ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ПЕРСОНАЛИИ

ПЕРСОНАЛИИ


Иван Евстафьевич

ХАНДОШКИН

(1747 - 1804)

        Иван Евстафьевич Хандошкин - русский композитор и скрипач-виртуоз. Еще при жизни пользовался большой популярностью как среди народа, так и в привилегированных кругах общества. Его творческое наследие в полном объеме нам до сих пор не известно, оттого что многие сочинения утрачены безвозвратно.
        Место рождения композитора неизвестно. Возможно, что он родился в Москве. Его отец, по профессии портной, играл на ударных инструментах в придворном оркестре Петра III. На скрипке Хандошкин обучался у Тито Порто. В 1762 году его приняли в придворный оркестр (где он проработал до 1785 года, достигнув положения первого камер-музыканта и капельмейстера). В 1765 году Хандошкин начал преподавать в воспитательных классах Академии художеств, открытых лишь за год до его поступления туда на работу, а потому, видимо, был в них первым педагогом по скрипке. Обучалось у 17-летнего педагога 12 человек.
        В 1785 году Потемкин добился назначения Хандошкина начальником Академии, организованной им в Екатеринославле. Хандошкин был уволен из придворного оркестра с пожалованием пенсии за долгосрочную службу. По пути в Екатеринослав он некоторое время жил в Москве. Затем, в марте 1787 года переехал в Кременчуг. В это время директором академии утвердили любимого придворного композитора Екатерины II - Сарти. Хандошкин остается в Кременчуге, где ему удается организовать нечто вроде консерватории, где действовал хор из 46 певцов и оркестр в составе 27 музыкантов. В 1789 году Хандошкин возвратился в Петербург и до конца жизни уже не покидал столицы.
        Хандошкиным написано, как утверждают исследователи его творчества, около 100 сочинений для скрипки, преимущественно вариаций на темы русских и украинских народных песен. Помимо сочинений для скрипки - вариаций и четырех сонат, он писал пьесы для гитары и балалайки. Основой его сочинений чаще всего служили народные мелодии, звучавшие в городском и деревенском быту.
        В вариационной форме, наиболее близкой к его творческой индивидуальности, автор предстаёт перед нами как композитор и скрипач-исполнитель, блестяще владеющий многообразными формами варьирования музыкальных тем.
        Талант И.Е.Хандошкина более всего раскрылся в сонатах для скрипки соло. По своей выразительности и драматической силе высказывания заметно выделяется среди произведений современников Хандошкина соль-минорная соната. "Такой напряженности развития, такой впечатляющей эмоциональной насыщенности еще не знала русская инструментальная музыка XVIII века" (Г.Фесечко "И.Е.Хандошкин").

        Информация взята из буклетов к компакт-дискам "Русская камерная музыка XVIII века" (записанного Российским ансамблем старинной музыки. © АНТРОП, 1998) и "Евгений Стародумов. Русская исполнительская школа" ("Русский Компакт Диск" © RCD, 1994).

Вернуться на главную страницу