ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - ПЕРСОНАЛИИ
ПЕРСОНАЛИИ

Tomas

Luis

de VICTORIA

(1540/48 - 1608/18)

        Томас Луис де Виктория - испанский композитор. О его жизни известно очень мало, вплоть до того, что не установлены точно даты его рождения и смерти. Предполагают, что он родился где-то между 1540 и 48 годами в Кастилии. Умер, по разным источникам, в 1608, или 11, или 18 году в Мадриде.
        Он родился в знатной семье в небольшом городке Авилья, в Кастилии. В детстве он был певчим-хористом в местном соборе, а музыкальное образование получил в Иезуитской школе Святой Терезы. Известно, что в 1565 году, подобно многим своим соотечественникам, Виктория приезжает в Италию, в Рим, где становится певцом в Германской коллегии. Попутно он берет уроки музыки у известнейших композиторов того времени Бартоломе Эскобедо и Кристобаля Моралеса.
        С 1569 года Виктория служит органистом испанской церкви в Риме, а затем - капельмейстером ряда духовных учебных заведений. В 1576 году он становится руководителем Германской коллегии.
        Виктория жил в Риме в период расцвета творчества знаменитого итальянского мастера Джованни Пьерлуиджи да Палестрины. Палестрина и Виктория были друзьями. Хоровые композиции великого итальянца оказали на Викторию большое влияние, не случайно потом его прозвали "испанским Палестриной". Но при всей схожести стиля и композиторских приемов, сущность музыки Виктории совсем иная, гораздо более возвышенная, неземная и очень испанская по своему духу. Его сочинения суровее, строже по колориту, в них преобладает звучность низких мужских голосов и минорная окраска. Национальный характер его музыки отчетливо ощущался современниками. Говорили, что Виктория всегда носит испанский плащ, и что в его жилах течет мавританская кровь - утверждение отнюдь не безопасное в эпоху инквизиции.
        Творческий темперамент Виктории характеризовали как созерцательный, страдающий и плачущий с тем, кого он любит. Известный французский музыковед Прюньер, сопоставляя музыку Палестрины и Виктории, писал, что "Римлянин живет в блаженных мечтаниях, испанце Виктория терзается страданиями Христа... вкушает несказанную небывалую радость в экстазе, что не мешает, впрочем, ему выказывать настоящий реалистический и драматический талант".
        Палестрина не чуждался светской тематики и кроме месс сочинял ещё и любовно-лирические мадригалы, и инструментальную музыку. В отличие от него Виктория всецело замкнулся в сфере религиозно-экстатических переживаний. Не случайно Прюньер называл Викторию "одним из величайших мистических музыкантов всех веков". Виктория остался в истории как композитор, сочинявший только культовую религиозную музыку и наиболее полно выразивший, по мнению современников и исследователей его музыки, католический дух своего времени. В произведениях Виктория соседствуют богатая творческая фагтазия и высочайшее совершенство полифонического письма, тонкость и смелость гармонии и нежный колорит, экзальтация и удивительный реализм.
        В качестве яркого примера стиля Виктории музыковеды часто рассматривают его мотет "O magnum misterium", написанный в 1572 году. Мягкостть и напевность мелодических линий в нем напоминает скорее народные, чем церковные песнопения. Напевность эта проибретает здесь почти элегическую задумчивость. Тенденция к гармонической аккордовости сочетается с великолепным мастерством полифонического письма. С помощью хроматизмов достигается строгость звучания старинных ладов. Как писал один музыковед, испанцы в своей музыке имеют обыкновение рыдать, так как весьма любят применение бемолей". В этом смысле Томас Луис де Виктория был истинным сыном своей страны.
        Виктория провел в Италии около 16 лет. И всегда в конце концов мечтал вернуться домой, в Испанию. В 1581 году такой случай подвернулся. Испанский король Филипп II назначил Викторию капелланом своей сестры, императрицы Марии. И композитор возвращается в Мадрид. С 1594 года Виктория становится придворным вице-капельмейстером и органистом, а также духовником королевской семьи. Последние десятилетия жизни он провел в стенах францисканского монастыря Святой Клары близ Мадрида. Он продолжал сочинять музыку и иногда музицировал на органе.
        Музыка Виктории получила широчайшее распространение по всей католической Европе, ее знали и исполняли в испанских колониях в Америке, в кафедральных собрах Лимы, Боготы и Мехико.
        Викторию называли типичным выразителем католического духа. Он не был новатором и ниспровергателем канонов, его творчество было тесно связано с церковью и не нарушало ее эстетических предписаний и норм. В качестве основы своих произведений, то есть кантуса фирмуса, нижнего голоса, над которым надстраиваются все остальные, он всегда использовал традиционные григорианские напевы.
        Но все исследователи творчества Виктории сходятся в одном - его музыка есть нечто большее, чем ортодоксальный католицизм, в ней воплотилась внутренняя жизнь человеческого духа.
victoria-01.jpg (7897 bytes)         Искусство Виктории находят очень близким творчеству современных ему испанских художников - Сурбарану, Рибейре, Веласкесу, но прежде всего Эль Греко. Подобно им, он воплощал религиозные темы в произведениях, далеко выходящих за рамки церковного искусства. Католическая отрешенность мессы необыкновенным образом сочетается у него со страстностью, переходящей в экстатичность.
        Один испанский музыковед заметил как-то, что Виктория в своей музыке молился как человек, которому близко чувство скорби и сострадания, и в этом он в чем-то даже противостоял той жестокой эпохе, в которую жил. Но в то же время искусство Виктории чем-то сродни строгой и по-своему мрачной и величественной архитектуре Эскуриала.

Вернуться на главную страницу


       

На http://www.montale-original.ru монталь Манго.