БИБЛИОТЕКА |
А. Рубинштейн
"Музыка и ее представители"
М., 1892 (с. 25-27)
"Wohltemperirtes
Clavier" есть такая жемчужина в музыке, что если бы
по несчастью все баховские мотеты (небольшие
кантаты), кантаты, мессы и даже музыка к Страстям
Господним потерялись и уцелело бы одно это, то
нечего было бы отчаиваться - музыка не погибла!
Но, прибавив к тому "Хроматическую
фантазию", вариации, партиты, инвенции,
Английские сюиты, концерты, чакону, сонаты для
фортепиа.но со скрипкой и более всего его
сочинения для органа, возможно ли измерить его
величие?
...в "Wohltemperirte Clavier" вы
находите фуги религиозного, героического,
меланхолического, величественного, жалобного,
юмористического, пасторального, драматического
характера, - в одном только они все схожи - в
красоте; прелюдии, прелесть, совершенство,
разнообразие которых просто изумительно! Что тот
же самый человек, написавший потрясающие своим
величием органные сочинения, мог также написать
гавоты, буре, жиги, столь очаровательно веселого
характера, сарабанды, столь заунывного
характера, маленькие фортепианные сочинения,
столь прелестные своей простотой,-совершенно
непостижимо! ...Но если еще к этим прибавить его
гигантские вокальные сочинения, то приходишь к
заключению, что наступит время, когда про него
скажут, как говорят про Гомера: "Это не один
человек сотворил, а многие".