которые предоставляются собственным нуждам и заботам; многие же из них, в заботах о пропитании, и думать не могут о своем совершенствовании".
Однако до 1746 года магистрат фактически ничего не предпринял для "хорошего обслуживания церковной музыки".
Из письма Баха (28 октября) к его школьному товарищу Георгу Эрдману: "Я нахожу, что эта служба далеко не столь ценна, как мне ее описали... странное и недостаточно преданное музыке начальство, - вот почему я должен жить в постоянных огорчениях, преследованиях и зависти и принужден с помощью всевышнего искать своей фортуны в другом месте".

 

Для органа:
Дорийская токката и фуга (III, 3).
[Возможно, еще в Кётене, а фуга еще раньше.]
Прелюдия и фуга a-moll (II, 8).
[Прелюдия возникла в Веймаре, первоначальная клавирная редакция фуги - в Кётене, окончательная редакция для органа - в Лейпциге.]
Прелюдия и фуга C-dur (II, 1).
Прелюдия и фуга c-moll (II, 6).
[Фуги C-dur и c-moll возникли ок. 1716 года, прелюдия C-dur - около 1730 года, прелюдия c-moll - возможно еще позже.]

Симфония F-dur для оркестра - сокращенная переработка первого Бранденбургского концерта.
Кантаты №№ 156, 80, 171,52,54,69а, 173,195, 53*.
* Возможно, что кантата № 80 возникла в 1739 году, № 171 закончена в 1736 году. Кантата № 173 - переработка светской кантаты № 173а от 1717 года. Кантата № 69а – переработка кантаты № 69, возникшей в 1724 году (или, наоборот, № 69а - оригинал, как считают Шпитта и Нойман). Кантату № 54 Дюрр датирует 1714 годом, Фр. Сменд -1731-1735 годом (Fr. Smеnd. Joh. Seb. Bachs Kirchenkantaten. I-VI. Berlin, 1947-1949). Кантата № 53 написана, возможно, не Бахом (Баховский ежегодник, 1906).
Концерт a-moll для флейты, скрипки и клавира с оркестром.
[Первая и третья части - свободная переработка прелюдии и фуги a-moll для клавира, средняя часть взята из третьей органной сонаты.]

1731 С января 1731 года по 1733 год сын Баха Филипп Эммануил, в то время студент университета, исполнял партию чембало в церкви св. Фомы. В 1734 году он уехал во Франкфурт-на-Одере, где продолжал обучение в тамошнем университете. В 1738 году поступил на службу аккомпаниатором к кронпринцу Фридриху, будущему прусскому королю.
Весной исполнение "Страстей по Марку".
В сентябре поездка в Дрезден. 13 сентября премьера "Клеофиды", оперы Адольфа Гассе (1699-1783), в главной роли его жена Фаустина. А. Гассе и Фаустина - дрезденские друзья Баха.
14 сентября в церкви св. Софии органный концерт Баха. Хвалебный отзыв в "Дрезденских достопримечательностях".
Бах издал свой "Opus I": "Клавирные упражнения", часть I.

 

"Страсти по Марку". [Утеряны. Семь номеров из "Страстей по Марку" сохранились: в "Траурной оде", в кантате № 54 и в "Рождественской оратории".] Кантаты №№ 9, 27, 29, 35, 42, 49, 102, 112, 140, 149, 201, 66, 134. [Последние две кантаты, по всей вероятности, переработка двух кётенских светских кантат; кантату № 140 Руст датирует 1742 годом.]
Светская кантата № 201.
Кантата № 188.
[Возможно, не баховская. Терри предполагает, что автор ее - Вильгельм Фридеман Бах.]
1731-1732 Кантаты №№ 51, 55, 56, 84, 98, 169, 170, 197а, 82. [Вступительный речитатив и ария возникли раньше, около 1725 года.]

 

1732 5 июня исполнение кантаты "Радостный день, желанный час" при освящении школы Фомы. (Кантата утеряна.)
3 августа исполнение светской кантаты ко дню рождения Августа 11, курфюрста Саксонского, короля Польского. (Кантата утеряна.)
Кантаты №№ 39, 60, 88, 95, 129, 177, 187, 48, 89, 25, 36, 109, 137, 192*.
* Точная датировка последних пяти кантат не известна. Кантаты №№ 25, 36, 109 возникли в годы 1728-1736. Кантата № 137 возникла, по всей вероятности, в 1732 году, но Руст относит ее к годам 1742- 1747. Кантата № 192 - вероятные годы возникновения: 1731-1734, Терри - 1732, Шеринг – 1746.
Светские кантаты №№ 211 ("Кофейная"), 209*.
* Кантата № 209 возникла в годы 1730-1734.

 

1730-1733 7 концертов для клавира с оркестром:
d-moll*
E-dur*
D-dur*
f-moll*
g-moll*
* Переложения для клавира скрипичных концертов.
F-dur.
Переложение для клавира четвертого Бранденбургского концерта.
A-dur.
Оригинальная композиция.
Два концерта для трех чембало с оркестром:
C-dur.
Возможно, переложение утерянного концерта для трех скрипок.
d-moll.
Оригинальная композиция.
Две увертюры (сюиты) D-dur для оркестра. [Возможно, созданы уже в Кётене.]

 

1733 В июле поездка в Дрезден. В церкви св. Софии освободилось место органиста. Бах приехал вместе с сыном Вильгельмом Фридеманом, чтобы лично рекомендовать его. Вильгельм Фридеман блестяще выдержал пробные испытания и был принят.
28 июля Бах передал королю Польскому, курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу III послание с просьбой о пожаловании ему титула. К посланию приложена Месса h-moll (Kyrie и Gloria). Кантаты №№ 213, 206, 214 написаны в честь кронпринца, королевы и короля-курфюрста Августа III и исполнены: Кантата № 213 - 5 сентября. Кантата № 206 - 7 октября. Кантата № 214 - 8 декабря.

 

Месса h-moll (Kyrie и Gloria, остальные части написаны позже: 1734-1738?).
Кантаты №№ 58, 99, 117.
Светские кантаты № 36b и 36с.
[Подставлены другие тексты в кантату № 36а. Кантата № 36с приурочена, возможно, ко дню рождения ректора Геснера.]
Светские кантаты № 213, 206, 214.
1734 Кантаты №№ 205а, 207а, 215 написаны в честь короля-курфюрста Августа III и исполнены:
Кантата № 205а - 17 января. Кантата № 207а - 3 августа. Кантата № 215 - 5 октября. В ноябре И. М. Геснер уходит из школы Фомы (ему предлагают профессуру в Геттингенском университете). Его место занимает Иоганн Август Эрнести, который остается здесь на посту ректора до 1759 года.
21 ноября исполнение кантаты в честь нового ректора И. А. Эрнести (кантата утеряна). До 1736 года отношения нового ректора с Бахом дружеские.

 

Светские кантаты №№ 205а, 207а, 215. [Музыка кантат № 205b и 207а возникла в 1725 году - кантаты № 205 и 207; подставлен только другой текст.]
Кантаты №№ 97, 110, 34а
[в 1730 г.?].
Светская свадебная кантата № 210.
"Рождественская оратория".
Двухголосный канон, посвященный И. М. Геснеру.
"Клавирные упражнения", часть II: Партита h-moll, Итальянский концерт.

 

1735 Поездка в Кётен на испытание обновленного органа в церкви св. Агнца.
2 мая Бах в письме к члену магистрата в Мюльхаузепе Тобиасу Ротширу рекомендует своего сына Иоганна Готфрида Бернгарда на освободившееся место органиста в церкви св. Марии.
21 мая Бах с подобной же рекомендацией обращается к бургомистру Мюльхаузена и вскоре после этого вместе с сыном едет туда. Иоганн Готтфрид Бернгард выдержал пробное испытание и был утвержден органистом.
3 августа исполнение "Охотничьей кантаты" (№ 208а) в честь короля-курфюрста Августа III.
5 сентября рождение Иоганна Христиана, самого младшего сына Баха (ум. в 1782 году). И. А. Эрнести - крестный отец Иоганна Христиана.

 

Кантаты №№ 5, 11, 14, 43, 79, 94, 100, 107, 143, 133*.
* Кантату № 5 некоторые (Дерфель) датируют 1745 годом, кантату. № 11 Шмидер датирует 1730-1740 годами, кантату № 133 некоторые относят к более поздним годам: 1737-1740.
Кантаты, написанные на тексты Марианны фон Циглер*: №№ 68, 74 [в 1731 г.?], 85, 87, 103, 108, 128, 175, 183, 176.
* Марианна фон Циглер (1695 - 1760) - талантливая лейпцигская поэтесса.
1736 Начало двухлетней "борьбы за префекта" (Prafektenscblacht) с ректором Эрнести: недостойное поведение учеников-хористов на свадебной мессе; жалобы учеников ректору на префекта Готфрида Теодора Краузе, строго наказавшего их; несправедливое решение ректора; возмущение Баха; жалобы Баха и Эрнести в магистрат и консисторию.
29 сентября король Август III был в Лейпциге, и Бах снова передает послание с просьбой о пожаловании ему титула.
В ноябре поездка в Дрезден. 13 ноября Бах снова напоминает королю о своей просьбе.
19 ноября король подписал декрет о присвоении Баху "по его всеподданнейшей просьбе и ввиду его большого мастерства титула композитора придворной капеллы". Декрет передал Баху барон (впоследствии граф) Герман Карл фон Кайзерлинг - русский посол в Дрездене с 13 декабря 1733 года (до этого – президент императорской Академии наук в Петербурге). Кайзерлинг - любитель и знаток музыки, поклон-пик и покровитель Баха. Приезжая в Дрезден, Бах посещал его салон.
1 декабря 1736 года "господин И. С. Бах с двух до четырех часов пополудни играл на новом органе в церкви св. Марии в присутствии русского посла фон Кайзерлинга и множества других персон и музыкантов..." (из "Саксонских достопримечательностей" от 1737 года).
Из-за беспорядочного образа жизни И. Г. Бернгард Бах должен был осенью покинуть свое место органиста в Мюльхаузене. По рекомендации отца ему предлагают место органиста в Зондерхаузене.

 

Кантаты №№ 41, 6, 17, 138*.
* Кантаты №№ 17, 138 возникли, возможно, еще в 1732 году.
"Пасхальная оратория"
(кантата № 249, переделана из "Пастушьей кантаты" № 249а от 1725 года).
Концерт c-moll для двух чембало с оркестром.
(Переработка концерта d-moll для двух скрипок, написанного в Кётене.)
"Музыкальная песенная книга,
содержащая 954 как старых, так и новых песен и арий. Издана Г. X. Шемелли". Из этих 954 песен и арий 69 мелодий Бах "частично заново сочинил, частично исправил генерал-бас" (из предисловия к "Песенной книге").
Пять духовных песен [?].
Изданы в приложении ко II тому баховской биографии Шпитты.

Для органа:
Прелюдия и фуга e-moll (II, 9).
Прелюдия и фуга h-moll (II, 10).
[Точное время возникновения этих прелюдий и фуг неизвестно.]

1737 13 января И. Г. Бернгард выдержал пробное испытание и был утвержден органистом церкви св. Иакова, но через год, задолжав купцу Фр. Клемму, у которого жил, сбежал неизвестно куда. Сохранилось трогательное письмо к Клемму И. С. Баха, огорченного беспутным поведением сына (от 25 мая 1738 года).
14 мая И. А. Шейбе пишет против Баха в журнале "Критический музыкант": "... в его (Баха) произведениях нет естественности, красота затемняется слишком большим искусством ... естественность – искусственностью..."
Продолжение "борьбы за префекта":
12 января письмо в консисторию.
21 августа последнее письмо в консисторию.
18 октября письмо к королю Августу III.
17 декабря королевское распоряжение членам консистории разобрать жалобу "нашего придворного композитора Иоганна Себастьяна Баха".

 

Светская кантата № 30а в честь Иог. Хр. Генике.

Мессы:
F-dur.
G-moll.
A-dur [в l738 г.?].
G-dur [в 1738 г.?].

1738 В феврале консистория снова рассматривает жалобу Баха, запросив суперинтенданта Дейлинга и магистрат, и выносит решение. "Борьба за префекта" была закончена (или позже - при посещении королем Лейпцига в апреле?). Полностью ли были удовлетворены требования Баха, неизвестно.
В конце апреля Август III посетил Лейпциг. 28 апреля в 9 часов вечера студентами университета была исполнена "Ночная музыка" в честь королевского дома.
Ответ профессора риторики, друга Баха, Иоганна Бирнбаума Иоганну Адольфу Шейбе. Полемика между Бирнбаумом и Шейбе о баховской музыке (январь 1738- июнь 1739). "Разделение музыкального произведения на части и периоды, имеющее много общего с ораторским искусством, Бах знает настолько хорошо... что удивляешься искусному его применению в музыке" (из ответа Бирнбаума).
Похвальное слово И. М. Геснера Баху в примечании к его книге: М. F. Quintilianus. Institutiones oratoriae.
С 1738 года но 1742 год в доме Баха жил его родственник Иоганн Элиас Бах. Он учился в университете и был воспитателем трех сыновей И. С. Баха. И. Э. Бах преклонялся перед Иоганном Себастьяном Бахом и искренно полюбил всю его семью.

 

Фантазия и фуга (незаконченная) для клавира c-moll (X, 3 и XV, 8).

Кантаты № 30 [духовная переработка кантаты № 30а], 197, 193 [1727?].

Светская кантата "Ночная музыка". [Не сохранилась.]

1739 10 января. "Мои господин кузен (т. е. И. С. Бах) скоро издаст некоторые клавирные вещи, главным образом для господ органистов предназначенные". (Из письма Иог. Эл. Баха к кантору Коху). И. Э. Бах имеет в виду "Клавирные упражнения", часть III.
К исполнению кантаты на страстную пятницу 27 марта Бах заранее отпечатал либретто кантаты, как это было принято в то время, и объявление об исполнении. Магистрат неожиданно приказал Баху отменить его объявление, так как он не спросил разрешения у магистрата и суперинтенданта. Бах ответил, что не спросил, так как кантата и тексты старые, а вообще все это его очень мало интересует, для него это только "нудная обязанность"; он заявит в консисторию, что кантата в этом году исполняться не будет, так как магистрат запретил ее исполнение.
Так же безразлично отнесся Бах и к торжествам по случаю переизбрания членов магистрата 31 августа и исполнил старую кантату, написанную в 1731 году.
13 июля Вильгельм Фридеман Бах вернулся из Дрездена в Лейпциг, чтобы провести у отца месячный отпуск, и привез знаменитых лютнистов Леопольда Сильвиуса Вейса и Иоганна Кропфганга. Возможно, тогда же написаны баховские произведения для лютни.
(Так предполагает Терри).
Во всяком случае, интерес к лютне возрастает у Баха именно в это время, так как "приблизительно в 1740 году я видел и слышал по проекту господина Йог. Себ. Баха господином Захарием Гильдебрантом построенное лютневое чембало" (из сообщения Якоба Адлунга, теоретика - музыканта и специалиста по клавирному и органному строительству).
С приездом Вильгельма Фридемана в доме "снова зазвучала изысканно красивая музыка" (из письма И. Эл. Баха).
"Клавирные упражнения", часть III: Прелюдия и фуга Es-dur для органа и хоральные обработки (хоральная месса).

Дуэты для клавира.

Светская кантата № 210а. [Переделка кантаты № 210, сохранился только сопрановый голос.]

28 сентября II. Эл. Бах пишет кантору Коху: "... господин кузен перегружен работой... так как в ближайшую пятницу начнет занятия с Collegium musicum и вскоре ко дню рождения его королевского величества исполнит "Ночную музыку", которая несомненно будет достойна того, чтобы ее послушать".
"Его королевское величество" - кётенский князь Людвиг, младший брат покойного друга Баха, князя Леопольда; день своего рождения он провел в Лейпциге.
Осенью Бах в Альтенбурге на испытании нового дворцового органа.

 

"Ночная музыка в честь князя Людвига. [утеряна.]
1740 19 октября исполнение в университетской церкви св. Павла кантаты № 118. Кантата № 118 - мотет к траурным торжествам на смерть графа И. Фр. Флемминга.
Кантаты №№ 13, 32, 50, 57, 90, 146, 34
[первоначальная редакция в 1734 году].
Рождественская музыка "Gloria".
[Кантата № 191, заимствована из мессы h-moll.]

 

1741 Летом Бах в Берлине в гостях у сына Филиппа Эммануила, который служил клавесинистом-аккомпаниатором у прусского короля Фридриха II.
Поездка в Дрезден к графу Кайзерлингу. Возможно, тогда Кайзерлинг и заказал Баху музыку, названную впоследствии Гольдберговскими вариациями. Иоганн Теофил Гольдберг - клавесинист графа Кайзерлинга, ученик Вильгельма Фридемана, а впоследствии и Иоганна Себастьяна. Кайзерлинг часто ездил в Лейпциг с Гольдбергом, чтобы тот мог брать уроки у И. С. Баха.
Известно очень мало фактов из жизни Баха после 1741 года. Он забрасывает школьные дола, часто пропускает занятия. Интриги и преследования "мало преданного музыке начальства" его уже не трогают. Вскоре он откажется и от руководства студенческим музыкальным обществом (Collegia musica).
Его не заинтересуют и новые формы концертной жизни - концерты в "Зале трех лебедей" (с 1743 года). Он целиком отдается творчеству, замыкается в себе.

 

1742 "Клавирные упражнения", часть IV: Гольдберговские вариации.
Светская кантата № 212 ("Крестьянская").

 

1735-1744 Последние кантаты*: №№ 1, 2, 3, 7, 10, 26, 33, 38, 45, 62, 78, 91, 92, 96, 101, 111, 113, 114, 115, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 130, 135, 139, 151, 178, 180, 200, 116.
* В число последних кантат Баха Шпитта включил и шесть кантат, стоящих в хронографе под 1740 годом, и сверх того еще три кантаты, всего приблизительно сорок кантат, которые датировал годами 1735- 1744. Из них две кантаты он датировал точнее: кантату № 116, последнюю кантату Баха, - 1744 годом, кантату № 191 - 1740 годом. Новые исследователи нашли всего две или три небольшие погрешности в датировке этих сорока кантат (кантата № 43 возникла, по всей вероятности, в 1732 году, кантата № 31 - в 1731 году). Уточнения (1740 год) сделаны преимущественно Терри и Шмидером. Относительно других уточнений датировок полного единогласия сейчас нет. (См. указатели Шмидера, Поймана, Сменда, Терри, книги Шеринга и др.). Например, Терри считает, что после 1740 года Бах написал только одну кантату № 116 к 22 ноября 1744 года. Шмидер полагает, что после 1740 года написаны три или четыре кантаты (считая кантату № 200, от которой сохранился только отрывок); последнюю же кантату датирует 1745 годом.

 

1744 "Хорошо темперированный клавир", часть II. [Собрание прелюдий и фуг, написанных в разное время; некоторые еще в Кётене, например прелюдии и фуги C-dur и Cis-dur, прелюдия d-moll, фуга G-dur.]
Органная прелюдия и фуга C-dur (II, 7).
[Возможно, написана раньше.]

 

1745 С 30 ноября по 31 декабря Лейпциг был занят прусскими войсками. Возможно, тяжелые переживания, вызванные аннексией, отразились в музыке мотета и кантаты № 116 (если она была написана в 1745 году, а не в 1744 году, как предполагает Терри).

 

Мотет "Singet dem Неггn", написанный к новому 1746 году [или до 1734 г.?].
1746 Поездки в Цшортау и в Наумбург на испытания органов.

 

Шесть хоралов различного рода. [Возможно, возникли немного позже; напечатаны у Шюблера.]

 

1747 В начале мая поездка в Берлин*.
* Терри полагает, что Форкель неверно передал эти события. Не приглашение короля было непосредственной причиной поездки Баха: он приехал в Берлин, думает Терри, чтобы познакомиться с женой Филиппа Эммануила, а король, воспользовавшись приездом Баха в Берлин, пригласил его.
В Галле И. С. Бах встретился с сыном Вильгельмом Фридеманом и вечером 7 мая оба прибыли в Потсдам. Фридрих II немедленно принял И. С. Баха, отменив свой собственный концерт на флейте. Импровизация Баха - первый трехголосный ричеркар на "королевскую тему".
7 июля Бах послал Фридриху I [первую часть "Музыкального приношения" (трехголосный и шестиголосный ричеркар, шесть канонов и каноническая фуга).
"В Общество музыкальных наук" Бах вступил в 1747 году. Правда, он не вдавался в глубокие теоретические изыскания в музыке, но тем сильнее был в ее практическом осуществлении. К вступлению в Общество он исчерпывающе разработал хорал "Vom himmel hoch da komm ich her" и отпечатал его" (из некролога Баху).
"Общество музыкальных наук" основано в 1738 году учеником Баха Лоренцом Христофом Мицлером (1711-1778).

 

"Музыкальное приношение".
Несколько канонических изменений на тему хорала "Voin Himmel hoch".
Шестиголосный канон к вступлению в "Общество Мицлера".
Трехголосный канон для Фульда
[6ac-sogetto - тот же, что и в предыдущим шестиголосном хорале].
1749 20 января обручение дочери Баха Елизаветы Джулианы Фридерики (род. в 1726 году) с учеником Баха Иоганном Себастьяном Альтниколем.

 

Летом Бах серьезно болел. Узнав об этом, министр граф Генрих фон Брюль потребовал от лейпцигского магистрата допустить к испытаниям Г. Гаррера, директора графской капеллы, и затем назначить его на место Баха. 8 июня Гаррер выдержал испытания, но места органиста в церкви св. Фомы не получил: магистрат заявил, что до смерти Баха никто не займет его места.
Иоганн Готлиб Бидермак, ректор церковной школы в Фрейбурге, написал брошюру "О музыкальной жизни". Бидерман полагал, что занятия музыкой вредно отражаются на изучении наук; именно плохие ученики, писал он, увлекаются искусством. Музыканты сразу же ответили Бидерману. Маттесон выпустил пять брошюр. 10 декабря Бах пишет к одному из своих друзой, Г. Фр. Эйнике, что хотел бы написать ответ Бидерману, но болен и потому не может.
Исполнение учениками и друзьями Баха его кантаты "Феб и Пан" (№ 201). Текст изменен так, что в комических героях кантаты можно было узнать двух ректоров: Бидермана и Эрнести.
Дискуссия закончилась уже после смерти Баха, в 1751 году.

 

Семиголосный канон (для Балтазара Шмидта?).
1749-1750 Искусство фуги.

 

1750 Зимой Бах болел. В январе ему делали глазную операцию; после операции ему стало хуже; через некоторое время была сделана вторая операция, после которой Бах ослеп.
18 июля Бах внезапно прозрел. Но через несколько часов с ним случился удар.
Последние годы Бах редактировал свои старые хоральные обработки, возникшие еще в Веймаре и Кётене. Последние три из восемнадцати хоральных обработок Бах диктовал своему зятю Альтниколю, так как сам писать не мог. Восемнадцатая хоральная обработка сочинена заново незадолго до смерти. Хотя в основу положена хоральная мелодия "Когда тяжелые бедствия окружают нас", Бах продиктовал другое название: "Перед твоим троном являюсь я".
28 июля вечером, четверть десятого, Иоганн Себастьян Бах умер.
31 июля похоронен во дворе церкви св. Иоанна.

 

Восемнадцать хоральных обработок. [Начато, возможно, в 1747 году.]

"Те, кто слушал многих музыкантов справедливо говорят:
в мире был только один Бах"
(М. И. Адлунг, 1758).


Города, где жил И.С.Бах (иллюстрация из книги С.Морозов "Бах" М., 1984, "ЖЗЛ")

bach-karta.gif (21773 bytes)

 

Вернуться на главную страницу
максфорте