ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
Т. Ливанова
XVII век
Опера в Мантуе и Риме
Глава из книги "История
западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник"
в 2-х тт. Т. 1
М., Музыка, 1983 (с. 331-344)
От начала к
концу XVII века, от "Эвридики" Пери до
многочисленных опер Алессандро Скарлатти
итальянское оперное искусство прошло очень
большой путь. Представление флорентийской
камераты о новом музыкально-театральном жанре - и
понимание его итальянскими мастерами на исходе
столетия разительно не совпадают. Разве только в
первые годы XVII века еще проявлялись некоторые
признаки общности между новыми оперными
произведениями - и опытами флорентийцев. То была
общность среды, в которой зарождались новые
замыслы: избранной среды кружка или академии как
содружества любителей и знатоков искусства,
поэтов и музыкантов, объединившихся на
постренессансной эстетической платформе,
превыше всего ценивших античное наследие. То
была общность атмосферы, в которой, с одной
стороны, складывалось новое искусство для
немногих просвещенных ценителей, с другой же -
готовились придворные спектакли, ибо иной формы,
так сказать, широкого показа "драмы на музыке"
во Флоренции или Мантуе еще не было. В этом смысле
к созданиям флорентийцев примыкают новые
Произведения, поставленные в Мантуе: "Дафна"
Гальяно (1608) и "Орфей" Монтеверди (1607). Даже
сюжеты их полностью совпадают с первыми сюжетами
флорентийцев!
И
однако уже здесь, в сходной среде и близкой
атмосфере, зарождаются новые творческие
тенденции, и "драма на музыке" сразу
начинает изменяться "изнутри". Масштаб этих
изменений весьма неодинаков у Гальяно и
Монтеверди. Но общий их смысл связан с
возрастанием роли музыки, расширением,
музыкальных форм, укреплением единства внутри
произведения. Композитор явно стремится теперь к
господству над поэтом. Гальяно как автор "Дафны"
занимает еще своего рода промежуточное
положение между флорентийцами и композиторами
последующего этапа. Монтеверди же, которому в "Орфее"
еще близка напевная декламация флорентийцев, их
трактовка монодии с сопровождением, в итоге
настолько углубляет музыкальную концепцию
произведения, что, отталкиваясь от пасторальной
драмы, приходит к порогу музыкальной трагедии.
Творческий путь
Монтеверди так велик и значителен, что его
естественнее рассматривать последовательно - от
"Орфея" к поздним операм, которые
создавались уже в совершенно иной исторической
обстановке. Что же касается Гальяно, то его "Дафну"
целесообразно оценить непосредственно после
творческой деятельности флорентийцев, поскольку
он и работал во Флоренции, и "Дафну" писал на
текст того же Ринуччини.
Марко да Гальяно (1582-1643)
пришел к созданию первой своей оперы с крепкой
полифонической выучкой и ранним опытом
церковного композитора, автора многих
мадригалов (пять сборников, 1602-1607 годы) и других
вокальных полифонических произведений. Он был
еще молод, когда писал "Дафну", однако уже
участвовал в основании "Академии Возвышенных"
(Accademia degl'Elevati), которая объединила с
1607 года крупных музыкантов Флоренции. По всей
вероятности, кружок Барди - Кореи к тому времени
распался и некоторые из его участников вошли в
новое содружество. Будучи еще совсем юным,
Гальяно в 1597 году слышал "Дафну" в доме Кореи
и, значит, несомненно общался с членами камераты.
Когда он сам, спустя десятилетие, взялся за этот
сюжет, он предпочел снова использовать текст
Ринуччини, лишь несколько обновив его. Вообще в
действиях Гальяно с молодых лет было много
уверенности и последовательности. Его не смущало
явное соперничество с Пери и Каччини. Он
ознакомил Пери с партитурой своей первой оперы,
которую рассчитывал поставить не во Флоренции
(где постоянно жил и работал), а в Мантуе, при
дворе герцога Винченцо Гонзага. Отношения
Гальяно с мантуанским двором завязались еще
раньше.
Известно, что
покровителем "Академии Возвышенных" был
кардинал Фердинандо Гонзага, с которым Гальяно
много переписывался. Этому кардиналу было
направлено и письмо Пери - с отличным отзывом о
партитуре "Дафны" Гальяно: Пери
свидетельствовал, что работа Гальяно
превосходит все другие сочинения на этот сюжет и
выполнена с редкостным художественным чутьем.
Постановка "Дафны" состоялась в начале 1608
года в Мантуе. Гальяно находился там и участвовал
в подготовке спектакля, предъявляя весьма
обдуманные и строгие требования к исполнителям.
И здесь его, видимо, мало беспокоило то, что в 1607
году при мантуанском дворе был поставлен "Орфей"
Монтеверди: Гальяно твердо шел своим путем, четко
осознавал свои задачи.
На
примере "Дафны" хорошо видно, что, оставаясь
как будто бы на эстетической почве камераты
Барди - Кореи, композитор уже несколько отходит
от принципа безусловного подчинения музыки
поэтическому тексту. Гораздо более Пери или
Каччини он придает значение сцене, сценическому
осуществлению спектакля, то есть практическому
выполнению намерений композитора.
В
тексте "Дафны" Ринуччини опирался на "Метаморфозы"
Овидия. Для первой части "драмы на музыке"
поэт воспользовался материалом своей же
интермедии "Битва Аполлона с пифоном",
вторая часть посвящена известной истории
Аполлона и преследуемой им Дафны, превратившейся
в лавр. В прологе выступает Овидий. Поэтическая
основа произведения не отличается цельностью:
композиция делится на две самостоятельные части,
объединенные лишь участием Аполлона.
Судя
по большому предисловию Гальяно к партитуре "Дафны",
композитор отнюдь не противопоставлял свой
замысел идеям камераты Барди - Кореи. С большой
серьезностью он рассказал историю первых "драм
на музыке", созданных Пери и Каччини, оценил
значение нового синтетического жанра,
подчеркнул важность поэтического текста для
него. Как автор произведения он требовал
умеренного сопровождения, которое не должно
заглушать певцов, а также стройности
сценического ансамбля и полной согласованности
движения актеров со звучанием музыки.
В
действительности Гальяно оказался в "Дафне"
гораздо больше музыкантом, чем его
предшественники: не столько поэтическая строка и
детальное следование за ней, сколько более
развитые музыкальные формы и широкое пение
интересуют его как композитора. В ряде случаев
он, правда, приближается к напевной декламации
Пери, например в прологе к "Дафне". Но чаще
Гальяно не ограничивается этим, вводя
мелодически развитые, порой даже виртуозные
арии. Что касается хоров, то здесь композитор
постепенно отходит от мадригального склада
(которым владел свободно) и стремится к
своеобразным формам хоровой песенности.
Любопытно, что ряд арий в
партитуре "Дафны" написан не самим Гальяно,
а неким просвещенным и знатным дилетантом, имени
которого он не называет. Возможно, что то был его
покровитель кардинал Фердинандо. Но кто бы ни
писал эти арии, они стали возможны в партитуре
"Дафны" - а с ними туда вошло виртуозное
пение и замкнутая музыкальная форма, не
сводящаяся, однако, к канцоне. Более
динамичными стали у Гальяно хоровые сцены.
Образцом может служить начало произведения.
Здесь выражена тревога жителей "дикой
местности", которые потрясены появлением
страшного пифона, пожирателя людей, и молят
Юпитера о помощи. Сцена строится как чередование
соло пастуха, общего хора, женского хора, снова
общего хора; все это образует одно цельное
музыкальное построение, а характер музыки, с ее
простыми песенными оборотами и фразами, ясной
периодичностью и повторностью, уже далек от
мадригального письма. Вместе с тем Гальяно
стремится наметить признаки музыкального
единства между разными эпизодами "Дафны".
Так, пастух Тирсис имеет нечто вроде лейттемы,
которая трижды звучит при его появлениях.
В
упомянутом предисловии Гальяно к партитуре "Дафны"
расписано едва ли не каждое движение
исполнителей. На 15-м или 20-м такте вступительной
"симфонии" должен войти Овидий, причем ему
надлежит идти степенно (а не танцуя), но так, чтобы
шаги его согласовались с движением музыки.
Особенно детально и тщательно разъясняет
композитор, как именно должен действовать актер,
исполняющий роль Аполлона. От него требуются
благородство и величие каждого жеста,
гармоничность внешнего облика, полнейшее
соответствие каждому такту музыки, что в
особенности трудно в сцене сражения с пифоном
(где Гальяно предлагает даже заменить певца
дублером). Вообще вся центральная сцена битвы
Аполлона с чудовищем при участии хора, очень
динамичная и напряженная, ясно видится
композитору до последней детали, всегда
предусмотренной в его музыке. Подобная
картинность и одновременно динамичность
музыкальной композиции - особое свойство Гальяно
- сообщают новому музыкально-театральному жанру
особенности, о которых еще не думали участники
флорентийской камераты.
Вдумчивость Гальяно, его
стремление осознать и обосновать свои
творческие принципы проявлялись иной раз в
несколько неожиданных, но весьма характерных для
своего времени частных суждениях. В 1617 году была
опубликована шестая книга мадригалов Гальяно. На
нее обрушился с резко критическими нападками
композитор Муцио Эфрем (много лет работавший в
доме Джезуальдо). Он нашел в мадригалах множество
"ошибок", от которых, как он подчеркивает,
были свободны другие авторы - Вилларт, Роре,
Лудзаски, Палестрина, Витали, Монтеверди,
Фрескобальди. Ошибками Эфрем считал
нетрадиционное голосоведение, "неправильные"
каденции и близость мадригалов к канцонеттам.
Гальяно ответил на эту критику в своем обращении
"К читателям" во второй книге мотетов (1622). Он
утверждал, что порою от несоблюдения правил в
произведении возникает немалая красота, чему
есть примеры в великолепных образцах
архитектуры, а также у великих музыкантов. Эти
"неправильные красоты" непонятны только
тем, кто едва начинает свою деятельность и видит,
в них лишь промахи и ошибки. Идея Гальяно здесь
очень близка эстетике стиля барокко, которая как
раз складывалась в те годы. Позднее Монтеверди
полемизировал со своими противниками со сходных
позиций.
И
создание "Дафны", и предисловие к ее
партитуре, и полемика с Эфремом приоткрывают для
нас большие возможности Гальяно как
музыкального деятеля первой четверти XVII века,
обладавшего сильным характером и незаурядным
интеллектом. Но дальнейшая эволюция его
творчества остается не слишком ясной:
впечатления современников единичны, нотные
источники не сохранились или малодоступны.
Известно, что до конца жизни Гальяно не порывал с
Флоренцией - с 1609 года занял видную должность
капельмейстера в церкви Сан Лоренцо, а затем
получил и звание придворного капельмейстера от
герцога Козимо Медичи. Неоднократно он создавал
музыку для придворных празднеств во Флоренции,
Мантуе, Риме, в частности писал сценические
произведения ("Бракосочетание Медора и
Анджелики", 1619; "Флора", 1628 и другие). Можно
лишь догадываться, что рамки дворцовых театров и
обязанности придворного композитора невольно
ограничивали творческие искания Гальяно и
направляли его искусство в определенное русло
репрезентативных праздничных спектаклей с
музыкой. Как раз в те годы, когда он создавал
новые музыкально-театральные произведения, "драма
на музыке" прочно утвердилась при итальянских
дворах и все более приобретала здесь характер
пышного, с чудесами и превращениями барочного
спектакля.
К
счастью, это была лишь одна из линий, которая
пришла от опытов в камерате Барди - Кореи к новым
явлениям в оперном театре. Другие линии вели к
иным музыкальным центрам, в которых опера
по-разному соприкоснулась с широкой аудиторией,
выйдя за пределы избранного круга ценителей или
особой атмосферы придворных празднеств. Начало
оперных спектаклей в Риме и особенно в Венеции
означало уже признание и распространение нового
жанра по стране. Постепенно из единичных
торжественных событий оперные спектакли
превращались в важную часть театральной Жизни
крупных итальянских центров. Впрочем, это не
значит, что тип придворной оперы перестал
развиваться: он сохранял свое заметное значение
в XVII веке и не был позабыт в XVIII.
Более или менее
последовательная история оперного искусства в
Риме начинается со второй четверти XVII века, хотя
спектакли с музыкой и даже единичные оперные
произведения ставились там и раньше. Вряд ли в
каком-либо другом итальянском культурном центре
специфические условия для развития нового жанра
могли быть столь противоречивы, как в
католическом центре страны. Влияние религиозных
идей, прямое вмешательство папской власти в дела
театра, с одной стороны, - и обращение к широкой
демократической аудитории с ее представлениями
и вкусами - с другой, наложили свой неповторимый
отпечаток на оперную жизнь Рима.
В том
же 1600 году, когда во Флоренции была поставлена
"Эвридика" Пери, в Риме исполнялось "Представление
о душе и теле" на текст А. Манни с музыкой Э.
Кавальери. Композитор полагал, что его
эстетические позиции непосредственно близки
флорентийской камерате, с участниками которой он
тесно соприкасался со времени свадебных
торжеств 1589 года. В предисловии к своему
произведению он также утверждал примат поэзии,
слова над музыкой, требовал разнообразия
аффектов и высказывал свои взгляды на характер
аудитории. Кавальери предпочитал обращаться к
небольшому кругу знатоков и просвещенных
любителей искусства. В отличие от "dramma per musica"
флорентийцев его "Представление" уже
отходит от гуманистических идей Ренессанса и
носит явный отпечаток духа контрреформации.
Символический спор Души и Тела с его навязчивой
дидактикой, с участием аллегорических
персонажей Света, Человеческой жизни,
Наслаждения, Разума не давал особых оснований
для драматической выразительности музыки и в
этом смысле не мог идти в сравнение даже с
пасторалями Ринуччини. Впрочем, Кавальери
отчасти преодолел это. Вопреки самой морали
произведения (победа чисто духовного начала над
земной, плотской жизнью) он достаточно развил то,
что относилось именно к земному миру Тела.
Аллегорический образ Наслаждения, например,
получил у него широкую музыкальную трактовку
(включая самостоятельный инструментальный
ритурнель явно светского характера). Все "земное"
выражалось ариозным, даже несколько изысканным
пением, тогда как о "Душе" повествовал
простой, скупой речитатив. И то и другое
следовало принципу монодии с сопровождением, что
и позволяло Кавальери считать себя
представителем "stile nuovo". Помимо сольных
эпизодов "Представление" включало хоры
мадригального типа, а первая часть его
заключалась небольшой "симфонией".
Произведение Кавальери
стоит особняком в истории новых музыкальных
жанров, получивших развитие в XVII веке. Автор
мыслил его скорее как духовную оперу, чем как
ораторию, которая тогда едва складывалась в Риме
и еще не приобрела тех форм, какими владел
Кавальери. По существу, "Представление о душе и
теле" находится как бы между ораторией и
будущей римской оперой, ибо для оперного
искусства в Риме тоже останутся характерными
некоторые черты этого раннего опыта "в новом
стиле". Современники же считали, что Кавальери
в своем произведении перенес в Рим достижения
флорентийской школы.
Как и
в других итальянских центрах, в Риме исполнялись
пасторали с музыкой (например, "Еумелио"
Агостино Агаццари в 1606 году), устраивались
карнавальные представления со специально для
них написанными пьесами. Так, в 1606 году большой
успех имела "Колесница любовной верности" с
музыкой Паоло Квальяти: во время карнавала, "на
ходу", в настоящей, движущейся по улицам
колеснице разыгрывалась пьеса при участии пяти
певцов и пяти инструменталистов, причем
действующие лица пели соло, выступали в дуэте,
трио, квинтете. Зрители и слушатели сопровождали
колесницу и по нескольку раз наблюдали это
представление.
Среди первых единичных
собственно оперных спектаклей в Риме следует
назвать "Смерть Орфея" Стефано Ланди (1619) и
"Цепь Адониса" Доменико Мадзокки (1626).
Творчество Ланди будет рассмотрено дальше. Пока
отметим лишь, что отношение к античной мифологии
в Риме явно становится иным, чем оно было во
флорентийской камерате. Быть может, по
стариннейшей традиции церковных представлений и
в угоду аудитории серьезный сюжет не
препятствует введению комических пародийных
эпизодов. В "Смерти Орфея" Харон (перевозчик
теней через Лету) поет о "реке забвения"
песню застольного типа. У флорентийцев это было
бы немыслимо, а в дальнейшем развитии оперы в
Риме и особенно в Венеции стало обычным.
"Цепь
Адониса" была поставлена в Риме спустя три
года после появления прославленной поэмы
Джамбаттисты Марино "Адонис". К этому
времени начало постепенно сказываться влияние
современных поэтов и новой итальянской поэзии на
развитие жанра "dramma per musica". С одной стороны,
и сами поэты тянулись к сотрудничеству с
музыкантами: Габриелло Кьябрера с 1617 по 1622 год
создал тексты для шести "музыкальных драм".
С другой же - композиторы стали обращаться,
наряду с античными мифологическими сюжетами, к
сюжетным мотивам, например из "Освобожденного
Иерусалима" Тассо: назовем из ранних примеров
оперу-балет Франчески Каччини "Освобождение
Руджеро с острова Альчины" (1625). Кстати, эта
опера, как и "Флора" Гальяно, написана для
праздничного придворного спектакля во
Флоренции. Такого рода представления все чаще
включали в себя балетные сцены (в них участвовали
нередко придворные дамы и кавалеры), а спектакли
в целом поражали зрителей богатством и
фантастичностью зрелища и частыми сменами
эффектных декораций.
"Цепь
Адониса" всецело принадлежит к этому же роду
праздничных спектаклей, притом еще и с
некоторыми, характерными именно для Рима
особенностями. Грандиозная пятиактная опера
соединяет мифологическую любовную историю
Адониса и Венеры с католическим поучением о
грехе сладострастия. Новый ариозный стиль
сочетается здесь с развитием пышной хоровой
полифонии. Мадзокки всячески развил любовную
идиллию, выпятил волшебно-декоративные стороны
сюжета (таинственные превращения, внезапные
смены ландшафтов, заклинания духов и т. п.),
присовокупив, однако, ко всему проповедь
отречения от земных радостей. Сама мифология
была взята в опере, так сказать, из вторых рук, ибо
миф о Венере и Адонисе нашел у Марино
своеобразное истолкование в обширнейшей поэме,
изысканной по стилю, со многими отступлениями,
манерными длиннотами, обилием метафор - всем тем,
что получило название "маринизма". В своем
роде "Адонис" - поэтически-виртуозное
произведение, где многие частности не лишены
крупных достоинств. Но в целом поэма далеко
уводит от простого и мудрого в своей наивности
первоисточника.
Доменико Мадзокки и не
искал в поэме Марино близости к античной
трагедии, как не хотел бы ограничиваться и
пасторальной драмой. В этом смысле он уже далеко
отошел от позиций и вкусов флорентийцев, которые
искали в ней высший тип монодии с сопровождением.
Напротив, он сознательно стремился преодолеть
"скуку речитатива" - по его собственным
словам - и тяготел к более развитым и замкнутым
ариозным формам. Сдержанности и строгости
флорентийцев он противопоставлял более
нарядное, пышное, гедонистическое искусство.
Всякая экспрессия, подъем лирических чувств,
душевное волнение выражены у Мадзокки
расширением мелодии, подчеркиванием ее
выразительных интонаций секвенциями, что и
приводит к формированию ариозо, "полуарий".
Вместе с тем Мадзокки переносит в оперу традиции
венецианского многохорного письма. Нередко хоры
имеют у него не драматическое, а скорее
декоративное значение, как финалы больших сцен.
Местами же именно в музыке хоров композитор
достигает большой выразительности в передаче
серьезных, скорбных чувств. Таков, например, "хор
сочувствия", сострадающий героине.
Разумеется, такие
спектакли, как "Цепь Адониса", требовали
особо пышного и импозантного декоративного
оформления. Как раз к 1620-м годам, в связи с
праздничными спектаклями, во Флоренции уже
складывалась своя школа театральных
декораторов. Отсюда и пошла традиция оперных
чудес: именно в опере получила затем наибольшее
развитие сценическая "машинерия",
позволяющая достигать удивительных эффектов.
Помимо богатых архитектурных мотивов (замки,
крепости, храмы, подземелья, площади, залы) здесь
царила и ландшафтная декоративность: мгновенно
возникали причудливые пейзажи с фонтанами и
каскадами, дикая лесистая местность внезапно
превращалась в роскошный цветущий сад,
идиллическая зеленая роща тут же сменялась
гротом Вулкана, из пышных цветов выходили
красавицы, земной рай превращался в пустыню,
вдруг возникала полная иллюзия наводнения, на
глазах зрителей пробуждалась весенняя природа и
т. д.
Когда в Риме 1630-х годов
начал действовать оперный театр Барберини,
оперное искусство стало здесь развиваться более
целеустремленно (хотя и с непредвиденными порой
затруднениями и перерывами). Декоративный стиль
спектакля "Цепь Адониса" получил тогда свое
продолжение и естественно влился в римское
барокко. В недалеком будущем на римской сцене
выдвинулся новый тип музыкального спектакля -
опера-комедия или трагикомедия с участием
народно-жанровых персонажей, близких комедии
дель арте. В ряде новых произведений выбор
сюжетов откровенно диктовался
религиозно-пропагандистскими целями ("Святой
Алексей", "Небесная комедиантка"). Как
видим, все это ушло очень далеко от
первоначальных замыслов флорентийской камераты
и было связано с иной обстановкой и социальной
средой: влияние церкви - вместо гуманистических
идеалов Ренессанса, широкая аудитория (она же
паства) - вместо избранной среды просвещенных
ценителей и знатоков искусства.
Существование оперы в
Риме, подъем оперного искусства - или его упадок,
даже вытеснение из общественной жизни в большей
мере непосредственно зависели от главы
католической церкви, то есть от самого папы и его
клана, его окружения. На протяжении XVII века
сменилось двенадцать пап. Одни из них широко
покровительствовали искусству, другие
преследовали и гнали его. Начало постоянных
оперных спектаклей в Риме относится к
понтификату Урбана VIII из семьи Барберини (1623-1644),
крупнейших тогда меценатов, которые построили
обширный оперный театр. То было время
активной художественной деятельности в "Вечном
городе", большого строительства, подъема
искусства зрелого барокко, время так называемой
"триумфирующей церкви", впрочем недолгое и
внутренне противоречивое. Грандиозный театр
Барберини, который вмещал три тысячи зрителей,
был оснащен новейшей тогда машинерией,
позволявшей осуществлять самые феерические
постановочные замыслы. Известно, что эскизы
декораций к спектаклю оперы Ланди "Святой
Алексей" делал сам Бернини, поражавший
современников барочной пышностью и
иллюзорностью праздничных зрелищ. Лучшие
композиторы Рима работали для театра Барберини.
На сцене выступали сильнейшие певцы. Обстановка
же в зрительном зале во время спектаклей, по
свидетельству очевидцев, была весьма
своеобразной: публика резко делилась на "приглашенных",
которым оказывался почет, и "допущенных",
которых можно было и удалить из зала; знать вела
себя высокомерно, вызывающе, устраивала шумные
скандалы, в ложах царила полная непринужденность
и распущенность, а простой народ нередко
помещался на досках, положенных на балки под
потолком (!).
Понятно, что семья
Барберини чувствовала себя совершенно
независимо в Риме. Племянники папы Урбана VIII
(среди которых - кардиналы, архиепископ, префект
Рима) были знатнейшими меценатами и владели
собственным театром. Однако со смертью в 1644 году
папы из рода Барберини положение в городе резко
изменилось. На папский престол вступил кардинал
Памфили, теперь Иннокентий X, который враждебно
относился к семье Барберини и вынудил меценатов
перебраться во Францию вместе с их музыкантами.
Театр был закрыт, оперная жизнь прекратилась. И
лишь при Клименте IX в 1667-1669 годы вновь начался
подъем оперного искусства в Риме. Эти приливы и
отливы запрещения, преследования - и вновь
разрешения и поддержка ставили оперный театр в
совершенно особое положение. В 1690-е годы, при папе
Иннокентии XII был разрушен до основания новый,
недавно отстроенный театр Тординона.
Неудивительно, что в Риме развитие оперы шло как
бы толчками и не могло быть особенно
последовательным.
Среди множества оперных
произведений, поставленных в Риме, выделим, с
одной стороны, разновидность оперы, близкой
трагикомедии и нередко связанной с религиозной
тематикой, с другой - более демократическое
направление, родственное комедии дель арте..
Одновременно возникали и праздничные,
собственно репрезентативные оперные спектакли,
а также ставились оперы, не принадлежавшие ни к
одной из этих групп, например возникшие под
влиянием современной им испанской комедии.
Выдающимся образцом
римского искусства была опера Стефано Ланди "Святой
Алексей", поставленная в театре Барберини в 1632
году. Она чрезвычайно характерна именно для
римского театра со всеми его особенностями - как
с зависимостью от церкви, так и с сильными
музыкальными сторонами. Ланди (ок. 1590-1639)
был превосходным музыкантом и оригинальным
композитором. Певец-фальцетист в папской
капелле, он создавал сочинения в новом стиле
(шесть книг монодий), писал мадригалы,
инструментальные канцоны и музыку для церкви. В
его операх весьма ощутимы вокальные достоинства
и вместе с тем углублена роль инструментальной
музыки.
В
основе оперы "Святой Алексей" (текст ее
принадлежит кардиналу Роспильози, будущему папе
Клименту IX) - христианская легенда о римском
патриции, который отрекся от всех земных
радостей ради небесного блаженства, стал
пилигримом и, после странствий по свету, живет не
узнанным в своем же доме, среди родных, под видом
нищего. Никакие соблазны не могут заставить его
открыться даже близким: Алексея узнают лишь
тогда, когда он умирает и достигает святости.
Если бы эта легенда была воплощена в опере как
таковая, строго в духе христианской морали, вряд
ли произведение Ланди представляло бы яркий
театральный интерес и смогло бы даже стать
собственно оперой. Вместе с тем и от "драмы на
музыке", как ее мыслили флорентийцы, "Святой
Алексей" отстоит уже довольно далеко. По
существу, к нему ведут пути не только от "Представления
о душе и теле" Кавальери или от
музыкально-театральных произведений
флорентийцев и римлян, но и от старинных мистерий
и моралите, вообще от духовных драм с музыкой.
Церковная мораль аскезы, участие ангелов и
демонов, а также аллегорических персонажей (Рим,
Религия), пышный дидактический апофеоз - все это
уводит в сторону от первоначальных эстетических
позиций флорентийской камераты. Вместе с тем "демоническое"
в опере Ланди тяготеет к комическому, а сама
драма Алексея развертывается на ярком бытовом
фоне, что местами соприкасается с комедией, а
генетически, быть может, восходит к традиции
средневековых мистерий. Как и "Цепь Адониса",
"Святой Алексей" - большая постановочная
опера, эффектный спектакль с участием балета, с
декоративным прологом, с хоровым апофеозом,
требующий совершенной по своему времени техники
сценического оформления. В опере три действия.
Перед прологом, а также перед вторым и третьим
актами звучат "симфонии", то есть в данном
случае инструментальные канцоны в нескольких
частях. Первая из них состоит из вступления и
четырех частей. "Симфония" перед вторым
действием уже близка циклической структуре
будущей итальянской увертюры. В оркестре
участвуют струнные смычковые инструменты, арфы,
лютня, теорба и чембало.
В
контексте всей оперы очень выделяется партия
Алексея. Она, в сущности, противопоставлена едва
ли не всему происходящему и по общему характеру
отлична от остальной музыки. Именно
сопоставление со многими иными эпизодами
придает этой Партии особую значительность.
В
первом акте широко показаны различные силы,
противоборствующие Алексею в его душевной
стойкости и отречении от земных благ. Домашние в
горе: они оплакивают его, не ведая, что он
скрывается тут же. Демоны злорадно готовятся его
искушать. Легкомысленные пажи насмехаются над
Алексеем, как над презренным нищим. В этом "мире
соблазнов" интересны комедийные подробности:
дуэт пажей, славящих радости жизни, веселый,
песенный, чуть ли не буффонный в припеве; балет
веселящихся демонов в адской пещере, которые
предвкушают свою победу над праведником.
Во
втором акте вступает в силу психологическая
драма. Перед ним звучит выразительная "симфония".
Ее первая фугированная часть предвещает фугу
(проведения тем и секвенции). Вторая часть,
серьезное и певучее Adagio, контрастирует первой:
она идет на 3/4 (после четного размера), полностью
гомофонна и основана на секвенционном движении.
Третья часть возвращает мысль к материалу
первой. Алексей с тревогой наблюдает смятение
своих родных; отчаявшись, его мать и жена
отправляются в паломничество - искать его по
свету. Тут же демон в образе отшельника
соблазняет Алексея открыться им.
Кульминационная драматическая сцена связана с
тяжелыми страданиями героя, с его душевными
сомнениями, с мужественным преодолением их и,
наконец, с просветленным приятием ожидаемой
смерти. Партия Алексея носит по своей тесситуре
исключительно напряженный характер и рассчитана
на певца-фальцетиста или кастрата.
Вся внутренняя борьба, все одолевающие его
сомнения во втором акте выражены в речитативе,
причем мелодия движется беспокойно, в высоком
регистре. Когда же Алексей побеждает сомнения и
укрепляется в решимости умереть, то в момент
наивысшего душевного подъема он переходит от
речитатива к арии "О желанная смерть!" Здесь
поэтический порыв, подъем чувств вызвал и "мелодический
порыв", вылившийся в настоящую арию, причем
даже партия сопровождения полностью подчиняется
движению мелодии.
С
начала до конца ария проникнута единством
интонаций, единой мелодико-ритмической мыслью и
выделяется среди свободного речитативного
изложения редкостной цельностью,
законченностью. Характер музыки одновременно и
напряженный, и сдержанный. Лирический подъем
сочетается в ней с некоторой отрешенностью.
Движение сходно с сарабандой, которая потом
стала обычной основой скорбных, горестных арий.
Заканчивается опера
пышным хоровым апофеозом (прославление Алексея
при участии аллегорических Рима и Религии) - в
духе венецианской многохорности. "Ангельские
голоса" (женский хор) звучат над сценой (с
лютнями, теорбами и скрипками), а народ (низкие
голоса) отвечает им со сцены (со всем оркестром).
Эта "двуплановость" небесного и земного
отражена и в эскизе Бернини к декорациям
спектакля. Она вообще нередко встречается в
барочной живописи того времени, в частности у
римских художников.
В
целом опера Ланди и тем более ее сценическое
воплощение, вне сомнений, представляют образную
систему барокко. Даже контрасты возвышенного - и
бытового или комедийно-демонического
соответствуют духу барокко. Пышное оформление
сцены, эффектность и грандиозность спектакля,
балеты, хоровой апофеоз, символика и религиозная
дидактика, казалось бы, слишком далеки от
проникновенной лирики, которая сосредоточена в партии Алексея. Но и эта "разноплановость"
образов также обусловливает драматическое
напряжение барочного типа.
В
дальнейшем морально-дидактическая религиозная
направленность так или иначе постоянно
сказывалась в римском оперном искусстве.
Известна, например, более поздняя опера Антонио
Аббатини "Небесная комедиантка" (1668, текст
Дж. Роспильози), в которой выведена молодая
артистка, оставившая свою профессию как
греховную, удалившаяся в пустыню "спасать душу",
а после смерти достигающая святости и
услаждающая своим искусством ангелов и святых!
По-видимому, однако, наибольший успех у публики
имели те произведения, в которых даже подобные
темы не препятствовали созданию жизненных
образов и правдивых ситуаций в ряде
занимательных сцен с яркой и впечатляющей
музыкой.
Со
временем авторы оперы, именно в стремлении
завоевать симпатии широкой публики, пошли на
сближение с современной комедией дель арте, что
весьма обновило образное содержание и
подготовило возникновение комической
разновидности жанра. Так, в 1639 году в Риме была
поставлена опера "Надейся, страждущий"
(текст Роспильози, музыка Верджилио Мадзокки и
Марко Марадзоли по одной из новелл "Декамерона"),
в которой религиозное морализирование
совместилось с яркими и широкими жанровыми
сценами, а также с участием слуг Дзанни и
Ковьелло, в духе комедии дель арте ведущих всю
интригу. Вместо размеренных стихотворных
диалогов в устах комедийных персонажей
зазвучала простая разговорная речь, не чуждая
даже вульгаризмов.
Изменился, естественно, и
характер речитатива в этих случаях: напевная
декламация, акцентирующая поэтические строки,
сменилась живым, быстрым
речитативом-скороговоркой, так называемым "сухим"
речитативом (secco). Таков, например, диалог Дзанни и
Ковьелло, которые комически хвалятся каждый
своей силой, вызывая друг друга на
ярмарочное состязание. На фоне речитатива этого
типа еще резче, определеннее выделяются арии, как
законченные, мелодически развитые формы.
В той
же опере целый акт представляет собой большую
сцену на ярмарке вблизи Рима, с выкриками
продавцов, появлением всадников, телег и карет,
шумом толпы, гуляньем и т. д. Звучит хор, раздаются
реплики торговцев. Публику, однако, более всего
привлекали зрелищные эффекты спектакля,
множество участников и большое движение в сцене
ярмарки, настоящие лошади и кареты и т. п. Именно
это было отмечено современниками.
На
пути к комическому жанру находилась и опера "От
несчастья - счастье" (1654, текст Роспильози,
музыка Марко Марадзоли и Антонио Аббатини), в
которой широко разрослись финальные ансамбли и
углубилось различие между речитативным и
ариозным складом.
Проступившая в Риме связь
оперы с комедией дель арте не была случайной или
скоропреходящей. На комедию дель арте опиралась
в XVI веке и мадригальная комедия, а позднее, в
первые десятилетия XVIII века комедия дель арте
повлияла на формирование итальянской
оперы-буффа.
Впрочем, характерное,
жанровое начало проникает в музыку римских опер
и независимо от того, насколько они близки к
комедии. Так, в "Галатее" Лорето Виттори
пасторальная идиллия не препятствует
композитору написать прекрасный жанровый хор
рыбаков, а в "Эрминии" Микеланджело Росси
создает характерный хор солдат, близкий жанровым
образцам того времени.
Если
б опера в Риме могла бесперебойно развиваться в
благоприятных условиях, возможно, что местные
авторы дали бы образцы Лирического углубления
оперной музыки. Известно, например, что
талантливый римский композитор и певец Луиджи
Росси, написавший в 1642 году оперу "Очарованный
замок" для Барберини, пять лет спустя поставил
в Париже оперу "Свадьба Орфея и Эвридики",
которая оказалась первым оперным произведением,
исполненным в столице Франции (композитор
находился тогда недолго на службе у Мазарини и
затем вернулся в Рим). В "парижской" опере
Росси сильнее всего выражена лирическая сторона
его дарования, и печальный хор подруг
Эвридики может служить образцом лирической
выразительности нисколько не менее
проникновенной, чем в сольных партиях.
Особые условия
существования оперы в Риме приводили в XVII веке к
весьма своеобразным явлениям оперной жизни. Так,
неоднократные папские запреты в трудные для
оперного театра годы привели к замене
женщин-певиц певцами-кастратами: в "Небесной
комедиантке", например, женские партии, в том
числе и главную партию, исполняли кастраты. Со
временем в Риме возникла мода на театр
марионеток: певцы пели, скрытые от глаз публики, а
куклы разыгрывали спектакль. Это казалось менее
"соблазнительным".
При
всех трудностях и специфических противоречиях в
развитии оперного искусства в Риме, процессы,
которые обозначились в оперном творчестве
римских мастеров, естественно вписываются в
историю итальянского музыкального театра. На
примере венецианской оперной школы будет хорошо
видно, какие именно тенденции римлян оказались
характерными для своего времени, а какие - данью
особым условиям и условностям их работы в
крупнейшем католическом центре.
Смотри далее: Т. Ливанова "Клаудио Монтеверди"
Вернуться
к оглавлению