ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
МЕССА
Месса
- центральный обряд суточного богослужебного
цикла католической церкви, в котором, как
правило, важная роль отводится музыке. Месса как
многочастное произведение культовой музыки
предназначено для хора (иногда с участием
певцов-солистов и инструментальным
сопровождением).
Слово "месса"
происходит от позднелатинского missa, от
латинского mitto - посылаю, отпускаю (итал messa; франц.
messe; нем. Messe; англ. Mass). "Ite, missa est ecclesia" -
"идите, служба закончена" или "собрание
распущено". Этими словами на заре христианства
из церкви удалялись перед началом богослужения
лица, проходившие испытание. В церкви после этого
могли оставаться только принятые в общину. Позже
мессой стали называть главное богослужение
католической церкви. В него входили
разнообразные виды и формы григорианского пения;
основными из которых считались псалмы и гимны.
История псалмов
берет свое начало в глубокой древности. Впервые
они появились примерно в тринадцатом веке до
новой эры. По-гречески псалом - "хвалебная
песнь". Так назывались гимны еврейской
религиозной поэзии и молитвы, составляющие
ветхозаветную Псалтирь. В начале новой эры
псалмы были приняты и христианской церковью. В
древнехристианском пении псалмы исполнялись
попеременно двумя хорами в унисон. Это была
медлительно-суровая речитация, очень сдержанная
и отрешенная.
Псалмы как бы составляли
саму сердцевину официального ритуала.
Псалмодические песнопения были теснейшим
образом связаны с культом, поэтому их пение
поручалось исключительно хору церковных певчих
и священнослужителям. Псалмы исполнялись в
разные моменты мессы и менялись в зависимости от
церковного календаря. Все так называемые
подвижные части мессы относились к пропорию.
По-латински проприус - "собственный,
отличительный, особенный". Эти части
исполнялись в зависимости от церковных
праздников или характера того события, которому
было посвящено исполнение мессы. Самые
распространенные части проприя - Introitus,
то есть начальный псалом, Graduale, то есть
псалом на данный день церковного года, Offertorium,
или приношение даров, Communio, то есть
причащение, а также Halleluia (Alleluia) (не
путайте с молитвенным возгласом, которым часто
завершают псалмы). "Аллилуйя" переводится с
древнееврейского как "хвалите всевышнего".
Это ликующий, восторженный напев, который не
исполнялся только по постным дням. Гимны
поначалу являлись своего рода дополнениями к
службе и исполнялись всей общиной верующих. Но
постепенно гимны не только были узаконены как
неотъемлемая часть мессы, но и стали вытеснять из
практики псалмодические фрагменты.
В обиход христианской
церкви гимны были введены в четвертом веке
миланским епископом Амвросием. Сначала это были
небольшие вставки в богослужебный ритуал. Затем
гимны стали своеобразным средоточием лирических
настроений, их мелодическую основу нередко
составляли популярные, легко запоминающиеся
мотивы. К одиннадцатому веку богослужение без
гимнов уже не существовало. Но официально они
были допущены в музыку лишь в XIII в. В период
повсеместного внедрения многоголосия в
церковную практику (XII-XIII вв.) начинает
складываться многочастная месса, исполняемая
профессионалами певчими и основанная на
песнопениях гимнического склада. Именно гимны и
послужили основой для возникновения пяти
постоянных частей мессы, так называемого ординария.
Эти части звучат в церкви каждый день - Kyrie,
Gloria, Credo, Sanctus, Agnus
Dei, они являются неизменными составляющими
литургии. В то время как другие песнопения -
предназначены для всех служб церковного
календаря - от недели к недели, от праздника к
празднику, и так - на протяжении года.
Ординарий переводится с
латинского как "обычный". Ординарий занимал
очень скромное место в григорианском своде
песнопений. Ко времени папы Григория Первого
даже ещё не все части ординария сложились. Текст
его всегда оставался неприкосновенным.
Лишь начиная с XIV века
ординарий привлек внимание музыкантов, которые и
создали композицию мессы, каждый - свою. Именно по
мессам Палестрины, Орландо ди Лассо, Монтеверди,
Бетховена и многих других знаменитых
композиторов в результате и создается
впечатление о цельном художественном
произведении. Первой же из известных авторских
месс-ординариев было сочинение французского
композитора Гильома де Машо, "Месса Нотр
Дам".
Общая схема католической мессы
(римскими цифрами обозначено членение мессы на
четыре крупных раздела)
разделы мессы | ординарий | проприй |
||||||
пение | речитация | пение | речитация | |||||
I | ||||||||
Introitus (вход) | ||||||||
Служба |
Kyrie eleison | |||||||
Слова | Gloria | |||||||
Oratio (молитва дня) | ||||||||
Epistula (послание) | ||||||||
Graduale | ||||||||
Alleluia (или Tractus; иногда Sequentia) | ||||||||
Evangelium | ||||||||
Credo | ||||||||
II | ||||||||
Offertorium (дароприношение) | ||||||||
Евхаристия | Secreta (молитва о дарах) | |||||||
III | ||||||||
Praefatio (приготовление) | ||||||||
Канон | ||||||||
Sanctus | ||||||||
IV | ||||||||
Pater noster | ||||||||
Agnus Dei | ||||||||
Причастие | Communio (причащение) | |||||||
Postcommunio | ||||||||
Ite missa est (или Benedicamus) |
(таблица опубликована в
"Музыкальном энциклопедическом словаре"
М., Советская энциклопедия, 1990)
Месса как
единое по замыслу циклическое музыкальное
произведение сформировалась в XIV в. В ней
постоянно выдерживался официальный ординарий -
строгая последовательность пяти традиционных
частей (иногда Sanctus и Benedictus представляли собой
самостоятельные фрагменты), и соответственно
культовому тексту менялось образное содержание
музыки. Ранние образцы жанра связаны с
французским Ars nova; автор первой из известных нам
месс XIV в. - Машо; другая сохранившаяся месса того
же периода вошла в историю под названием
Турнейской (по всей вероятности, она была создана
во Фландрии, в городе Турнее, который славился
соборной капеллой).
В XV в. жанр полифонической
мессы достигает блестящего расцвета. В качестве
мелодической основы (cantus firmus) все реже
употребляются григорианские напевы. Композиторы
обращаются к мелодиям светских и даже народных
песен, названия которых нередко становятся
"заголовками" месс. Таковы многие мессы
мастеров нидерландской школы: "Бледно личико
твое" Г. Дюфаи, "Поведай, язык мой" и
"Вооруженный человек" Жоскена Депре и др.
(Следует заметить, что особенно популярной была
песенка о вооруженном человеке: нет почти ни
одного нидерландского композитора, который не
написал бы мессу на мелодию этой песни.)
Свидетельством отхода многих авторов от
ритуального назначения мессы могут служить
произведения, в которых композиционные приемы
подчинены какой-либо чисто технологической, а
подчас умозрительной задаче. Так, Жоскеном Депре
была написана "Missa di dadi" ("Месса на игру в
кости"), где при помощи контрапункта
символически изображались приемы этой игры.
Интересный опыт предпринял И. Окегем: его мессу
"Cujusvis toni" можно было петь в любом из
церковных ладов (переставляя ключи в хоровых
партиях). И все же именно в XV в. месса стала тем
жанром, в котором наиболее полно выявились
специфические особенности музыки как искусства
поэтически возвышенного, строгого и вместе с тем
эмоционально яркого. Говоря о мессе XV в.,
известный французский музыковед А. Прюньер
писал: "В полифоническом стиле месса
представляет, так сказать, элемент чистой музыки
не потому, что выражение субъективных чувств
было из нее исключено, а потому, что эти могучие
музыкальные построения созданы из материала,
изготовленного самим композитором.
Литургический текст представляет лишь смутную,
неопределенную опору и не может, как в песнях и
мотетах, обусловить самое форму.
На деле текст, состоящий
из отрывков, дает композитору возможность
свободно перераспределить архитектурный план
целого. Месса в XV в. представляет собой такой же
опыт музыкального творчества, как и симфония в XIX
в.". И действительно, месса занимает ведущее
место в наследии композиторов той эпохи. Так, Г.
Дюфаи принадлежит не менее 30 месс, Я. О6рехту -
около 25, И. Окегему - свыше 15, Ж. Депре - более 30.
Одним из самых
значительных этапов в развитии мессы стало
творчество Дж. Палестрины. Особой
торжественностью тона; строгостью и глубиной
изложения отмечена его знаменитая "Месса папы
Марчелло" (1562), а также мессы "Assumpta est Маriа"
и "Super voces musicales" (всего композитором создано
ок. 100 месс). В творчестве другого величайшего
композитора XVI в. - Орландо Лассо - месса, несмотря
на значительное число образцов этого жанра
(более 60), заняла не столь видное место. Из месс,
написанных в конце XVI - начале XVII вв., выделяются
сочинения испанца Т. Виктории, итальянцев Ф.
Анерио и Г. Аллегри, отмеченные сильным влиянием
Палестрины (несколько особняком стоят мессы О.
Беневоли, написанные для 12, 24 и даже 48 голосов).
С развитием оперы,
оратории и кантаты жанр мессы уже не занимает
ведущего места в творчестве европейских
мастеров. Из выдающихся композиторов XVII в. ему
отдал скромную дань лишь К. Монтеверди
(известностью пользуется его месса "In illo
tempore"). В этот же период стала широко
культивироваться месса в сопровождении органа, а
к концу столетия роль инструментального начала
все более возрастает.
На рубеже XVII-XVIII вв.
наибольшее внимание мессе уделяют итальянские
мастера А. Скарлатти (автор более 200 месс), Ф.
Дуранте (среди лучших его сочинений "Месса в
стиле Палестрины"), Л. Лео, А. Лотти. Первая
половина XVIII в. наряду с общей тенденцией к
выдвижению на первый план инструментальной
музыки и некоторым спадом интереса к церковным
жанрам приносит такой шедевр, как си-минорная
месса И.С.Баха (см. "Высокая месса") (кроме
того, перу композитора принадлежат еще четыре
короткие мессы). С конца XVIII в. многие мессы
приобретают концертный характер, сближаясь с
ораторией, а в некоторых случаях и перенимая
черты оперного стиля.
В композиторском
творчестве с давних пор различают короткую
мессу (Missa brevis), состоящую из двух-трех
начальных частей (Kyrie, Gloria, Credo) или включающую
весь ординарий, но при сжато построенных частях;
и торжественную мессу (Missa solemnis), все
части которой обычно подразделяются на
несколько самостоятельных фрагментов.
Существуют также мессы для органа; чаще всего они
состоят из большого числа номеров и в
значительной степени отходят от ординария
церковной хоровой мессы (таковы, например, мессы
для органа Ф. Куперена). Под названием
"Органная месса" получил известность цикл
пьес И. С. Баха ("Прелюдии к катехизису"),
образовавший третью часть сборника "Klavierubung"
(1739). В послебаховскую эпоху выдающиеся образцы
месс создали Й. Гайдн (в его наследии встречаются
и органные мессы) и В. А. Моцарт, в XIX в. - Л. ван
Бетховен, К. М. Вебер Ф. Шуберт, Л. Керубини, Дж.
Россини, Ф. Лист, С. Франк, А. Брукнер и др. Изредка
месса встречается в творчестве композиторов XX в.
("Глаголинская месса" Л. Яначека, "Месса
для смешанного хора и духовых инструментов" И.
Ф. Стравинского, мессы Ф. Пуленка, А. Казеллы, Ш. М.
Видора, Л. Вьерна).
Использованы материалы соответствующих
статей из книг: Ю.Булучевский, В.Фомин
"Старинная музыка: словарь" М., Музыка, 1996
(с.129-132) и "Музыкальный энциклопедический
словарь" М., Советская энциклопедия, 1990 (с. 340).