БИБЛИОТЕКА |
Н. Бакеева
Орган
© М., "Музыка", 1977
Оглавление
Устройство
органа:
Трубы и регистры
Тембры органных регистров
Механизмы управления
Вступление
"Пусть читатель, органист, музыковед, историк или любитель музыки помнит, что грандиозный и магический инструмент, вдохновивший на создание стольких шедевров и явившийся источником стольких радостей, имеет своим предком удивительную машину, придуманную задолго до пашей эры, греческим механиком с творческим умом". |
Жан Перро
Органные
концерты... Обычно они проходят в переполненном
слушателями зале, и если, допустим, в 1930-х годах
подавляющее большинство публики состояло из
старшего поколения, то сейчас зал переполнен
молодежью - студентами различных вузов и училищ,
рабочей молодежью, школьниками. Интерес к органу
растет, появляется все большее количество
исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей
страны - в филармониях, консерваториях -
устанавливаются новые инструменты. Композиторы
пишут произведения для органа, а также вводят
орган в симфонические оркестры.
Орган привлекает
внимание своими огромными выразительными
возможностями, богатством тембров, масштабами
звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность
полного органа поражает своей грандиозностью:
всепоглощающее фортиссимо заставляет
содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.
В статье "Два слова об
органе" В. Стасов дал исчерпывающую
характеристику органу: "Этот инструмент есть
по преимуществу выразитель глубочайших и
могущественнейших стремлений человеческого
духа; ему в особенности свойственно воплощение в
музыкальных образах и формах стремлений нашего
духа к колоссальному и беспредельно
величественному; у него одного существуют те
потрясающие звуки, те громы, тот величественный,
говорящий как будто из вечности голос, которого
выражение невозможно никакому другому
инструменту, никакому оркестру..." И дальше:
"Невозможно ожидать где бы то ни было
проявления и полного развития высших и
глубочайших сторон музыки без того, чтобы в этом
развитии орган не играл самую первую роль"
(Статьи о музыке, вып. 1. М., 1974, с. 88, 89).
Орган является как бы
своеобразным оркестром в руках одного
исполнителя. Наличие многочисленных
"голосов", разных по тембру и высоте,
возможность использования их в различных
сочетаниях позволяет проводить эту аналогию. От
мастерства органиста зависит логичность
появления новых тембров в музыкальном
произведении, использование динамических
контрастов. "Играть на органе, - пишет Б.
Асафьев в книге "Полифония и орган в
современности" (Л., 1926, с. 7),- значит
организовать звучащую ткань и мыслить о том, как
из множества данных голосов и тембров выбрать
наиболее характерные для проведения в сознание
слушателя гераклитовскиобразно постигаемого
становления музыкальных идей..."
Органное искусство тесно
связано с развитием одной из важнейших сторон
музыкальной культуры человечества -
полифоническим мышлением.