ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ПЕРСОНАЛИИ

ПЕРСОНАЛИИ


Thomas

MORLEY

(1557* - 1603)

        Томас Морли, английский композитор, органист и певец. О его жизни известно очень немного. Родился в 1557 или 1558 г. в Лондоне или Норвиче. Был учеником знаменитого английского композитора Уильяма Бёрда. Учился и получил в 1588 г. степень бакалавра музыки в Оксфордском университете. Через несколько лет, в 1592 г. стал солистом Королевской капеллы. Занимал должность органиста в соборе Святого Егидия, а затем в лондонском соборе св. Павла. Умер, предположительно, в 1603 г. Вот собственно, и вся биография. Музыковеды всячески пытались ее дополнить, некоторые пытались доказать, что Морли дружил с Уильямом Шекспиром (на основании того, что некоторые песни композитора Шекспир использовал при постановке своих пьес). Но эти попытки за отсутствием надежных исторических свидетельств, потерпели неудачу. Что впрочем неудивительно, учитывая то, что вопрос о самом Шекспире остается открытым.
        Больше известно о музыкальной деятельности Томаса Морли. В 1597 г. он опубликовал первое английское руководство по композиции - "Простое и общедоступное введение в практику сочинения музыки" ("Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke"), один из важнейших музыкальных трактатов эпохи Возрождения. К этому времени он уже был известным композитором. Причем Морли был одним из немногих композиторов Англии, произведения которого издавались не только на родине, но и за рубежом.
        В список сочинений Морли входят: 5 тетрадей 2-6-голосных мадригалов и канцонетт, тетрадь песен для голоса, лютни и басовой виолы, сочинения для клавишных инструментов, англиканские церковные службы, ряд духовных хоралов и мотетов на латинские и английские тексты, а также некоторое количество пьес для инструментального ансамбля. Особо нужно отметить тот факт, что Томас Морли был великолепным полифонистом, одним из лучших в свое время, и прежде всего его слава в этом качестве была связана с жанром мадригала, в XVI - начале XVII века переживавшего расцвет, первую очередь в Италии, Нидерландах и Англии. Морли редактировал и издавал в Англии итальянские сборники мадригалов. Помимо этого, он не просто содействовал распространению итальянского стиля в английской музыке, но и разработал его особую разновидность, характерную для елизаветинского времени.
        О признании музыкальных заслуг Томаса Морли говорит тот факт, что в 1598 г. королева Елизавета I пожаловала ему лицензию, предоставлявшую на 21 год монопольное право на печатание нотной бумаги и музыкальных произведений. Ранее это право, очень выгодное по тем временам, принадлежало знаменитым английским композиторам Томасу Таллису и Уильяму Бёрду.
        В качестве издателя Морли в 1599 г. выпустил в свет сборник пьес для щипковых, смычковых и духовых инструментов, то есть для так называемого смешанного консорта. Сборник назывался "Первая книга уроков консорта, сочиненная наилучшими авторами" ("The First Booke of Consort Lessons made by divers exquisite Authors"). Это издание относится к числу наиболее ранних публикаций ансамблевой музыки с определенным составом инструментов: в данном случае это лютня, гитара, пандура, цитра, флейта, дискант и басовая виола - то есть так называемый смешанный консорт.
        Морли успел также опубликовать сборник собственных песен, а также антологию "Триумфы Орианы" ("The Triumphes of Oriana", 1601), в которую вошли сочинения 24 композиторов, посвященные, по всей вероятности, королеве Елизавете I.

Вернуться на главную страницу