ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
К. К. Розеншильд
Музыка во Франции
XVII - начала XVIII века
© М.: "Музыка", 1979
Текст приводится без нотных примеров; также
опущены некоторые примечания.
Введение
Жан Батист Люлли (1632-1687)
Жан Филипп Рамо (1683-1764)
Инструментальная музыка
Франсуа Куперен (1668-1733)
Жан Филипп Рамо -
клавесинист
Заключение
Заключение
XVII и начало XVIII
столетия - один из значительных и блестящих
периодов в истории французской музыки. Целая
полоса развития музыкального искусства,
связанная со "старым режимом", уходила в
прошлое; век последних Людовиков, век
классицизма и рококо был на исходе. Разгоралась
заря Просвещения. Стили, с одной стороны,
размежевывались; с другой - наслаивались,
сливались между собою, образуя странные гибриды,
трудно поддающиеся анализу. Интонационный облик
и образный строй французской музыки были
изменчивы и разнолики. Но ведущая тенденция,
пролегавшая в направлении надвигавшейся
революции, обозначилась с неумолимой ясностью.
"Галантная Индия" Рамо была не более как
"музыкальным добавлением" к "Путешествию
Бугенвиля", а "Старые сеньоры" Куперена
уже протанцевали свою сарабанду под девизом
Ронсара: "Tout passe, tout casse a n'y revenir jamais!" - "Все
проходит и все уходит, чтобы не возвратиться
никогда!". Над Францией Бурбонов сгущались
сумерки.
Полю Валери принадлежит следующая
характеристика французского общества и его
культуры после 1715 года (время Регентства и
Людовика XV):
"Европа была тогда лучшим из возможных миров
на белом свете. Незыблемость общественного и
государственного авторитета сочетались с
отсутствием затруднений для продвижения и
развития индивидуальной мысли и действия; истина
импонировала, но в меру; материя и энергия, хотя и
признавались, однако не успели еще прийти к
прямому господству над умами человеческими.
Наука уже достаточно процветала, искусства же
отличались утонченностью, кое-что оставалось и
от религии. Конечно, существовали еще прихоти
произвола и более чем достаточно силы, которая
могла быть применена господствующей элитой
против народа. Но отвратительные Тартюфы, глупые
Оргоны, "сумрачные господа" ("les sinistres
messieurs"), нелепые Альцесты были, к счастью, уже
похоронены. Эмили, Ренэ, уродливые Ролла еще не
успели народиться. Люди придерживались хороших
манер - даже на улице. Торговцы умели изъясняться
с покупателями отменно любезными словами.
Обходительность распространялась на девиц
легкого поведения, на иностранных шпионов, даже
на мух (и им говорили "Вы"). С собеседниками и
собеседницами этих категорий нынче уже не
обращаются так учтиво, как говорили тогда. Даже
налоги взимались терпимо и великодушно. Дни
текли не насыщенно и поспешно, но медленно и
непринужденно. Люди не были в рабстве ни у своего
времени, ни друг у друга. И некоторые из них -
натуры особенно чувствительные, живо
реагирующие на явления окружающей жизни, - легко
становились властителями дум, и их могучие умы
волновали целую Европу и сокрушали на своем пути
все и вся, опрокидывая вчерашние святыни, храмы и
монументы невозвратного прошлого". * (*
Перевод автора).
Нам думается, что картина времени Людовика XV, так
эстетски-красиво нарисованная Полем Валери,
безмерно приукрашивает одну из самых
драматичных страниц французской истории. Нет,
Европа середины XVIII не была вольтеровским "le
meilleur des mondes possibles" - "лучшим из возможных
миров". Авторитет поземельного дворянства, его
сословных привилегий, его государства и права
уже был заметно поколеблен, оно яростно
сопротивлялось продвижению мысли и действию
прогрессивных и революционных сил и отдельных
личностей, наиболее ярко представлявших эти
силы. Истина импонировала безмерно, но ее
познание и распространение были скудно и жестко
отмерены королевской властью и ее институтами.
Руссо был в изгнании, Вольтер познал ужасы
Бастилии, Гельвеций вынужден был печататься за
границей. Материализм господствовал в передовых
умах общества, но наука была очень далека от
процветания, ибо испытывала на себе тяжесть
карающей десницы государства и церкви.
Католичество существовало не в "остатках",
но в качестве влиятельнейшей и реакционной
идеологической силы. Крестьянскими душами она
владела почти безраздельно. Что касается религии
в более широком понимании, то ее воздействия не
избежали даже выдающиеся революционеры:
Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон были деистами,
осуждали материализм, а бюст Гельвеция был
публично повергнут и разбит на заседании
якобинского клуба, в подарок которому был он
поднесен женою Луи Давида.
П. Валери вынужден признать, что еще существовали
le bon plaisir royal и насилие, чинимое над французами
королевской администрацией. Остались и Тартюфы и
Оргоны, и "les sinistres messieurs en noir". "Эмиль"
Жан-Жака Руссо уже появился на свет, а Альцеста,
хотя и похороненная вместе с театром классицизма
XVII века, вновь возродилась в величаво-этической
предреволюционной музыкальной драме Глюка. П. Валери называет эту героиню
"нелепой" - не потому ли, что сама идея
героической жертвы во имя высокой цели претит
ему? И не ближе к истине даже такой клерикальный
писатель, как Франсуа Мориак, приветствовавший в
дни Сопротивления современное воскрешение
Атисов Франции, окровавленной, но непобедимой?
Торговцы, может быть, любезно изъяснялись с
покупателями, однако обсчитывали и обкрадывали
страну; буржуазия, еще не придя к власти, уже
погрязала в пороках. В кульминационный период
Жана Филиппа Рамо началась "эпопея" самого
крупного, бесстыдного и катастрофичного по своим
последствиям казнокрадства - финансовой аферы
Дж. Лоу. Возможно, с мухами и разговаривали на
"Вы", но помещики, как во времена Маргариты
Наваррской, по-прежнему насмерть избивали
крестьян, в феодальных замках все еще
царило jus primae noctis, а фаворитизм при королевском
дворе достиг подлинного апогея бесстыдства и
расточительности.
Валери умилен гуманностью чиновников фиска;
между тем бремя налогов никогда еще не было столь
невыносимым, а чиновничий произвол столь свиреп
и беспощаден. По сравнению с ним времена Ришелье,
Фуке и Кольбера поистине могли бы показаться
идиллическими. Бурбоны развлекались, им нужны
были деньги, много денег. "Время текло
неторопливо и непринужденно"... но для кого? Не
для крестьянина-паупера, истекавшего потом на
своем винограднике, и не для рабочего, влачившего
короткие и невыносимо тяжкие дни свои на
королевской мануфактуре; время скудно отмерено
было, наконец, и для художника, кто, подобно
Антуану Ватто, безвременно сгорал на огне
неимоверного труда, окруженный жадной толпою
эгоистических и тщеславных заказчиков, или, как
Франсуа Куперен, одиноко и гордо умиравший в
полузабвении либо снисходительном равнодушии
тех, кому он всю жизнь служил своим дивным
искусством. Время пролетало резво и
непринужденно лишь для тех, кто, подобно
"первому дворянину Франции" и его камарилье,
начертал на своем знамени девиз: "Apres moi Is
deluge" * (* "После меня - хоть потоп!" (франц.)).
И это Валери называет "отсутствием рабства"
и "лучшим из возможных миров для
человечества"! Какая забывчивость,
непростительная для одного из образованнейших
французских поэтов XX столетия! Какой
тенденциозный и вызывающий ретроспективизм!
Позволительно спросить: почему же "могучие
умы", наблюдая эту картину,
приходили в столь "великое волнение" и
восставали, сокрушая "святыни и храмы
невозвратного прошлого"?
К чести французского искусства, оно тогда не
разделяло взглядов, подобных нынешним
запоздалым одам талантливого, но глубоко
заблуждающегося Поля Валери. Баснописцы и
композиторы, живописцы и драматические актеры,
клавесинисты и лирические поэты - все
почувствовали надвигавшуюся бурю,
размежевались, и лучшие среди них нашли в себе
мужество, совесть и силы, чтобы обнажить зияющие
язвы "старого порядка" и приветствовать
грядущую революцию. "Плутни Скапена"
Мольера, басни и "Эпитафия лентяю"
Лафонтена, си-минорная пассакалья Куперена,
"Набат" Готье и "Гробница" Леклера,
вместе с "Общественным договором" и
"Исповедью" Руссо, с полотнами Ватто и
Давида - это искусство запечатлело не
только трагедию умирания королевской Франции, но
и занимавшуюся зарю новой эпохи. Без Франсуа
Куперена не было бы Иоганна Себастьяна, Баха. Без
Рамо не было бы Глюка, Моцарта и Бетховена.