БИБЛИОТЕКА |
В. И. Райцес
Процесс Жанны д'Арк
© В. И. Райцес "Процесс Жанны д'Арк" М.-Л., "Наука", 1964
Глава 6
СУД ИСТОРИИ
Прошло
четверть века прежде, чем церковь сняла "пятно
бесчестия" с памяти о той, кого она убила.
Справедливость восторжествовала потому, что
совпала с политическим расчетом. "Судебная
ошибка" была исправлена с опозданием на 25 лет.
Народ не ждал так долго.
Все эти годы он хранил о Жанне добрую память.
Кардинал Винчестерский приказал бросить останки
сожженной в Сену из опасения, что они станут
реликвиями. Но ни он, ни кто-либо иной не могли
вытравить из тысяч сердец образ этой
удивительной девушки. Люди помнили о ней, и это
делало ее бессмертной.
Ныне, спустя пять с лишним
столетий, имя девушки из Домреми известно
каждому мало-мальски образованному человеку, в
какой бы стране он не жил. О ней написаны сотни
книг. Фридрих Шиллер в "Орлеанской деве" и
Анатоль Франс в двухтомной "Жизни Жанны д'Арк",
Марк Твен в "Личных воспоминаниях о Жанне д'Арк
сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря" и Жан
Ануй в "Жаворонке", Бернард Шоу в "Святой
Иоанне" и Лион Фейхтвангер в "Симоне" -
писатели, столь не похожие друг на друга, равно
отдавали ей дань восхищения и любви. В живописи
ее образ воссоздавали Энгр и Гоген, в музыке -
Чайковский и Гуно. В 1928 г. экраны мира обошел
фильм датского режиссера Карла Теодора Дрейера
"Страсти Жанны д'Арк", а совсем недавно, в 1962
г., французский режиссер Робер Брессон поставил
фильм "Процесс Жанны д'Арк", получивший
специальную премию на международном
кинофестивале в Каннах. Что до скульптуры, то нет,
пожалуй, во Франции города, где Жанне не
воздвигли бы памятник.
Ежегодно 8 мая, в
годовщину победы под Орлеаном, отмечают во
Франции День Жанны д'Арк. В этот день в Орлеане
участники традиционного театрализованного
шествия разыгрывают перед многотысячными
толпами сцену въезда Жанны в осажденный город. По
улице, носящей ее имя, проезжает в сопровождении
почетной стражи девушка - на коне, в латах, со
знаменем и мечом.
Но бессмертие и слава
Жанны - это не только празднества, статуи, книги и
полотна. Бессмертие и слава Жанны - это прежде
всего живые национальные традиции, символом и
воплощением которых стала орлеанская героиня.
Напоминая об этих традициях, Морис Торез писал,
что "патриотизм простых людей, патриотизм
Жанны д'Арк - французской крестьянки, покинутой
ее королем и сожженной церковью на костре,
пронизывает нашу историю как яркий луч света".
Жанна д'Арк не
принадлежит только своей эпохе. Воплотив в себе
лучшие черты французской нации, она перешагнула
грань времени. И именно поэтому вокруг вопросов,
связанных с ее жизнью и деятельностью, не утихают
споры, не прекращается острая идейная борьба.
Спекулируя на популярности Жанны в народной
среде, реакционные католические историки
создали клерикально-монархическую легенду о "святой
Иоанне" - кроткой мученице, ниспосланной
божественным провидением для спасения
французского престола. В 1920 г. Жанна была
причислена к лику святых. Этой фальшивой легенде
прогрессивная историческая наука
противопоставила подлинную историю Жанны д'Арк -
историю великого патриотического подвига и
трагической гибели на костре инквизиции.
В сознании народа образ
Жанны неразрывно связан с традициями
национально-освободительной борьбы. В августе 1792
г., когда на революционную Францию двинулись
армии феодальной Пруссии, жители Орлеана
перелили бронзовую статую Жанны, стоявшую у
въезда на луарский мост, на пушки и назвали одну
из пушек именем девушки из Домреми. А спустя
полтора столетия, во времена Сопротивления
французского народа немецко-фашистским
захватчикам, это славное имя носили многие
партизанские отряды. Жанна д'Арк по праву
занимает место среди тех героев, которыми вечно
будет гордиться человечество.