ИНТЕРПРЕТАТОРЫ |
АНСАМБЛЬ
"МАДРИГАЛ"
(г. Москва)
Краткая история ансамбля
Ансамбль
солистов "Мадригал" создан в 1965 г.
композитором и клавесинистом Андреем
Волконским.
Уже первый концерт
"Мадригала" вызвал горячий прием у
любителей музыки. Слушатели оценили мастерство и
энтузиазм нового коллектива, исполнявшего
вокальные сочинения Фрескобальди, фрагменты из
духовной мистерии "Представление о душе и
теле" Кавальери, сцены из оперы "Эвридика"
Пери.
Ансамбль стал первым в
стране исполнителем западноевропейской музыки
добаховского периода - средневековья, эпохи
Возрождения, раннего барокко. Получив свое
название от самого распространенного в эпоху
Возрождения музыкального жанра, коллектив с
самого начала стал включать в концертные
программы, наряду с мадригалами, сцены из опер и
мадригальные комедии, литургические драмы и
духовные мистерии, оратории и духовные песни,
старинную танцевальную и инструментальную
музыку.
Программы коллектива,
составленные в основном по принципу монографий,
посвящались творчеству крупнейших композиторов
прошлого, развитию национальных композиторских
школ и отдельных жанров старинной музыки. В
основу был положен принцип аутентичности,
позволявший донести первозданную красоту музыки
ушедших эпох и гармоничность мироощущения
мастеров прошлого. Знаток и энтузиаст своего
дела, художественный руководитель ансамбля
"Мадригал" Андрей Волконский объединил
музыкантов - единомышленников, привлек в
коллектив талантливых исполнителей: Лидию
Давыдову, Карину, Рузану и Рубена Лисициан,
Александра Туманова, Ларису Пятигорскую, Бориса
Яганова, певицу из Эквадора Беатрис Парра, Бориса
Доброхотова, Марка Вайнрота, Марка Пекарского.
В 1972 г. Волконский
оставляет "Мадригал", а в августе 1973 г.
уезжает в Швейцарию. Первые годы после его
отъезда были сложными для "Мадригала". Из
ансамбля уходят Рузанна, Карина и Рубен Лисициан,
решившие посвятить себя сольной деятельности.
Несколько музыкантов покидают страну.
Отменяются гастроли за рубежом, записи на
пластинки. Лишь благодаря самоотверженности,
преданности делу, профессионализму музыкантов
ансамблю удалось не только выжить, но сохранить
творческие и исполнительские традиции
коллектива. В этом особая заслуга ведущей певицы
ансамбля Лидии Давыдовой, принявшей на себя в
трудное время художественное руководство.
Продолжался тщательный подбор новых
исполнителей (в ансамбль пришли Евгений Аргышев,
Юрий Зыков, Татьяна Дашкова и Татьяна Белякова),
велась кропотливая работа по освоению особого
стиля сольно-ансамблевого пения и формирования
репертуара.
Начиная с 1974 г.,
"Мадригал" имеет традиционный абонементный
цикл в Концертном зале имени П.И. Чайковского,
выступает на ведущих сценах Москвы и других
городов страны. С 1979 г. возобновились зарубежные
гастроли коллектива. Его дебют на Баховском
фестивале в Западном Берлине (ФРГ) вызвал
восторженные отзывы прессы, назвавшей
выступление московских мадригалистов
"вершиной концертной программы фестиваля".
Передав в 1983 г.
руководство "Мадригалом" известному
органисту, композитору, дирижеру и пианисту
Олегу Янченко, Давыдова, осталась ведущей
солисткой ансамбля, вела занятия с вокальной
группой. С приходом Олега Янченко ансамбль
пополнился новыми исполнителями, значительно
расширился инструментарий коллектива.
В юбилейный баховский год
(1985 г.), когда отмечалось 300-летие со дня рождения
великого немецкого полифониста, "Мадригал"
исполнил цикл Баха "Искусство фуги".
Вокально-инструментальное исполнение этого
шедевра (переложение О.Янченко), не
предназначенного композитором для каких-либо
определенных инструментов, было в чем-то
уникальным и нашло положительную оценку у
критиков.
Новым для музыкантов
"Мадригала" в тот период было и участие на VII
музыкальном фестивале "Московская осень",
где ансамбль участвовал в премьере симфонии № 4
О.Янченко "Слово о полку Игореве".
Значительной вехой в деятельности коллектива
было создание уникальных программ,
представивших сочинения Византии, духовную и
светскую музыку России XVI-XVIII веков.
С 1992 г. художественным
руководителем ансамбля солистов "Мадригал"
снова становится Лидия Давыдова.
Ныне в составе ансамбля 12
артистов - вокалисты и инструменталисты. В том
числе, из первого состава - Л. Пятигорская и Л.
Давыдова.
За прошедшие 35 лет
"Мадригалом" было подготовлено 60
оригинальных тематических программ и дано свыше
2000 концертов в России и за рубежом.
В исполнении ансамбля
звучали наиболее ранние образцы европейской
полифонии IX-XII веков, сочинения "школы
Нотр-Дам", Гийома ди Машо, Монтеверди,
Палестрины, Лассо, композиторов нидерландской
школы от Гийома Дюфаи до Жескена Депре. Особенно
широко представлен в репертуаре ансамбля XIV век -
золотой век мадригала - от Клемана Жанекена до
Джезуальдо ди Веноза, английская музыка - от
"елизаветинцев" до Генри Перселла,
сочинения испанцев Моралеса и Виктории, музыка
Германии от Зенфеля до непосредственных
предшественников Баха - Шютца (антология), Шайна,
Кайзера, а также сочинения самого Баха.
Также в репертуаре -
музыка Византии и южнославянских народов,
начиная с "Кондака" Романа Сладкопевца (XV в.)
и древних распевов до духовных концертов конца
XVII-начала XVIII веков.
За годы своего
существования ансамбль "Мадригал"
неоднократно принимал участие в престижных
фестивалях Германии, Италии, Бельгии, Венгрии,
Югославии, Польши. В 1998 г. с огромным успехом
выступил на фестивале духовной музыки в Италии.
Репертуар ансамбля
В репертуаре
ансамбля музыкальные шедевры эпохи Возрождения
и Барокко Италии, Испании, Германии, Франции,
Англии, Нидерландов, использующиеся на языке
оригиналов и подлинных духовых и струнных
инструментах... Уникальными программами
представлены сочинения Византии, духовная и
светская музыка России XVI - XVIII вв.
* Духовная и светская музыка России XVI-XVIII
в.в.
* Знаменитый распев, раннее многоголосие,
партесный концерт.
* Г.Теплов, М.Березовский, Д.Бортянский и другие.
* Музыка Франции XVI в.
* Шансон, театральная и инструментальная музыка.
* Лежен, Жанекен, Пассеро, Мулю и другие.
* Английская музыка XV-XVII в.в.
* Рождественские песни, духовная и
инструментальная музыка, кантаты, сцены из опер.
* Анонимные авторы, Берд, Доуленд, Вилке, Ваутор,
Персел.
* Музыка Германии эпохи Барокко
* Генрих Шютц - духовные концерты, симфонии,
страсти.
* Музыка Нидерландов XV-XVI в.в.
* Духовная музыка, мадригалы, шансон.
* Депре, Лассо.
* Итальянское Возрождение и раннее Барокко
* Мотеты, мадригалы, инструментальная музыка
* Палестрина, Веноза, Векки, Банкьери.
Состав ансамбля:
Вокальная группа Лев Красовицкий (тенор) |
Инструментальная группа Николай Григорьев (орган,
клавесин) |
Художественный руководитель
ансамбля:
народная артистка России Лидия Давыдова
Основатель ансамбля:
Андрей Волконский
Информация
взята с официального сайта