Часть 2
Ученики Сальери. Закат мастера. Моцарт и
романтизация гения
3. К счастью, помимо
сочинения опер, Сальери имел много других
занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал
композиции и пению многочисленных учеников,
играл огромную роль в организации венской
музыкальной жизни и сочинял церковную музыку.
Уже в начале 1800-х годов у него стали проявляться
признаки депрессии, резко усилившиеся к
старости. В 1804 году он сочинил Requiem, имея в виду
самого себя. Видимо, Сальери всерьёз считал, что
скоро умрёт.
Музыкальным
преподаванием Сальери занялся ещё в годы своего
ученичества, и тогда это было одним из главных
источников его существования. Впоследствии
Сальери давал свои уроки бесплатно (исключение
составляли ученики из богатых семей).
Деятельность эта продолжалась около 50-ти лет. Вне
всякого сомнения, Сальери был одним из лучших
музыкальных педагогов Вены в области пения,
композиции и теории музыки. Среди его
многочисленных учеников - Бетховен, Гуммель,
Мошелес, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист, Франц
Ксавер Моцарт (младший сын Вольфганга Амадея
Моцарта (Mozart Franz Xaver Wolfgang, 1791-1844)). Ученики тепло
отзывались о Мастере. Имеется интересная статья,
показывающая "крупным планом"
педагогические методы Сальери на примере его
занятий с Шубертом (Maurice J.E. Brown, Schubert and Salieri. - The
Monthly Musical Review, London, Nov. -Dec., 1958). Сальери заметил
выдающийся талант Шуберта, когда тот ещё
мальчиком пел в Придворной Капелле, и стал давать
ему (разумеется, бесплатные!) уроки у себя дома. В
июне 1812 года, 15-летний Шуберт (Schubert, Franz, 1797-1828)
начал изучать с Сальери контрапункт. Сохранилось
большое количество ученических композиций
Шуберта с замечаниями и поправками Сальери. С
какой тщательностью относился композитор,
занимавший самую высокую позицию в Вене, к
урокам, которые он давал безвестному тогда
мальчику! Шуберт всегда считал себя учеником
итальянского мастера. Характерно, что Шуберт
посвятил учителю 5 песен на стихи Гёте, оп. 5. И это
несмотря на то, что Сальери не одобрял тяготения
своих учеников к немецкой песне. Бетховен (Beethoven,
Ludwig van, 1770-1827) рассматривал Сальери как одного из
своих учителей. Ученик Сальери, известный
пианист и композитор Мошелес (Moscheles, Ignaz, 1794-1870) уже
в 1858 году вспоминал:
"Мне
не приходилось встречать Шуберта у Сальери, не
припоминаю такого, но я хорошо помню то
интересное обстоятельство, что однажды видел в
доме Сальери лист бумаги, на котором огромными
бетховенскими буквами было написано "Ученик
Бетховен был здесь!"" (Thayer, Life of Beethoven. - Princeton
University Press, Princeton, New Jersey, 1970, стр.399).
С 1793
по 1809 год Бетховен брал у него уроки вокального
письма (впрочем, сохранились и инструментальные
сочинения Бетховена с правкой Сальери). Наиболее
интенсивными были эти занятия в период до 1802
года. Несомненно, то, что вначале было уроками,
впоследствии превратилось в консультации, но сам
факт таких занятий говорит о высоком
профессиональном авторитете Сальери. Чтобы
обозначить масштабы, напомним, что Третья
Симфония была сочинена Бетховеном в 1803 году,
Пятая - в 1808 году, Патетическая Соната написана в
1797-98 гг., Лунная - в 1801 году, Аппассионата - в 1804-05
гг. и т.д. Бетховен посвятил своему учителю три
скрипичных Сонаты, оп. 12. Сальери также воспитал
целую плеяду знаменитых оперных певцов того
времени. Как я уже писал, за исключением учеников
из богатых аристократических и буржуазных
кругов, Сальери давал уроки бесплатно. Он делал
это в память своего учителя и благодетеля
Гассмана.
В
качестве придворного капельмейстера Сальери был
музыкальным директором придворного оркестра.
Его забота о благополучии оркестрантов была
хорошо известна в Вене. Мастер также продолжал
дирижировать концертами Венского Музыкального
Общества, занимая влиятельное место в совете его
директоров. Поскольку доходы от продажи билетов
шли в пенсионный фонд для музыкантов и их семей,
Сальери крайне отрицательно относился к
попыткам организации параллельных музыкальных
событий во время концертов Общества. На этой
почве и произошло его известное столкновение с
Бетховеном. 22 декабря 1808 года Бетховен дал свою
знаменитую Академию (так называли тогда в Вене
большие авторские концерты). В ходе
этого исполинского концерта были впервые
исполнены Пятая и Шестая Симфонии, Четвёртый
Фортепианный Концерт, а также сочинённая как бы
на бис Фантазия для фортепиано, хора и оркестра
(солистом выступал автор). Однако именно в этот
день по многолетней традиции происходил Концерт
Венского Музыкального Общества. Негодование
Сальери, видимо, было бурным. В свою очередь
Бетховен резко отозвался о происшедшем в своём
письме к издателю Гертелю от 7 января 1809 года:
"Когда
я давал там академию, мне чинили препятствия со
всех сторон. Мои противники из Общества
"Концерты в пользу вдов", среди которых
первое место принадлежит господину Сальери,
выкинули из ненависти ко мне премерзкую штуку:
каждому из музыкантов, состоящему членом их
Общества, они угрожали исключением, если он
станет играть у меня" (Письма Бетховена, 1787-1811,
Москва, Музыка, 1970, стр.302).
Конечно,
с сегодняшней точки зрения значение авторского
концерта Бетховена и ежегодного Концерта
Венского Музыкального общества несоизмеримы. Но
спросим себя, а так ли уж был неправ Сальери в
своём времени, в той жизни, защищая интересы
музыкантов и их семей? Да и сегодня - как бы
поступил профсоюз музыкантов в аналогичной
ситуации? Интересно, что в программе второго
концерта общества 23 декабря 1808 года (первый
концерт состоялся 22 декабря) был и Третий
Фортепианный Концерт Бетховена. Раздор между
композиторами, к счастью, не перешел в вечную
вражду, уже в 1813 году Сальери принимал участие в
грандиозном исполнении бетховенской "Победы
Веллингтона", дирижируя огромной группой
ударных (среди музыкантов этой группы были
Мошелес, Гуммель и Мейербер, причём двое
последних имитировали пушечные залпы на двух
больших барабанах, установленных по
противоположным краям сцены). Сохранилось письмо
Бетховена, написанное сразу после концерта и
предназначавшееся для публикации в одной из
венских газет. Бетховен выражает благодарность
музыкантам, принимавшим участие в исполнении
"Победы Веллингтона", в том числе и Первому
Придворному Капельмейстеру Сальери, который, по
словам Бетховена, не посчитал ниже своего
достоинства дирижировать ударными. Письмо не
было опубликовано, по-видимому, из-за
последовавшей внезапной ссоры Бетховена с
инициатором и организатором концерта (да и самой
композиции "Победы Веллингтона") известным
механиком-изобретателем Мельцелем (MКlzel, Johann Nepomuk,
1772-1838). Великий композитор отличался также и
довольно вспыльчивым характером. По-видимому, в
случае с Мельцелем правота была не на стороне
Бетховена.
Кстати,
Сальери, так же, как Бетховен, высоко оценил
изобретение метронома, совместное письмо этих
двух мастеров в поддержку изобретения Мельцеля
было опубликовано в Вене в феврале 1818 года.
Сальери не только поставил метрономические
обозначения в свои работы, но и снабдил ими по
памяти оперы Глюка и оратории Гайдна, которыми
дирижировал в присутствии авторов. Интересно,
что метрономические обозначения как Бетховена,
так и Сальери порою предлагают необычно быстрые
темпы.
В
1814-15 гг. Сальери играл важную роль в организации
"Общества Друзей Музыки". Он также возглавил
хор этого Общества и вошёл в концертный и
строительный комитеты. Последний комитет
занимался планированием и строительством
Венской консерватории. Первым шагом в этом
направлении было учреждение в 1817 году Вокальной
школы, директором которой стал Сальери.
Инструментальная секция была добавлена в 1819
году. Так началась Венская консерватория.
Трудно
удержаться от благодарности и восхищения, когда
думаешь обо всём, что сделал Сальери для
музыкальной жизни Вены (и только ли Вены?!). В
качестве сравнения здесь можно было бы вспомнить
о деятельности братьев Рубинштейнов: Николая в
Москве и Антона в Петербурге. Выражением
международного признания были многие почётные
звания. Сальери был членом Шведской Академии
наук, почётным членом Миланской консерватории.
Наполеон назначил его иностранным членом
Французской Академии. В 1815 году уже при
вернувшихся Бурбонах он был награждён Орденом
Почётного Легиона.
4.
Последние годы жизни Мастера были омрачены
быстро развивавшимися физическими и душевными
недугами. Вполне возможно, что Сальери страдал
тем, что сегодня называется болезнью
Альцхаймера. Практически полностью оставив
композицию, Сальери продолжал занятия с
учениками, свои вечера он отдавал изучению
собственных композиций, вся его творческая жизнь
заново проходила перед глазами. К осени 1820 года у
него развилась мучительная подагра. Лечение не
помогало. Весною 1823 года его состояние
ухудшилось. В одном случае он потерял равновесие
и упал, сильно разбив голову. Начиная с этого
момента, ясность рассудка покидает Сальери,
вскоре и обе его ноги оказываются
парализованными. Состояние его ухудшается
настолько, что в октябре того же года после
тяжёлого нервного припадка его помещают (видимо,
против собственной воли) в госпиталь. Здесь он
провёл ещё полтора мучительных года. Последние,
едва различимые слова, написанные слабеющей
рукой Сальери, относятся к январю следующего
года: "Пресвятой Боже, сжалуйся надо мною". В
Вене циркулировало много домыслов о пребывании
Сальери в госпитале, мы вернёмся к этому позже.
Страдания Сальери закончились 7 мая 1825 года в 8
часов вечера. Вот отрывок из некролога,
написанного известным музыкальным критиком
Рохлицем (Rochlitz, Friedrich, 1769-1842) и опубликованного в
Allgemeine musikalische Zeitung в июне 1825 года (цит.
по книге Тейера Salieri, Rival of Mozart, стр.170):
"Антонио
Сальери, Австрийский, Имперский Первый
Капельмейстер, член Академий Искусств в Париже,
Стокгольме и т.д. Некролог.
Суровый
шторм, который сейчас уносит нас в весну, погасил
чуть теплившееся пламя жизни в одном из наших
самых искусных, самых образованных и самых
знаменитых музыкантов - поименованном выше
Сальери. И если смерть Сальери сегодня не
вызывает сенсации и причиняет боль только людям
близким к нему, это никоим образом не умаляет его
достоинств, каковые не принадлежат моменту и не
уходят с ним. Это также не означает
несправедливости современников и их непризнания
упомянутых достоинств. Это скорее следствие
обстоятельств, частично вытекающих из
продолжительности его жизни... и частично из-за
отсутствия восприятия его поздней деятельности,
которая не была доступна широкой публике.
В
течение долгого времени он не прилагал
существенных усилий для упрочения своей
репутации, и репутация, как и любое состояние,
которое не увеличивают, уменьшилась. И, таким
образом, в течение последних двух лет (по крайней
мере, в отношении своей деятельности, которой он
до того предавался) он, казалось, полностью
погрузился в смерть..."
Тем
не менее на погребальной церемонии
присутствовал полный состав придворного
оркестра во главе с директором придворной
музыки, капельмейстеры и композиторы,
находившиеся в это время в Вене, и многочисленные
любители музыки. Несколькими днями позже в одной
из итальянских церквей состоялась мемориальная
служба, в ходе которой силами учеников Сальери и
других музыкантов был исполнен Реквием,
сочинённый Мастером для самого себя.
Скромный
памятник на могиле Сальери хорошо известен
любителям музыки в Вене.
5.
Каким человеком был Сальери? Я думаю, что ответ на
этот вопрос уже в какой-то мере ясен из
предыдущего. Плохой человек не сможет проявить
такое чувство благодарности, которое обнаружил
Сальери по отношению к своим учителям Гассману и
Глюку. И, разумеется, плохой человек не станет
давать бесплатные уроки и заниматься
самоотверженно делами вдов и сирот музыкантов.
Это впечатление дополняется заметками самого
Сальери, оставленными им Мозелю, и
свидетельствами современников. Сальери пишет о
своей жизни бесхитростно и даже, кажется,
несколько наивно. Трогательны описания его рано
проснувшегося тяготения к музыке и даже
преходящие подробности, вроде пристрастия к
сладостям. Сердечную симпатию вызывают страницы
воспоминаний, где говорится о первой любви
Сальери и о его женитьбе. А вот страница из его
семейной жизни (речь идёт о январе 1788 года, когда
композитор был прикован к постели болезнью
колена; цит. по книге Тейера, стр.122):
"Моя
жена обычно сидела с двумя из моих дочерей,
работая за столом около моей постели. Мой сын
занимался уроками за моим письменным столом, две
дочери помоложе были в соседней комнате. Они были
заняты вязанием и присматривали за тремя
маленькими дочерьми, игравшими со своими
куклами. Я лежал в постели и, чередуя чтение и
размышления, наслаждался этой картиной, столь
радостной для меня. В семь часов жена и дети
совершали вечерние молитвы и снова продолжали
свои разнообразные занятия. Попозже вечером сын
садился за фортепиано и, если кто-то из сестёр
просил, играл вальс, и девочки радостно
кружились. В девять жена и слуга приходили ко мне,
чтобы греть паром или окуривать мою больную ногу,
или выполнять другие предписанные врачом
процедуры. Одна из старших дочерей затем
приносила мой суп, и через полчаса жена, сын и
семь моих дочерей приходили ко мне. Жена целовала
меня, остальные целовали мне руку и желали
спокойной ночи. Как легко, радостно
пролетали эти вечера!"
Увы!
Сальери было суждено потерять жену, сына и трёх
дочерей... В те годы детская смертность была очень
высокой, и только один ребёнок из трёх доживал до
трёх лет. Так, родители Вольфганга Леопольд и
Анна Моцарт (Mozart, Anna Maria, урожд. Pertl, 1720-1778) имели
семь детей, из которых пятеро умерло в раннем
детстве. Четверо из шести детей Вольфганга и
Констанцы Моцарт (Mozart, Konstanze, урожд. Weber, 1763-1842)
также умерли в раннем детстве. У родителей Франца
Шуберта было четырнадцать детей, из которых
девять умерли в младенчестве. Вряд ли мы в
состоянии понять, что чувствовали тогдашние
матери, теряя одного ребёнка за другим. Но
ситуация в семье Сальери была ещё более
трагической. Только одна из его дочерей умерла,
не дожив до года. И ему пришлось хоронить 7-летнюю
дочь и 14-летнюю дочь. Особенно горько оплакивал
он кончину своего единственного сына. Алоиз
Сальери скончался в 1805 году в возрасте 23 лет...
Воспоминания
современников характеризуют Сальери как
дружелюбного, любезного, доброжелательного
человека, интересного и образованного
собеседника. Он мог иногда раздражаться, но
быстро успокаивался. Вот что пишет в своих
мемуарах певец и композитор Майкл Келли (Kelly
(O'Kelli), Michael, 1762-1826), друг Моцарта и участник
премьеры "Le nocce di Figaro"). (Michael Kelly, Reminiscences. - Oxford
University Press, London, New York, Toronto, 1975, стр.101):
"В
один из вечеров Сальери пригласил сопровождать
его в Пратер. В это время он сочинял свою оперу
"Tarare" для Большой Оперы в Париже. Мы
устроились на берегу Дуная, за кабаре, где пили
прохладительные напитки. Он извлёк из кармана
набросок арии, сочинённой этим утром и
впоследствии ставшей популярной. Ah! Povero Calpigi. Пока
он пел мне эту арию с огромной выразительностью и
жестикуляцией, я смотрел на реку и вдруг заметил
пересекавшего её большого дикого кабана, как раз
около того места, где мы сидели. Я пустился
наутек, и композитор последовал моему примеру,
оставив позади "Ah! Povero Calpigi" и, что гораздо
хуже, фляжку великолепного рейнского вина. Мы
много смеялись над случившимся, когда оказались
вне опасности. И в самом деле, Сальери мог шутить
обо всём на свете, он был очень приятный человек,
глубоко уважаемый в Вене. Я считаю большим
счастьем, что он обратил внимание на меня".
Чувство
юмора, развитое у Сальери, показывает и следующая
смешная история. Композитор жил в доме,
доставшемся в наследство его жене и её брату от
их отца. Делами дома занимался брат жены. Однажды
композитора начала изводить визитами некая дама,
снимавшая в доме квартиру и желавшая изменить
условия договора. Объяснения Сальери, что он не
имеет никакого отношения ко всему этому, не
помогали. Тогда при очередном разговоре он
сказал даме, что может помочь ей только одним:
пусть она напишет свою просьбу, а он положит её на
музыку. Дама ретировалась.
Сальери
была также свойственна глубокая любовь к
природе, к долгим прогулкам по венским паркам. В
этом он был схож с Бетховеном, но если последний
любил природу скорее романтически, в её
крайностях, то привязанность Сальери была более
спокойной, лирической. В своих заметках
композитор пишет о трёх дорогих его сердцу
деревьях, к которым он постоянно приходил и под
которыми провёл многие счастливые часы, читая,
размышляя или сочиняя. Ураган в октябре 1807 года
уничтожил эти деревья к большой печали Сальери.
Приведём ещё свидетельство одного из учеников
Сальери, относящееся к июню 1822 года (цит. по книге
Tейера, стр.178):
"...Когда
мы достигли наивысшей точки парка, мы спели трио
во хвалу величия сотворённого мира. Наш добрый
Мастер был глубоко тронут, и, глядя на облака над
садившимся Солнцем, сказал: "Я чувствую, что
дни мои подходят к концу; чувства мои изменяют
мне, моя сила и радость в сочинении песен ушли,
тот, кого когда-то осыпала почестями половина
Европы, забыт. Другие пришли и стали предметом
восторгов. Один должен уступать место другому.
Мне остаётся только верить в Бога и надеяться на
безоблачное существование в Стране Вечного
Мира".
В том
же июне 1822 года Сальери посетил Рохлиц,
оставивший живые воспоминания о беседе с
композитором. Он характеризовал Сальери как
исключительно дружественно настроенного и
любезного человека. Рохлиц имел также поручение
от лейпцигского издателя Гертеля узнать о
возможности публикаций новых произведений
Сальери. Мастер, однако, сказал, что после того
как ушёл из оперы, он не сочинял ничего, кроме
песен для исполнения в узком кругу друзей и
учеников и церковной музыки. Таким образом, песни
предназначены друзьям, а духовные пьесы сочинены
для Бога и императора. Композитор не хочет
дальнейших публикаций.
Все
свидетельства незаинтересованных
современников, которые я читал, заметки самого
композитора создают для меня портрет прекрасной
и светлой артистической личности.
6.
Каким же образом возникла зловещая легенда о
Сальери? По-видимому, прежде всего стоит
упомянуть общую тенденцию мифологизации Гения.
Особенно это было свойственно XIX веку с его
романтизмом и, соответственно, культом Гения.
Гений искривлял пространство вокруг себя, все
привычные представления о масштабах - физических
и моральных - смещались. Романтическое
воображение представляло Гения в окружении
враждебной среды, в борьбе с таковой, часто с
трагическим исходом. Кстати, при этом
создавалась и благоприятная психологическая
ситуация для реципиентов мифов, поскольку они
как бы возвышались до уровня Гения над косной
средой. "Эти ничтожества не приняли "Свадьбу
Фигаро", но мы-то с Моцартом знаем!" Другой
стороной медали оказывалось принижение
исторических лиц, "обыкновенных талантов",
действовавших рядом с Гением, и даже демонизация
тех из них, кто хоть как-то и в чём-то Гению
возражал. Здесь можно вспомнить о Николае Первом
и Пушкине. Очень похожим образом освещались в
бесчисленных романтических биографиях
отношения Моцарта и Князя-Архиепископа
Зальцбургского графа Колоредо. В последнем
случае сказался и известный феномен анахронизма,
когда представления и нормы данного времени
проецируются в давно прошедшие времена. Между
тем и граф, и семья Моцартов жили именно в своей
эпохе, и по нормам и обычаям тех времён действия
Колоредо вовсе не выглядели такими злодейскими,
можно даже утверждать, что в ряде случаев он
проявлял и терпение и великодушие. Анахронизм
той или иной степени - порок весьма
распространённый в исторической литературе и
избежать его очень нелегко. Что же
касается принижения окружающих Гения фигур, то
это явление распространено весьма широко.
Например, ученик и сотрудник Моцарта Зюсмайер,
завершивший после смерти Учителя Реквием, почти
всегда снабжается в романтической литературе
эпитетом "бездарный". Такова благодарность
человеку и музыканту, без которого, вполне
возможно, мы бы не имели сегодня этого чуда
Искусства - Реквиема. Таким же эпитетом
награждали и замечательного пианиста-виртуоза XIX
века Тальберга (Thalberg, Sigismund, 1812-1871)
только за то, что он рассматривался как соперник
Листа. Сам Лист высоко ценил коллегу, заимствовал
у него ряд приёмов исполнения, которые так и
назывались тогда "тальберговскими", и когда
пришло время, пожертвовал значительную сумму на
памятник этому замечательному артисту.
Бездарным величали и другого замечательного
музыканта, композитора и пианиста-виртуоза
Калькбреннера (Kalkbrenner, Friedrich, 1785-1849). Его вина
состояла в том, что молодой Шопен, приехав в
Париж, хотел у него брать уроки. И вот с вершины
прошедшего столетия публика возмущается: "Как
это - Шопен и учиться у какого-то
Калькбреннера?!" К сожалению, здесь
угадывается неприятная сторона человеческой
натуры, стремление ударить слабого, тем более,
что это можно сделать безнаказанно. Ведь и миф
Моцарт-Сальери наверняка не смог бы существовать
в версии, скажем, Моцарт-Бетховен или
Моцарт-Шуберт. Одним словом, мы снова
возвращаемся к известной евангельской максиме:
"...всякому имеющему дано будет, а у неимеющего
отнимется и то, что имеет" (Лука, 19-26).
Моцарт
- одна из самых мифологизированных фигур в
истории искусства. Центральный моцартовский миф
говорит о чуде-ребёнке, триумфально покорившем
Европу, затем о молодом музыканте на службе у
злобного феодала, далее о гениальном артисте,
свободном художнике в бурлящей жизнью и музыкой
Вене, сначала имевшем огромный успех, но затем
оставленном косной знатью и буржуазией,
неумолимо погружавшемся в бедность, даже в
нищету, умершем в нищете, и похороненном, как
нищий, в общей могиле... Этот центральный миф
распадается на множество отдельных мифов, вроде
Моцарт и Архиепископ Зальцбургский, Моцарт и
Иосиф Второй, необыкновенная лёгкость
композиционного процесса у Моцарта, Моцарт и его
жена Констанца, Моцарт и масоны, Моцарт и Сальери,
Реквием, болезнь, смерть и похороны Моцарта... Все
эти мотивы наполнили бесчисленные романтические
биографии, начиная с XVIII века и вплоть до наших
дней. Приведём, например, следующее
выразительное название недавней работы:
"Моцарт. От вундеркинда к трагическому
Герою" (Michel Parouty, Mozart. From Child Prodigy To
Tragic Hero, - Discoveries, Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York, 1993, пер. с
фр.).
Спокойный
научный анализ мало что оставляет от
укоренившихся мифов. Из появившихся в последние
годы работ можно специально упомянуть
монографии Браунберенса "Моцарт в Вене,
1781-1791" и Стеффорда "Мифы о Моцарте.
Критический пересмотр": V.Braunbehrens, Mozart in Vienna,
1781-1791. - Grove Weidenfeld, New York, 1989 (пер. с нем.) и W. Stafford, The
Mozart Myths, A critical Reassessment. - Stanford University Press,
Stanford, California, 1991. Неоценимым источником информации
оказалось также уникальное собрание
комментированных документов, составленное Отто
Дойчем, и ставшее уже классическим двухтомное
издание на английском языке писем Моцарта и
членов его семьи под редакцией и в переводах
Эмили Андерсон: O.E.Deutsch, Mozart, A Documentary Biography. - Stanford
University Press, Stanford, California, 1965 (пер. с нем.) и E.Anderson, The
Letters of Mozart and His Family. - Macmillan, London, Melbourn,
Toronto, St.Martin's Press, New York, v.1-2, 1966 (пер. с нем.).