ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ПЕРСОНАЛИИ
ПЕРСОНАЛИИ

Arcangelo

CORELLI

(1653 - 1713)

ARCANGELO CORELLI         Арканджело Корелли - итальянский композитор, скрипач, основоположник классической школы игры на скрипке, которая в своих главных принципах сохранилась до наших дней. В первые десятилетия 18 века добился поистине мировой славы. Он стал создателем римской школы скрипичного искусства, его имя в глазах французских и немецких современников воплощало наивысшие успехи и саму специфику итальянской инструментальной музыки. Воздействие его музыки и его исполнительского мастерства и на музыку современников и композиторов последующих поколений трудно переоценить. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена (который восхищался Корелли) и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Маттесона и Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии. История сохранила за Корелли сразу несколько титулов. "Основатель новой техники игры на скрипке", "Первая скрипка мира", "Отец Concerto Grosso", а также "новый Орфей" и "Колумб в музыке".
        Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 г. в городке Фузиньяно, близ Равенны. Происходил из старинного и влиятельного рода, который дал Италии известных юристов, ученых, поэтов. Уже в детстве Корелли проявил блестящие музыкальные способности, и в возрасте 13 лет он был отправлен в соседнюю Болонью, где учился игре на скрипке у Джованни Бенвенути и венецианца Леонардо Бруньоли. Вскоре Арканджело достиг такого совершенства в исполнительском мастерстве, что уже в 17 лет он стал членом знаменитой Болонской филармонической академии.
        О периоде с начала 1670-х гг. в жизни музыканта ничего не известно. Примерно в начале-середине 70-х гг. (1675?) Корелли переезжает в Рим. И собственно, на этом его географические перемещения и заканчиваются. Именно с вечным городом были связаны дальнейшие жизнь и творчество Корелли. Здесь он продолжил свое музыкальное образование, изучая контрапункт с помощью опытнейшего певца, органиста и композитора папской капеллы Маттео Симонелли.
        Музыкальную деятельность Корелли начал в качестве скрипача в капелле. Затем он работает капельмейстером в оперном театре Capranica. Параллельно он руководит различными струнными ансамблями, а также выступает как солист и быстро завоевывает славу знаменитого скрипача-виртуоза.
ARCANGELO CORELLI         Корелли повезло с покровителями. Его талант оценили в полной мере. Сначала он служит при дворе шведской королевы без трона Кристины, потом (с 1687 г.) - у кардинала Бенедетто Памфили. Но настоящую финансовую независимость и полную свободу в творчестве Корелли получает под покровительством кардинала Пьетро Оттобони, руководителем капеллы которого он был с 1690 года. Кардинал был настолько очарован искусством Корелли, что поселил его в своем дворце и обращался с ним как с другом.
        При дворе Оттобони Корелли провел последние 23 года своей жизни. Богатый и блестящий меценат, очень увлеченный искусством, Оттобони регулярно устраивал у себя в доме исполнение ораторий, концерты-академии, организатором которых и был Корелли. В доме кардинала бывали многие известные художники, поэты, ученые, и музыканты. В их числе - Алессандро и Доменико Скарлатти, Бернардо Пасквини и молодой Георг Фридрих Гендель.
        В 1706 Корелли был избран членом Аркадской академии - самого изысканного ученого общества во всей Италии; одновременно с ним в эту академию вошли Пасквини и Алессандро Скарлатти.
Творческое наследие Корелли не очень-то и велико. Особенно если сравнивать с потрясающей продуктивностью многих его современников. У Вивальди одних только концертов 465! Что уж там говорить о Телемане, рекордсмене по плодовитости: 40 опер, свыше 600 увертюр, 44 пассиона, 6 ораторий, 15 месс, кантаты, сюиты, серенады, трио-сонаты, 25 годовых циклов кантат и мотетов, включающих около 3000 номеров, концерты для скрипки, флейты и так далее. И сравните с Корелли: 24 церковных трио-сонаты, 24 камерных трио-сонаты, 12 сонат и вариации для скрипки и 12 Concerti Grossi. В общей сложности - 72 относительно небольших произведения.
        Всего Корелли опубликовал при жизни пять своих сочинений. Первые четыре - это сборники трио-сонат. Два - церковных, и два - камерных. В каждом по 12 сонат. Первый сборник трио-сонат Корелли вышел в 1681 году и был посвящен Королеве Кристине Шведской, тогдашней покровительнице композитора. Через четыре года вышел в свет второй сборник, на титуле которого значилось уже имя нового патрона - кардинала Бенедетто Памфили. Спустя ещё четыре года, в 1689 - на первой странице - имя Франческо Второго Моденского. А сборник 94 года содержит посвящение Пьетро Оттобони.
        Помимо трио сонат для двух скрипок с сопровождением он также написал 12 сонат для одной скрипки. Это было пятое его сочинение и оно было опубликовано в тысяча семисотом году. Последнее сочинение мастера, 12 Concerti Grossi, увидело свет спустя год после его смерти, в 1714 году. И это сочинение сразу же стало знаменитым и образцовым, одним из высших достижений жанра Concerto Grosso.
Все эти сочинения, особенно скрипичные сонаты из ор. 5, пользовались известностью; в частности, ор. 5 в XVIII в. перепечатывался в Италии, Франции, Голландии и Англии около сорока раз. Красота мелодий, отточенность стиля, строгость форм вызывали всеобщее восхищение.
        В отличие от большинства итальянских композиторов своего времени, Корелли не писал опер. Хотя и был связан с оперным театром. Но он был полностью погружен исключительно в инструментальную музыку, в которой царствовала, разумеется, скрипка.
        Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием. В своем творчестве он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые поставила инструментальная культура его страны и эпохи.
        Корелли утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, а итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "Всякий труд, - писал Корелли, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами". Стиль Корелли описывают как эмоционально наполненный и в то же время лаконичный и скромный, сдержанно-величавый, далекий как от риторики, так и от излишеств экспрессии и структуры. Его искусство удивительно гармонично и уравновешенно в трактовке формы, и как утверждают исследователи, не вместим в рамки стилевых понятий барокко или классицизма XVII века. Скорее, можно было бы определить его как стиль, предшествующий классицизму XVIII столетия.
        Во времена Корелли манера скрипичной игры нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация острых выразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве своеобразную взвихренность стиля и неистовость.
        Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и экономию в средствах и приемах выразительности. Он не любил аффектацию. Его техника, в то время не знавшая равных, была всецело подчинена художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком. Корелли всегда добивался чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль под его руководством, по свидетельству современников, звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой. Корелли не любил аффектацию. Его современники, особенно итальянцы, очень бурно демонстрировали свои эмоции и каждое свое выступление превращали в шоу. Корелли держал себя скромно и сдержанно. Он не работал на публику. Но когда музыка поглощала его полностью, он уже не мог контролировать себя. Про него говорили, что он мог полностью впасть в транс, когда он играл особо проникновенный музыкальный фрагмент. Черты лица Корелли искажались, глазами пылали огнем и глазные яблоки вращались как будто бы в агонии.
        Композитор был не только скромен, но и самокритичен. И считал, что итальянскую музыку он играет хорошо, а вот французскую и немецкую не очень. По этому поводу есть такой исторический анекдот. Не знаю, насколько он правдив, но личность Корелли в нем достаточно ярко обрисована. Когда Гендель представлял свой "Триумф музыки" в Риме, Корелли руководил оркестром и был первой скрипкой. И у Корелли возникли трудности с соло в одном из фрагментов. Он вновь и вновь пытался его сыграть, но получалось недостаточно хорошо. Гендель потерял терпение, выхватил у итальянца скрипку и продемонстрировал, как нужно играть это соло. На что Корелли улыбнулся и вежливо сказал: "Мой дорогой саксонец - эта музыка написана во французском стиле, в исполнении которого у меня нет достаточного опыта". И это говорит "Основатель новой техники игры на скрипке"!
        Но в исполнении итальянской музыки равных себе, безусловно, он не имел. И по сути дела, для своего времени Корелли был тем же, что и Паганини для века 19. Первой скрипкой мира...
        Несмотря на то, что Корелли жил во дворце своего покровителя кардинала Пьетро Оттобони, композитор вел очень скромную жизнь и больше всего любил уединяться в своем непритязательном жилище среди книг и картин. Он отличался разносторонними интересами, страстно любил и хорошо знал живопись; в его собрании были работы Брейгеля, Пуссена и других мастеров. Ему принадлежала ещё и великолепная коллекция очень ценных скрипок.
ARCANGELO CORELLI        Он был также талантливым педагогом. К нему приезжали молодые люди из разных стран Европы, чтобы получить несколько бесценных уроков игры на скрипке. Ведь Корелли по сути заложил основы классической скрипичной техники, которая исходит из подражания человеческому голосу, из вокального, напевного начала. Хотя до Корелли искусство игры на скрипке насчитывало в Италии по крайней мере полтора века, именно его считают главой великой национальной скрипичной школы. Среди его непосредственных учеников - композиторы и скрипачи Франческо Джеминиани, Пьетро Локателли, Франческо Гаспарини, Джованни Баттиста Сомис. Они, в свою очередь, воспитали новое поколение скрипачей, среди которых выделяются Гаэтано Пуньяни и знаменитый Джованни Баттиста Виотти. Принципы итальянской школы в дальнейшем легли в основу франко-бельгийской скрипичной школы, к которой в той или иной мере принадлежали все крупные скрипачи 19 века.
        Умер Арканджело Корелли в Риме, 8 (19 по новому стилю) января 1713 г.

Вернуться на главную страницу