ПЕРСОНАЛИИ

Francesco

Antonio

BONPORTI

(1672 - 1749)

Francesco Antonio Bonporti         Франческо Антонио Бонпорти - итальянский композитор. Бонпорти в истории музыки не очень то повезло. В 1732 г. историк и лексикограф (и известный композитор) Иоганн Готфрид Вальтер опубликовал свой "Музыкальный лексикон". Там была статья о Бонпорти, она начиналась так: "Бонпорти Франческо Антонио, дворянин из Трента, создавший 10 музыкальных сочинений...". Затем Вальтер подробно перечислил эти сочинения, каждое из которых включало в себя ряд более мелких - концерты, трио-сонаты, мотеты, серенады, арии, инвенции и другие произведения. То есть тогда, в первой половине XVIII века, ещё при жизни, Бонпорти пользовался очень большой популярностью как композитор. Но уже в конце XVIII века в обширном труде по истории музыки англичанина Чарльза Бёрнея итальянец упоминается вскользь, ему посвящена всего лишь одна строчка. И та заимствована из "Лексикона" Вальтера.
        О Бонпорти фактически забыли. Его музыка, необычная и не вписывающаяся в традиции своей эпохи, в XIX веке казалась непонятной и не представляющей большого интереса. Только в 20-х гг. XX века были опубликованы критические статьи, посвященные Бонпорти и его музыкальному творчеству. По сути тогда мир и открыл для себя этого итальянского композитора.
        Родился в знатной семье в городе Трент, Северная Италия. Точная дата рождения Бонпорти неизвестна, но в церковных книгах сохранилось упоминание о том, что крестили мальчика 11 июня 1672 г. Франческо Антонио был одним из четырех детей Бернардино Бонпорти. Отец будущего композитора был городским чиновником, но при этом и большим любителем литературы, членом местной Академии. Сохранилось свидетельство о том, что однажды он даже выступал там с лекцией на тему - "Кто более благоразумен - мужчина или женщина". Тема выглядит несколько забавной, если учесть, что самому Бернардино Бонпорти друзья дали прозвище "Неблагоразумный".
        Франческо Антонио получил отличное образование. Сначала он посещал в родном городе Иезуитскую семинарию. Затем, с 1688 по 1691 год учился философским и гуманитарным наукам по соседству, в австрийском Инсбруке. Но его ждала церковная карьера, и он должен был получить соответствующие знания. Бонпорти на целых пять лет отправляется в Рим, в Collegium Germanicum, изучать богословие. А также музыку. Собственно, ко времени пребывания Бонпорти в Риме и относятся первые упоминания в источниках о его занятиях музыкой. По всей очевидности, он брал уроки музыки и раньше, но об этом не существует никаких свидетельств. Традиционно считается, что игре на скрипке его учил сам Арканджело Корелли. Но и это точно не установлено. Иногда учителем Бонпорти по классу скрипки называют ученика Корелли Маттео Форнари. Кроме этого, по некоторым данным, Бонпорти учился ещё и композиции священной вокальной музыки у Питони.
        В любом случае, был Корелли непосредственным учителем Бонпорти или нет, существует очевидная стилистическая схожесть между творчеством этих двух композиторов. Но при этом Бонпорти присущ свой, исключительно индивидуальный и своеобразный стиль.
        После обучения в Риме Бонпорти возвращается в свой родной город, Трент и в 1697 г. получает небольшую должность при местном соборе. А годом раньше, в 1696 г., были изданы 10 трио-сонат Бонпорти, первое сочинение композитора. В отличие от большинства своих современников, Бонпорти свои инструментальные работы группировал собирал в циклы не по двенадцать, а по десять.
        Титульный лист гласил: "Франческо Антонио Бонпорти. Дворянин из Трента". Тем самым композитор как бы подчеркивал, что музыка для него - не основное занятие, а скорее любительское времяпрепровождение. Бонпорти считал, что для него церковная карьера гораздо важнее. И если мы на минуту отвлечемся от музыки, то выяснится, что фактически вся его жизнь - это безуспешные попытки продвинуться по службе. Уж в чем-чем, а в карьере Бонпорти точно не повезло. Он так и оставался священником всё в той же церкви в Тренте.
        В своих музыкальных трудах Бонпорти видел прежде всего способ получить покровительство какой-нибудь знатной особы. Тогда было широко распространено посвящение музыкальных опусов важным персонам, которые обычно благосклонно принимали такого рода подношения. Бонпорти начал с посвящений местным духовным лицам, дальше - больше, всё выше и выше. Последнее сочинение в 1746 г. он посвятил императрице Марии Терезии. За него ходатайствуют перед очень влиятельными людьми. В различных письмах того времени мы можем встретить такие имена, как принц Шварценбергский, курфюрст Майнцский, и даже Георг I Английский и Карл VI Австрийский. Но увы - всё напрасно. Каждый раз, когда где-нибудь возникала вакансия, удача отворачивалась от Бонпорти и счастливым обладателем должности становился кто-то другой. В этих попытках продвинуться по службе и прошла его жизнь. Лишь в самом ее конце он понял всю бесплодность своих стремлений. Бонпорти вышел в отставку и уехал в Падую. Там они скончался 19 декабря 1749 г., в возрасте 77 лет. Карьеру он так и не сделал, а вот в истории музыки остался, причем занимает он в ней свое, особое место.
        Большинство сочинений Бонпорти появилось в течение первого десятилетия XVIII столетия. Это было время бурного расцвета итальянской инструментальной музыки. Бонпорти был одним из многих. Но умудрился как бы оказаться на обочине, его индивидуальность не вписывалась в узкие рамки. Он не принадлежал ни к одной известной итальянской школе, его музыку очень трудно классифицировать. В известной степени эта трудность и повлияла на то, что долгое время его произведения и он сам были забыты. Всего у Бонпорти насчитывается 12 сочинений. Каждое сочинение состоит из нескольких произведений, чаще всего десяти. Всего было издано 4 сборника трио-сонат, сборник мотетов для сопрано, скрипки и basso continuo, а также концерты, концертино, сонаты, арии, инвенции, менуэты. К сожалению, не всё дошло до нашего времени. Часть трио-сонат, арии, а также 100 менуэтов для скрипки и basso continuo утрачены.
        Кстати, вот очень интересный факт. Касается он инвенций Бонпорти. Дело в том, что во-первых, именно Бонпорти стал первооткрывателем этого жанра. Сборники инвенций Иоганна Себастьяна Баха появились лишь 11 лет спустя, в 1723 г. А во-вторых, и это самое интересное, великий Бах был знаком с сочинениями итальянца, более того, он собственноручно переписал четыре инвенции Бонпорти для своих сыновей, считая эти произведения образцовыми. Это привело к путанице - долгое время исследователи творчества Баха считали, что инвенции принадлежат ему. И лишь в 1911 г. музыковед Вернер Вольфхайм доказал, что это не так, и что инвенции сочинил Бонпорти. Этот факт лишний раз свидетельствует о достоинствах музыки итальянского композитора. То что, она приписывалась самому Баху - лучший знак качества.
        По-настоящему музыку Бонпорти оценили лишь в XX веке. Вот что писали о нем исследователи: Пеншерль, президент Французского общества музыковедения - "Несмотря на то, что Бонпорти жил совсем недалеко от Венеции, его стиль очень самобытен. Среди скрипачей-композиторов очень мало найдется тех, на кого не повлиял такой искрометный талант, как Вивальди. Одним из них был Бонпорти. Возможно именно он, этот непонятый композитор, и сохранил свою целостность и индивидуальность наиболее успешно. Он использовал традиционную форму, но с такой оригинальностью, с такой мелодичностью и гармонией, с таким выразительным, присущим только ему стилем, что казалось, что он жил так же, как творил"
        А известный музыковед Хатчингз был так захвачен индивидуальностью и оригинальностью Бонпорти, что в своем труде "Барочный концерт" всех других итальянских композиторов сгруппировал вместе по школам, но рассказ о Бонпорти выделил в отдельную главу. Хатчингз писал, что у Бонпорти "есть определенные черты, которые я ценю больше других - и которых нет ни у каких других композиторов, а только у самых великих. По своему уровню Бонпорти является таким же отдельно стоящим, самобытным и неподдающимся классификации, как Иоганн Себастьян Бах".

        С 1996 г. в итальянском городе Роверето, неподалеку от родины Бонпорти, Трента, проходит конкурс старинной музыки имени композитора  - Premio Bonporti.

Вернуться на главную страницу