БИБЛИОТЕКА |
М. Вайнрот
Английская консортная музыка XVII века
Статья, помещенная на грампластинке "Английская консортная музыка XVII века" © "Мелодия", 1983
Английские
консорты для струнных инструментов XVI - XVII веков,
вновь открытые в 1889 году английским
музыкантом-исследователем Арнольдом Долметчем,
являются одним из наивысших достижений
классической эпохи старинной английской музыки.
Начиная с конца XVI века
инструментальная музыка в Англии развивалась в
духе и по законам той формы музыкального
исполнения, которую мы привыкли называть
"камерной музыкой". В последние годы
правления королевы Елизаветы I и всего времени
правления короля Якова I музыкальное камерное
творчество, как чисто инструментальное, так и
смешанное, вокально-инструментальное, было
гораздо более распространено, чем все другие
музыкальные жанры. Влияния оркестрового
искусства, возникшего к тому времени в Италии и
Германии, были едва ощутимы. Даже религиозная
хоровая музыка, всегда пользовавшаяся в Англии
особым интересом, теперь пребывала в забвении.
Причем, увлечение инструментальной музыкой
превосходило увлечение музыкой вокальной.
Вокальные пьесы, такие, как мадригалы и арии, на
деле чаще не пелись, а исполнялись
инструментально. Об этом говорят свидетельства
современников, а также количество рукописей
инструментальных пьес, число которых
превосходило число произведений, представляющих
светскую вокальную музыку.
Это был век не просто
инструментальной музыки, а преимущественно
инструментального ансамбля. В Англии того
времени в центре внимания находился
музицирующий коллектив, а не солист. В 1599 году
один из ведущих английских композиторов Томас
Морли представил первый выпуск своей "Первой
книги пьес для консорта" следующими словами:
"...издано на средства и по заказу одного
джентльмена, для его собственного удовольствия,
а также для его друзей, интересующихся
музыкой". В подобном совместном музицировании
принимали участие от двух до шести (иногда
больше) исполнителей.
Умение играть на
различных музыкальных инструментах было
признаком "хорошего тона". Многочисленные
представители английской аристократии были
известны как даровитые музыканты.
Картины того времени
часто изображают момент исполнения каменной
музыки и свидетельствуют о небольшом составе
исполнителей, как, впрочем, и об отсутствии
аудитории. Поэтому особенностью музыкальной
практики в Англии было то, что музыка прежде
всего звучала для исполнителей. а не для
слушателей.
Название "консорт"
возникло впервые в английской музыке в середине
XVI века и обозначает объединение (consortium)
нескольких исполнителей. играющих на разных
инструментах. Голоса инструментов в консорте
были ясно отделены друг от друга и хорошо
различимы на слух. Здесь сказывалось намерение
музыкантов поручать каждому инструменту мягкие,
нежные мелодические линии. сдержанная красота
которых составляла гордость английской
старинной музыки.
Постепенное появление
чистого инструментального стиля, отличного от
вокальной полифонии XVI века, было одной из
важнейших ступеней в развитии музыкального
искусства. До конца XVI река инструментальная
музыка была едва отлична от вокальной и состояла
в основном из танцевальных мелодий, обработок
известных популярных песен и мадригалов (главным
образом, для клавишных инструментов и лютни) а
также полифонических пьес, которые могли бы быть
охарактеризованы как мотеты, канцоны, мадригалы
без поэтического текста.
Хотя различные
вариационные обработки, токкаты, фантазии и
прелюдии для лютни и клавишных инструментов были
известны давно ансамблевая музыка еще не
завоевала себе независимого существования.
Однако быстрое развитие светских вокальных
композиций в Италии и в других странах Европы
явилось новым толчком к созданию камерной музыки
для инструментов.
В Англии получило широкое
распространение искусство игры на виолах -
струнных инструментах разного диапазона и
величины. Исполнители на виолах часто
присоединялись к вокальной группе. заменяя
отсутствующие голоса. Такая практика стала
общепринятой. и на многих изданиях появились
надписи "Пригодно для голосов или для виол".
Многочисленные вокальные
арии и мадригалы исполнялись как
инструментальные произведения. Так, например,
мадригал "Серебряный лебедь" Орландо
Гиббонса в дюжинах собраний обозначен и
представлен как инструментальная пьеса.
Одной из ранних
инструментальных форм, созданных в Англии, была
"In Nomine" - разновидность инструментальной
фантазии, основанной на духовной мелодии "Gloria
tibi Trinitas" и сочиненной в манере вокального
мотета. Несмотря на использование духовной
мелодии, "In Nomine" представляет собой
подлинный тип камерной музыки и дает богатые
возможности для ее дальнейшего развития. В то же
время были созданы и другие типы ансамблевой
музыки. В основном они состояли из обработок
хорошо известных мелодий и танцевальной музыки
тех дней. Наиболее важным жанром для эволюции
нового независимого инструментального стиля
была фантазия. Томас Морли уже тогда оценил
значение инструментальных фантазий. Он говорил,
что в них, более чем в других музыкальных жанрах,
"отражается великое искусство музыки".
Название и принцип построения фантазии не
английского происхождения. В ранних
континентальных публикациях есть фантазии,
которые близки повсеместно распространенному
ричеркару. Но все-таки континентальные влияния
касались лишь названия и основ формальной
структуры. Рассматривая же английские
произведения в целом, необходимо отменить, что
они хранили в себе свои собственные черты и
особенности. Почти век исполнение фантазий было
модно в аристократических кругах и музыкально
образованных семьях всех классов.
Среди выдающихся авторов
фантазий - Гиббонс, Феррабоско, Коперарио (Купер),
Лупо, Дженкинс, Диринг и многие другие, в том
числе великий Генри Перселл. который написал
значительное количество превосходных пьес в
этой форме, как бы завершивших развитие жанра в
Англии и являющихся в то же время лучшими его
образцами.
Берд, Булл, Морли также
внесли важный вклад в создание новой формы, хотя
они более известны сочинениями иных жанров.
Несмотря на относительно короткий период
деятельности этих композиторов, количество
замечательных произведений. созданных ими, очень
велико.
Английская виольная
музыка вобрала в себя лучшие черты эпохи
старинной камерной музыки. К сожалению, эти
произведения еще сравнительно малоизвестны. А
исполнять и изучать их необходимо, и как
высочайшую кульминацию музыки старой Англии, и
как сочинения, принесшие в камерную музыку в
целом достижения, которыми широко пользуются и
сейчас.