ПЕРСОНАЛИИ |
Francesco |
Antonio |
BONPORTI |
(1672 - 1749) |
Франческо Антонио
Бонпорти - итальянский композитор. Бонпорти
в истории музыки не очень то повезло. В 1732 г.
историк и лексикограф (и известный композитор) Иоганн Готфрид Вальтер
опубликовал свой "Музыкальный лексикон".
Там была статья о Бонпорти, она начиналась так:
"Бонпорти Франческо Антонио, дворянин из
Трента, создавший 10 музыкальных сочинений...".
Затем Вальтер подробно перечислил эти сочинения,
каждое из которых включало в себя ряд более
мелких - концерты, трио-сонаты, мотеты, серенады,
арии, инвенции и другие произведения. То есть
тогда, в первой половине XVIII века, ещё при жизни,
Бонпорти пользовался очень большой
популярностью как композитор. Но уже в конце XVIII
века в обширном труде по истории музыки
англичанина Чарльза Бёрнея итальянец
упоминается вскользь, ему посвящена всего лишь
одна строчка. И та заимствована из
"Лексикона" Вальтера.
О Бонпорти фактически
забыли. Его музыка, необычная и не вписывающаяся
в традиции своей эпохи, в XIX веке казалась
непонятной и не представляющей большого
интереса. Только в 20-х гг. XX века были
опубликованы критические статьи, посвященные
Бонпорти и его музыкальному творчеству. По сути
тогда мир и открыл для себя этого итальянского
композитора.
Родился в знатной семье в
городе Трент, Северная Италия. Точная дата
рождения Бонпорти неизвестна, но в церковных
книгах сохранилось упоминание о том, что
крестили мальчика 11 июня 1672 г. Франческо Антонио
был одним из четырех детей Бернардино Бонпорти.
Отец будущего композитора был городским
чиновником, но при этом и большим любителем
литературы, членом местной Академии. Сохранилось
свидетельство о том, что однажды он даже выступал
там с лекцией на тему - "Кто более благоразумен
- мужчина или женщина". Тема выглядит несколько
забавной, если учесть, что самому Бернардино
Бонпорти друзья дали прозвище
"Неблагоразумный".
Франческо Антонио
получил отличное образование. Сначала он посещал
в родном городе Иезуитскую семинарию. Затем, с 1688
по 1691 год учился философским и гуманитарным
наукам по соседству, в австрийском Инсбруке. Но
его ждала церковная карьера, и он должен был
получить соответствующие знания. Бонпорти на
целых пять лет отправляется в Рим, в Collegium Germanicum,
изучать богословие. А также музыку. Собственно,
ко времени пребывания Бонпорти в Риме и
относятся первые упоминания в источниках о его
занятиях музыкой. По всей очевидности, он брал
уроки музыки и раньше, но об этом не существует
никаких свидетельств. Традиционно считается, что
игре на скрипке его учил сам Арканджело Корелли.
Но и это точно не установлено. Иногда учителем
Бонпорти по классу скрипки называют ученика
Корелли Маттео Форнари. Кроме этого, по некоторым
данным, Бонпорти учился ещё и композиции
священной вокальной музыки у Питони.
В любом случае, был
Корелли непосредственным учителем Бонпорти или
нет, существует очевидная стилистическая
схожесть между творчеством этих двух
композиторов. Но при этом Бонпорти присущ свой,
исключительно индивидуальный и своеобразный
стиль.
После обучения в Риме
Бонпорти возвращается в свой родной город, Трент
и в 1697 г. получает небольшую должность при
местном соборе. А годом раньше, в 1696 г., были
изданы 10 трио-сонат Бонпорти, первое сочинение
композитора. В отличие от большинства своих
современников, Бонпорти свои инструментальные
работы группировал собирал в циклы не по
двенадцать, а по десять.
Титульный лист гласил:
"Франческо Антонио Бонпорти. Дворянин из
Трента". Тем самым композитор как бы
подчеркивал, что музыка для него - не основное
занятие, а скорее любительское
времяпрепровождение. Бонпорти считал, что для
него церковная карьера гораздо важнее. И если мы
на минуту отвлечемся от музыки, то выяснится, что
фактически вся его жизнь - это безуспешные
попытки продвинуться по службе. Уж в чем-чем, а в
карьере Бонпорти точно не повезло. Он так и
оставался священником всё в той же церкви в
Тренте.
В своих музыкальных
трудах Бонпорти видел прежде всего способ
получить покровительство какой-нибудь знатной
особы. Тогда было широко распространено
посвящение музыкальных опусов важным персонам,
которые обычно благосклонно принимали такого
рода подношения. Бонпорти начал с посвящений
местным духовным лицам, дальше - больше, всё выше
и выше. Последнее сочинение в 1746 г. он посвятил
императрице Марии Терезии. За него ходатайствуют
перед очень влиятельными людьми. В различных
письмах того времени мы можем встретить такие
имена, как принц Шварценбергский, курфюрст
Майнцский, и даже Георг I Английский и Карл VI
Австрийский. Но увы - всё напрасно. Каждый раз,
когда где-нибудь возникала вакансия, удача
отворачивалась от Бонпорти и счастливым
обладателем должности становился кто-то другой.
В этих попытках продвинуться по службе и прошла
его жизнь. Лишь в самом ее конце он понял всю
бесплодность своих стремлений. Бонпорти вышел в
отставку и уехал в Падую. Там они скончался 19
декабря 1749 г., в возрасте 77 лет. Карьеру он так и не
сделал, а вот в истории музыки остался, причем
занимает он в ней свое, особое место.
Большинство сочинений
Бонпорти появилось в течение первого
десятилетия XVIII столетия. Это было время бурного
расцвета итальянской инструментальной музыки.
Бонпорти был одним из многих. Но умудрился как бы
оказаться на обочине, его индивидуальность не
вписывалась в узкие рамки. Он не принадлежал ни к
одной известной итальянской школе, его музыку
очень трудно классифицировать. В известной
степени эта трудность и повлияла на то, что
долгое время его произведения и он сам были
забыты. Всего у Бонпорти насчитывается 12
сочинений. Каждое сочинение состоит из
нескольких произведений, чаще всего десяти.
Всего было издано 4 сборника трио-сонат, сборник
мотетов для сопрано, скрипки и basso continuo, а также
концерты, концертино, сонаты, арии, инвенции,
менуэты. К сожалению, не всё дошло до нашего
времени. Часть трио-сонат, арии, а также 100
менуэтов для скрипки и basso continuo утрачены.
Кстати, вот очень
интересный факт. Касается он инвенций Бонпорти.
Дело в том, что во-первых, именно Бонпорти стал
первооткрывателем этого жанра. Сборники
инвенций Иоганна Себастьяна Баха появились лишь
11 лет спустя, в 1723 г. А во-вторых, и это самое
интересное, великий Бах был знаком с сочинениями
итальянца, более того, он собственноручно
переписал четыре инвенции Бонпорти для своих
сыновей, считая эти произведения образцовыми.
Это привело к путанице - долгое время
исследователи творчества Баха считали, что
инвенции принадлежат ему. И лишь в 1911 г. музыковед
Вернер Вольфхайм доказал, что это не так, и что
инвенции сочинил Бонпорти. Этот факт лишний раз
свидетельствует о достоинствах музыки
итальянского композитора. То что, она
приписывалась самому Баху - лучший знак качества.
По-настоящему музыку
Бонпорти оценили лишь в XX веке. Вот что писали о
нем исследователи: Пеншерль, президент
Французского общества музыковедения -
"Несмотря на то, что Бонпорти жил совсем
недалеко от Венеции, его стиль очень самобытен.
Среди скрипачей-композиторов очень мало
найдется тех, на кого не повлиял такой
искрометный талант, как Вивальди. Одним из них
был Бонпорти. Возможно именно он, этот непонятый
композитор, и сохранил свою целостность и
индивидуальность наиболее успешно. Он
использовал традиционную форму, но с такой
оригинальностью, с такой мелодичностью и
гармонией, с таким выразительным, присущим
только ему стилем, что казалось, что он жил так же,
как творил"
А известный музыковед
Хатчингз был так захвачен индивидуальностью и
оригинальностью Бонпорти, что в своем труде
"Барочный концерт" всех других итальянских
композиторов сгруппировал вместе по школам, но
рассказ о Бонпорти выделил в отдельную главу.
Хатчингз писал, что у Бонпорти "есть
определенные черты, которые я ценю больше других
- и которых нет ни у каких других композиторов, а
только у самых великих. По своему уровню Бонпорти
является таким же отдельно стоящим, самобытным и
неподдающимся классификации, как Иоганн
Себастьян Бах".
С 1996 г. в итальянском городе Роверето, неподалеку от родины Бонпорти, Трента, проходит конкурс старинной музыки имени композитора - Premio Bonporti.