БИБЛИОТЕКА |
Бытовые танцы
эпохи Возрождения
Реферат по теме
Автор - Анжелика Гузь,
студентка 415 группы заочного отделения ХГ
Государственного Хабаровского института
искусств и культуры.
2002 г.
В эпоху
Возрождения бытовой танец приобретает большое
значение. Без него не обходятся не только балы,
вечера, но и пышные уличные празднества,
достигающие порой необычайной яркости и
великолепия. "На карнавальных празднествах
Лоренцо Великолепного во Флоренции на улицах
города разъезжают огромные колесницы,
окруженные пестрой толпой масок, и хоры певцов
разъясняют аллегорический смысл размещенных на
колесницах персонажей - Ариадны и Вакха, Париса и
Елены и других. Во Флоренции же художники
научатся планировать сложные эволюции масс и
создавать новые художественные формы массовых
движений на военных маневрах и так называемых
"конных балетах", где кавалерия заставляла
гарцевать своих коней по сложным фигурам и
рисункам, заранее начертанным художником -
режиссером турнира".
В дворцовых залах
итальянских вельмож устраиваются театральные
представления типа интермедий с песнями и
танцами. Танцы составляют основу этих роскошных
зрелищ.
На домашних и уличных
празднествах также исполняются разнообразные
танцы, придающие этим увеселениям
оригинальность и красоту.
Пышные празднества,
увеселения, балетные представления прочно
утверждаются и в Париже. Приезжающие туда
итальянские художники, поэты, музыканты,
танцмейстеры вместе с французами устраивают
праздники, создают новые виды театральных
представлений, где танцу отводится значительное
место. Но, "несмотря на приглашение во Францию
ряда итальянских музыкальных деятелей,
переоценивать значение их никак не следует.
Основной и движущей силой, обеспечивающей
цветущее, развитие"
Монтаньяр
Монтаньяр - массовый танец, исполняющийся в сопровождении волынки и двух труб. В нем участвуют не менее восьми пар, располагающихся колонной. Фигуры и движения монтаньяра, требуют, чтобы расстояние между парами было не менее полутора метров.
Вольта
Вольта - парный
танец итальянского происхождения. Название его
происходит от итальянского слова voltare, что
означает "поворачиваться". Обычно танец
исполняется одной парой (мужчина и женщина), но
число пар может быть увеличено. Началу танца
предшествует поклон кавалера и реверанс дамы
(поклон XVI в.).
Основной рисунок танца
состоит в том, что кавалер проворно и резко
поворачивает в воздухе танцующую с ним даму. Этот
подъем обычно делается очень высоко. Он требует
от кавалера большой силы и ловкости, так как,
несмотря на резкость и некоторую порывистость
движений, подъем должен выполняться четко и
красиво. Как и многие другие народные танцы,
вольта вскоре после своего появления стала
исполняться на придворных празднествах. В XVI веке
она известна во всех европейских странах, но
наибольший успех имела при французском дворе.
Однако уже при Людовике XIII французский двор
вольты не танцует. Дольше всего этот танец
просуществовал в Италии.
С описанием вольты мы
встречаемся как в самых ранних, так и более
поздних исследованиях. Туано Арбо, например,
называет вольту "провансальским танцем",
считая, что она происходит от гальярды.
В некоторых источниках
вольту именуют "гальярдной вольтой", хотя
темп вольты медленнее темпа гальярды.
Движения вольты,
связанные с подъемом дам в воздух, - прообраз
будущей поддержки в сложной технике
сценического танца. Анализ движений вольты
подтверждает мысль о происхождении лексики
сценического танца из народной хореографии и той
большой роли, которую сыграли народные и бытовые
танцы в развитии профессионального балетного
искусства.
Гальярда
Гальярда -
старинный танец итальянского происхождения,
распространенный в Италии, Англии, Франции,
Испании, Германии.
Это веселый и живой танец,
берущий свое начало в народной хореографии, хотя
наибольшее распространение получил у
привилегированных классов.
Уже в начале XVI века
музыка гальярды стала популярна в широких слоях
французского общества. Во время исполнения
серенад орлеанские студенты играли мелодии
гальярды на лютнях и гитарах. Появление
разнообразных мелодий гальярды и установление
ее ритмической структуры способствовало тому,
что движения танца стали более
канонизированными.
Как и куранта, гальярда
носила характер своеобразного танцевального
диалога.
Кавалер двигался по залу
вместе со своей дамой. Когда мужчина исполнял
соло, дама оставалась на месте. Мужское соло
состояло из разнообразных сложных движений.
После этого он снова подходил к даме и продолжал
танец.
Гальярда называлась еще
"пять па", или "романеска". В основе
танца пять движений: четыре небольших шага и
прыжок. Эти движения занимали два такта по 3/4, то
есть шесть четвертей. Прыжок, следовавший за
шагом, позволял делать выдержку и давал
возможность начинать движение с другой ноги.
Движения танца могли
делаться вперед, назад, в стороны, по диагонали.
Их направление выбирали сами танцующие. Как
утверждает ряд исследователей, именно прыжки
способствовали успеху гальярды.
Легкость и живость, с
которой исполнялся танец, не исключали известной
изысканности, которую нужно было сохранять даже
при быстром повороте плеч. Исполнители гальярды
демонстрировали не только легкость и проворство.
Они могли по своему усмотрению чередовать
движения, заменять подъем ноги легким касанием
пола, шаг вперед - шарканьем или трикотирующими
ударами носком и каблуком. Меняя и усложняя
движения, исполнители как бы соревновались друг
с другом в ловкости.
Придворное общество
танцевало гальярду в пышных парадных одеждах.
Мужчины не обходились без пелерины, перекинутой
через правое или левое плечо, и шпаги, которую
придерживали левой рукой. Дамы одевались в
дорогие платья, к поясу прикрепляли ленты, на
которых висели маленькие зеркальца.
Французские и
итальянские учителя танцев и поэты по-разному
описывали гальярду, но все сходились в одном:
реверансы и композиции танца не играли особо
важной роли и исполнялись в головном уборе, шляпе
или берете. Как и многие другие придворные танцы,
гальярда исполнялась в балетных спектаклях.
В крупнейших трудах по
истории танца гальярде отводится значительное
место. Ее описание мы находим в работах Рауля
Фелье, Рамо, Маньи.
Фабрицио Карозо
описывает танец под названием "La Cascarde",
который является разновидностью гальярды.
Особенно подробно на гальярде останавливается
Туано Арбо. И это понятно, так как в гальярде, как
ни в каком другом танце, содержится много
движений, перешедших в новые танцевальные формы.
Павана
В первой
половине XVI века на смену бассдансам приходит
павана, а позднее куранта.
О происхождении паваны у
историков хореографии нет единого мнения. Туано
Арбо считал, что она пришла из Испании при
Генрихе III. Шарль Давийе называет павану
испанским танцем. "Однако этому танцу, -
говорит Давийе, - приписывают итальянское
происхождение, думая, что этот танец пришел из
Падуи". Курт Закс тоже придерживался мнения,
что созвучие слова "павана" с названием
города Падуи указывает на итальянское
происхождение этого танца. Совсем иное
толкование находим мы в труде Жоржа Дера, где
говорится о том, что павана французского
происхождения, что в 1574 году она была вывезена из
Франции и что описание паваны у Туано Арбо сильно
отличается от описания испанских паван, которые
исполняются более оживленно, напоминая
скорее канарийские танцы. Артур Пужен в
театральном словаре рассматривает павану как
танец испанского происхождения.
Вероятно, в каждой стране
характер движений и манера исполнения паваны
имели свои особенности. Так, нетрудно найти
существенную разницу между французской и
итальянской паваной. У французской шаги плавные,
медленные, грациозные, скользящие, у итальянской
более оживленны, беспокойны, чередующиеся с
маленькими прыжками.
Вероятнее всего, свое
название павана получила от латинского слова pavo,
paon, что означает павлин. И действительно,
танцующие павану как бы подражают паве, важно
шествующей с красиво распущенным хвостом.
Такое определение паваны
можно найти в танцевальном словаре Компана
(издание 1790 г.), который считает павану испанским
танцем. Один из немецких музыкантов еще в 1523 году
так и назвал павану: "павлиний танец".
Под музыку паваны
происходили различные церемониальные шествия:
въезды властей в город, проводы знатной невесты в
церковь. Во Франции и Италии павана утверждается
как придворный танец.
Торжественный характер
паваны позволял придворному обществу блистать
изяществом и грацией своих манер и движений.
Народ и буржуазия этот танец не исполняли.
Павана, как и менуэт, исполнялась строго по
рангам. Начинали танец король и королева, затем в
него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы
и т.д. Танцевали павану одной или двумя парами под
аккомпанемент тамбурина, деревянных
инструментов, флейты в медленном двойном
размере.
Кавалеры исполняли
павану при шпаге и в пелеринах. Дамы были в
парадных платьях с тяжелыми длинными тренами,
которыми нужно было искусно владеть во время
движений, не поднимая их с пола. Движение трена
делали ходы красивыми, придавая паване пышность
и торжественность. За королевой приближенные
дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось
обходить зал. В конце танца пары с поклонами и
реверансами снова обходили зал. Но перед тем как
надеть шляпу, кавалер должен был положить правую
руку сзади на плечо даме, левую (держащую шляпу) -
на ее талию и поцеловать ее в щеку. Во время танца
у дамы были опущены глаза; только время от
времени она смотрела на своего кавалера.
Куранта
Куранта -
придворный танец рубежа XVI-XVII веков, итальянского
происхождения. Куранта - танец торжественный, его
справедливо называли "танцем манеры",
горделивым шествием. Название куранты
происходит от итальянского слова corrente, что
значит течение воды, плавное, равномерное. Один
из историков хореографии сравнивает движения
куранты с движениями пловца, который плавно
погружается в воду и затем появляется снова.
Композиционный рисунок
танца обычно шел по овалу, но это мог быть и
удлиненный квадрат, и восьмиугольник, что давало
возможность делать зигзагообразные движения,
характерные для итальянского танца piva,
бытовавшего в XV веке.
Куранта была простая и
сложная. Первая состояла из простых,
глиссирующих шагов, исполнявшихся
преимущественно вперед. Сложная куранта носила
пантомимический характер: трое кавалеров
приглашали трех дам для участия в танце. Дам
отводили в противоположный угол зала и просили
танцевать. Дамы отказывались. Кавалеры, получив
отказ, уходили, но затем возвращались снова и
становились перед дамами на колени. Только после
пантомимной сцены начинался танец. В сложной
куранте движения исполнялись вперед, назад и в
сторону. Туано Арбо говорит, что кавалер в
куранте исполнял "коленца". Очевидно, это
значило, что он делал более сложные движения, чем
в простой, прогулочной куранте. В середине XVI века
пантомимная часть танца отпадает.
Куранта много раз меняла
свой музыкальный размер. Вначале он был на 2/4,
позднее - трехдольным.
В 1697 году на свадьбе
герцога Бургундского бал открывался курантой. В
начале танца был поклон и реверанс всем
присутствующим, который занимал два такта. Затем
на протяжении двух тактов танцующие делали
поклоны друг другу. Реверансы и поклоны должны
были точно совпадать с музыкой. Очень часто в
куранте превалировали глиссирующие шаги.
Аллеманда
Аллеманда -
танец немецкого происхождения. Он принадлежит к
массовым "низким", беспрыжковым танцам.
Наиболее подробное описание аллеманды дает
Туано Арбо.
Исполнители становились
парами друг за другом. Количество пар не
ограничивалось. Кавалер держал даму за руки.
Движения танца состояли из простых, спокойных
шагов и двойного бранля. Шаги делали вперед, в
сторону, отступая назад. По ходу танца нередко
исполняли grue без прыжка, поднимая ногу в
воздушную позицию (pied en I'air).
Колонна двигалась по
залу, и, когда доходила до конца, участники делали
conversion - поворот на месте (не разъединяя рук) и
продолжали танец в обратном направлении.
Аллеманда состоит из двух частей, на каждую из
них приходится восемь тактов.
Салтарелла
Народный
итальянский танец. Название его происходит от
итальянского слова saltare - прыгать, скакать. Он
известен в Романьи, Лацо, Сан-Марино, В Абруццио. В
каждой области его исполняют по-своему.
Салтарелла - очень
простой танец, он не имеет установленных фигур.
Основное движение - balance. Но исполнители должны
обладать ловкостью и силой, так как темп в танце
все время нарастает, доходя до очень бурного.
Салтарелла - парный танец.
Число пар, участвующих в танце, может быть очень
большим. Как и многие другие народные танцы,
салтарелла начинается иногда игровой
пантомимной сценой. Мужчина делает несколько па
перед женщиной, как бы приглашая ее на танец.
Женщина не сразу принимает приглашение; она
смотрит немного в сторону и кокетливо играет
фартуком. Удар барабана дает сигнал к первому
прыжку. В некоторых районах Италии, например в
Джиогарии, салтарелла бытует как низкий
беспрыжковый танец. Существуют и ее хороводные
разновидности. В хороводной салтарелле
танцующие стоят, тесно прижавшись, друг к другу,
их тела наклонены вперед, головы почти
сталкиваются в центре круга; руки кладутся на
плечи друг другу. Босые ноги мягко скользят по
земле. Исполнители мерно раскачиваются в такт
движению ног.
В Марче ее танцуют под
аккомпанемент бубна или небольшого барабана, на
котором отбивает дробь пожилая женщина.
Музыканты иногда входят в круг и включаются в
общий танец. Своеобразно исполнение салтареллы в
Романьи. Здесь она сопровождается песней,
которую поет один из участников, и является как
бы демонстрацией ловкости. Женщины ставят на
голову стакан, до краев наполненный водой или
вином. Во время сложных и быстрых движений не
должно быть пролито ни одной капли.
Сарабанда
Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: "В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он не равнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви"
6.Менуэт
Менуэт - один из
самых популярных танцев XVI - XVII веков. Пережив на
несколько столетий одновременно с ним возникшие
хореографические формы, он сыграл большую роль в
развитии не только бального, но и сценического
танца. Как и большинство танцев, он возник из
французского крестьянского бранля. Родиной его
считают Бретань, где его исполняли
непосредственно и просто. Свое название он
получил от pas menus, маленьких шагов, характерных
для менуэта. Как и многие другие танцы, возникшие
в народе, менуэт в своей первоначальной форме был
связан с песнями и бытовым укладом данной
местности. Исполнение менуэта отличалось
изяществом и грацией, что немало способствовало
его быстрому распространению и популярности в
придворном обществе.
Любимым танцем
королевского двора менуэт становится при
Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер,
свою непосредственность и простоту, становится
величественным и торжественным. Придворный
этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы
танца. В менуэте стремились показать красоту
манер, изысканность и грациозность движений.
Аристократическое общество тщательно изучало
поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу
танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к
медленным движениям. Менуэт все больше и больше
обретал черты танцевального диалога. Движения
кавалера носили галантно-почтительный характер
и выражали преклонение перед дамой. Исполнители
менуэта двигались по определенной схеме,
придерживаясь строгого композиционного рисунка.
Схем существовало много, хотя между ними
нетрудно найти общие черты.
Президент Парижской
Академии танца Луи Бошан - учитель Людовика XIV -
предложил схему в виде буквы S. Тауберт в своем
труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки,
букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став
президентом Академии танцев, настаивает на схеме
в виде буквы Z. Постепенно она становится
каноничной.
При французском дворе
менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его
называли "королем танцев и танцем королей".
Исполнители располагались строго по рангам. В
первой паре шли король и королева, после них -
дофин с одной из знатных дам. Долгое время менуэт
исполнялся одной парой, затем число пар стало
возрастать. Менуэту обучались долго, несмотря на
его незамысловатый основной шаг. Это объясняется
тем, что очень трудно давалась манера исполнения.
Переход от одного движения к другому должен был
совершаться без рывков и точном ритме, плавно,
красиво. Особенно сложной была мужская партия, в
которой большую роль играли движения со шляпой.
Ее следовало элегантно снять во время реверанса,
красиво держать попеременно то в одной, то в
другой руке и непринужденно надеть. Руки
танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом
кистей, дорисовывали позы менуэта. В менуэтах XVII
века они имели своеобразную позировку: их не
полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить
мягко, плавно.
Медленный менуэт в XVIII
веке сменил скорый. Если при исполнении
медленного менуэта главным было точное
выполнение заранее предусмотренной схемы, то для
скорого свойственно ускорение темпа, введение
ряда сложных движений; руки разрешалось
поднимать высоко в различных позах.
В менуэте XIX века
изменяются не только движения рук. Музыкальный
размер, определяющий характер основного менуэта,
который в XVII веке занимал два полных такта по 3/4,
стал занимать один такт. С такой формой шага мы
встречаемся в менуэте, сочиненном Мариусом
Петипа на музыку из оперы Моцарта "Дон Жуан".
Менуэт был популярным
танцем не только при французском дворе. Он
исполнялся в России на ассамблеях Петра I
(танцевала одна пара). Во времена Елизаветы
Петровны число пар значительно возросло.
В эпоху французской
революции менуэт теряет свою популярность. На
смену приходят другие, более простые и
общедоступные танцевальные формы. Но менуэт
остался среди особо важных танцев в системе
хореографического образования. На нем
воспитывались многие поколения балетных
артистов всех стран.
Паспье
Бал в Байонне,
устроенный Екатериной Медичи в 1565 году,
запечатлен во многих исторических документах и
исследованиях. Роскошный придворный праздник
украшали танцевальные выступления жителей
различных провинций Франции. Под незатейливые
народные мелодии провансальцы исполняли вольту,
бретонцы - свой любимый танец паспье.
Крестьяне Верхней
Бретани издавна знали этот темпераментный танец.
И даже здесь, в необычной обстановке придворного
праздника, они исполняли его непринужденно и
живо, как и себя на сельских вечеринках. Они
быстро двигались с перекрещенными ногами, ловко
ударяя одной о другую. Динамичный бретонский
танец имел на балу в Байонне огромный успех. И
когда в 1573 году был показан балет в честь
польских послов, бретонские танцы, как и народные
пляски других провинций, были включены в
программу торжественного зрелища.
В конце XVI века паспье
становится очень популярным. В праздничные дни
экспансивные парижане охотно отплясывают его на
улице. Первоначальный двойной ритм
крестьянского танца постепенно становится
тройным.
На французских
придворных балах паспье появляется в самом конце
XVI столетия. В первой половине XVII века его
начинают танцевать в различных салонах Парижа.
Ритм паспье убыстряется (6/8), его движения
напоминают скорый менуэт. Теперь этот танец
включал множество мелких, подчеркнуто ритмичных
движений. Во время танца кавалер должен был с
необыкновенной легкостью снимать и надевать
шляпу в такт музыке. На балах XIX столетия паспье
почти не танцевали.
Список литературы
1. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1956, с. 270