ПЕРСОНАЛИИ |
Василий |
КАРАУЛОВ |
(XVIII в.) |
О
личности Караулова не имеется никаких
сведений. Существует предположение, что его
звали Василий Семенович. Как композитор Караулов
известен по одному-единственному изданию 1787 года,
где опубликованы три его вариационных цикла: "Во
лесочке комарочков", "Ты, детинушка,
сиротинушка", "Ах, как тошно мне". Это
уникальное издание хранится в Государственной
библиотеке им. В.И.Ленина, в "Альбоме князя
Борятинского", где вместе переплетено
множество печатных и рукописных нот.
Вариационные циклы
Караулова представляют собой существенно новое
явление по сравнению с вариациями его
современника, тоже большого мастера вариаций, Василия Федоровича Трутовского.
Здесь в полной мере получила отражение эстетика
сентиментализма, что проявляется в
гармонических оборотах, характерных ритмических
"вздохах", в первую же очередь в мелодии.
Именно тип мелодики, господствующая повсюду
певучесть, постоянные опевания звуков придают
этим вариациям неповторимый колорит и
выразительность. Композитор проявляет
незаурядное мастерство, конструируя
вариационную форму как единое целое, построенное
на постоянном развитии. В качестве контраста он
вводит медленные разделы, а в вариациях на песню
"Во лесочке комарочков много уродилось" эта
медленная вариация написана вдобавок в
одноименном миноре (с понижением II ступени), что
придает сочинению скорбно-патетический характер.
Отмечается и разнообразие вариаций в чисто
фактурном отношении. Здесь по сравнению с
Трутовским разрабатываются уже специфически
фортепианные приемы. Встречается и варьирование
мелодии, и "растворение" ее в пассажах, и
перенесение всего изложения в высокий регистр, а
также проведение мелодии в среднем голосе (излюбленный
прием Караулова - он встречается во всех трех
циклах). Наибольшего единства Караулову удалось
добиться в монументальном вариационном цикле на
песню "Ты, детинушка, сиротинушка". Здесь уже
сама тональность до минор несет определенный
семантический смысл - Караулов трактует ее в
бетховенском плане, как носителя патетико-героического
характера. В этом отношении примечательны
вариации 2, 5 и 9, в которых обнаруживается полное
переосмысление лирической темы, положенной в
основу цикла.
Информация взята из
буклета к компакт-диску "Русская клавирная
музыка XVIII века" (записанного Алексеем
Любимовым; автор текста - Н.Копчевский, "Русский
Компакт Диск" © RCD, 1996).