ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ПЕРСОНАЛИИ

ПЕРСОНАЛИИ


Juan del

ENCINA

(1468/69 - 1529/39)

        Хуан дель Энсина - испанский поэт, драматург и композитор. Его настоящее имя - Хуан де Фермоселье, родился он недалеко от города Саламанка. Его музыкальный талант проявился ещё в раннем детстве. В 16 лет он стал певчим хора кафедрального собора в Саламанке. В 1490 г. в возрасте всего 22 лет Энсина стал руководителем этого хора. Там же, в Саламанке, Энсина закончил знаменитый университет (музыкальную кафедру в котором учредил ещё в 1254 г. король Альфонс Мудрый).
        Многостороннее дарование Энсины было замечено, и уже через два года, в 1492 г., он становится придворным поэтом и музыкантом герцога Альбы. В этом же году он лично присутствует при взятии Гранады (завершающий этап Реконкисты, когда арабы были окончательно изгнаны из Испании). Это важнейший эпизод истории страны нашел своё отражение в одном из вильянсикос композитора. Кроме этого, Энсина дважды побывал в Риме, где близко познакомился с итальянской музыкальной жизнью и творчеством.
        Энсину называют одним из крупнейших композиторов испанского Возрождения. Широкой известностью пользовались его светские произведения - знаменитый "Песенник" ("Cancionero", 1516) и многочисленные вильянсико, распространённые по всей стране, и, по всей вероятности, оказывавшие влияние на некоторые произведения народного творчества. Вильянсико были подчинены нормам полифонического стиля и отличались песенной распевностью и образностью.
        Кроме этого, Энсина сочинял и эклоги, своеобразные лирические песнопения, в которых вокальные фрагменты чередовались с поэтическим текстом. Эти сочинения (а также пасторали и бержеретты) являются первыми опытами профессионального музыкально-драматического искусства в Испании. Некоторые эклоги ("Рождество", "Страсти", "Воскресение") повторяют традиционные сюжеты религиозных мистерий, но есть и эклоги со светским содержанием - своеобразные музыкальные пьесы (Энсину считают первым испанским драматургом и родоначальником литературной испанской драмы; также он был руководителем созданной им театральной труппы и актёром).
        Подобные музыкально-драматические произведения, исполняемые при дворе, положили начало испанскому музыкальному театру. Но развитие светского театра в дальнейшем было остановлено. Началась Контрреформация. Инквизиция, особенно испанская, искореняла любые формы светских развлечений. Некоторые сочинения Энсины попали в список запрещенных книг. И это несмотря на то, в 1519 г. композитор принял духовный сан и впоследствии занимал ряд важных церковных должностей в Риме, Малаге и Лионе. И в последние годы жизни издал большое количество церковных произведений. Но вот что парадоксально - ни одно из них до нашего времени не дошло. Возможно потому, что именно светские сочинения составили славу Энсины, которого считают одним из тех, кто подготовил наступление знаменитого испанского "золотого века".
        Считается, что в творчестве Энсины ощутимо влияние народных кастильских песен и итальянских фроттол. Кроме того, в своём стремлении воспроизвести в сатирических музыкальных интермедиях реальную бытовую атмосферу Энсина очень близок своему современнику французу Клеману Жанекену. Жанекен в многоголосных песнях блистательно развивал песенные и речевые интонации, что порождало настоящие "звуковые картины". Произведения Энсины с формальной стороны проще, но он так же хорошо владеет мастерством звуковой характеристики, использует народно-песенные элементы (вплоть до обыкновенных выкриков разносчиков или, как в одном вильянсико, медника, бродящего по городу в поисках работы). Бытовые сцены, например "Потасовка", изображающая драку крестьян и студентов на рынке, заставляют вспомнить знаменитые "Крики Парижа" Жанекена. В целом, сатирические эклоги и фарсы Энсины способствовали возникновению жанра комической оперы.
        Согласно историческим источникам, Хуан дель Энсина сочинил очень большое количество произведений. Но многие из них до нас, к сожалению, не дошли. В настоящее время насчитывают более 60 написанных им ансамблей и сочинений для голоса с инструментальным сопровождением.

Вернуться на главную страницу