ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Т. Ливанова
XVII век
Опера и крупные вокальные жанры в Италии
Глава из книги "История
западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник"
в 2-х тт. Т. 1
М., Музыка, 1983 (с. 318-320)
Ведущая роль
Италии в развитии западноевропейского
музыкального искусства от XVI к XVIII веку не
вызывает сомнений. Именно в Италии ранее всего
наметился важнейший рубеж между двумя
историческими эпохами: рождение оперы
ознаменовало решительный, перелом в музыкальном
стиле. Отсюда ведут свои истоки новые
направления XVII века. Италия же сохраняла
творческую инициативу в разработке почти всех
главнейших музыкальных жанров того времени. Это
происходило, однако, в исторических условиях,
далеких от духовной атмосферы итальянского
Ренессанса. Тогда, в XIV-XVI веках, расцвет
художественного творчества стимулировался
самим ходом развития общества, совпадал с
величайшим прогрессивным переворотом, который
переживало человечество (известное определение
Энгельса). Теперь, в XVII веке, новый подъем творческой
мысли совершался как будто бы вопреки тормозящим
факторам и процессам в истории Италии. Тем более
удивительно, что облик итальянской музыки на
пути от XVI к XVIII веку оказался столь ярким и
по-своему очень цельным, а пример итальянских
мастеров так много значил для музыкантов других
стран.
Высокий творческий
потенциал, цельность национальной школы и ее
авторитет в Европе могли бы показаться
парадоксальными для Италии XVII века, если не
учитывать сложной противоречивости эпохи,
всецело сказавшейся и в ее духовной жизни.
Нередко историки подчеркивают роль
феодально-католической реакции, экономический
упадок страны, ослабление ее торговли и
промышленности, процесс рефеодализации, имевший
место в XVII веке, зависимость от Испании (особенно
в Неаполе, Сицилий, Милане) и других
стран. Все это справедливо. Росли большие города,
нищали малые, сельское хозяйство привлекало к
себе больший интерес, нежели промышленность;
инквизиция сожгла на костре в 1600 году передового
мыслителя Джордано Бруно, католическая церковь
долго преследовала великого Галилея. Но какова
бы ни была зависимость крупных городов от дворов
светских и духовных властителей, нельзя
отрицать, что Флоренция, Мантуя, Рим, Болонья,
Неаполь (а не только независимая Венеция) были в
XVII веке важными культурными центрами страны, в
частности музыкальными ее центрами. Признаки
феодальной реакции и обострение классовых
противоречий в деревне (обогащение дворян и
буржуазии за счет жестокой эксплуатации
крестьянства) еще не означали полного
порабощения народных масс. Как раз в
XVII веке крестьяне (как и городская беднота) в
Италии вели постоянную тайную и явную борьбу
против своих угнетателей. Крестьянские бунты
превращались порой в подлинные войны (в 1650-е годы
в Савойе). Народные восстания в Неаполе, Палермо,
Мессине были направлены не только против
испанского владычества; они носили одновременно
и антифеодальный характер. Не случайно черты
народного быта, народных образов, народной речи и
мелодии проникают в искусство того времени.
Сама
католическая церковь под влиянием окружающей
действительности несколько изменяла свою
тактику, свои приемы и образ действий. При всей
жестокости инквизиции и догматизме папской
цензуры церковь нуждалась в более гибких формах
общения с аудиторией, более тонких приемах
воздействия на свою паству. Это многосторонне
проявилось в искусстве XVII века, вызвало к жизни
первые образцы оратории, побудило использовать
оперный театр в целях религиозной пропаганды.
Наконец, никакие преследования, которым
подвергалась передовая научная мысль в Италии,
не смогли в принципе умалить мировое значение
исследований и открытий Галилео Галилея,
результаты деятельности Томмазо Кампанеллы,
Эванджелиста Торричелли и других крупнейших
итальянских ученых.
Таким образом, отнюдь не
одни симптомы реакции, но и вызревание
противоборствующих ей сил отмечают в Италии эту
эпоху. В известной мере то было знамение времени
и составляло едва ли не самый характерный
признак великого исторического драматизма XVII
века. Быть может, именно поэтому итальянское
искусство в определенных сферах смогло тогда
выполнять ведущую роль в Европе. Если, такую роль
не признают безоговорочно за итальянской
литературой, то для музыки она всецело признана.
Специфика музыкального искусства позволила ему
с особой остротой и силой выразить духовное,
эмоциональное напряжение эпохи. Что же касается
литературы, то ей не во всем еще дано было
осмыслить и словесно сформулировать причины,
существо и смысл этого драматического
напряжения.
Смотри далее: Т. Ливанова "Начало оперы во
Флоренции"
Вернуться
к оглавлению