ПЕРСОНАЛИИ |
Иван Евстафьевич |
ХАНДОШКИН |
(1747 - 1804) |
Иван
Евстафьевич Хандошкин - русский композитор
и скрипач-виртуоз. Еще при жизни пользовался
большой популярностью как среди народа, так и в
привилегированных кругах общества. Его
творческое наследие в полном объеме нам до сих
пор не известно, оттого что многие сочинения
утрачены безвозвратно.
Место рождения
композитора неизвестно. Возможно, что он родился
в Москве. Его отец, по профессии портной, играл на
ударных инструментах в придворном оркестре
Петра III. На скрипке Хандошкин обучался у Тито
Порто. В 1762 году его приняли в придворный оркестр
(где он проработал до 1785 года, достигнув
положения первого камер-музыканта и
капельмейстера). В 1765 году Хандошкин начал
преподавать в воспитательных классах Академии
художеств, открытых лишь за год до его
поступления туда на работу, а потому, видимо, был
в них первым педагогом по скрипке. Обучалось у
17-летнего педагога 12 человек.
В 1785 году Потемкин
добился назначения Хандошкина начальником
Академии, организованной им в Екатеринославле.
Хандошкин был уволен из придворного оркестра с
пожалованием пенсии за долгосрочную службу. По
пути в Екатеринослав он некоторое время жил в
Москве. Затем, в марте 1787 года переехал в
Кременчуг. В это время директором академии
утвердили любимого придворного композитора
Екатерины II - Сарти. Хандошкин остается в
Кременчуге, где ему удается организовать нечто
вроде консерватории, где действовал хор из 46
певцов и оркестр в составе 27 музыкантов. В 1789 году
Хандошкин возвратился в Петербург и до конца
жизни уже не покидал столицы.
Хандошкиным написано, как
утверждают исследователи его творчества, около
100 сочинений для скрипки, преимущественно
вариаций на темы русских и украинских народных
песен. Помимо сочинений для скрипки - вариаций и
четырех сонат, он писал пьесы для гитары и
балалайки. Основой его сочинений чаще всего
служили народные мелодии, звучавшие в городском
и деревенском быту.
В вариационной форме,
наиболее близкой к его творческой
индивидуальности, автор предстаёт перед нами как
композитор и скрипач-исполнитель, блестяще
владеющий многообразными формами варьирования
музыкальных тем.
Талант И.Е.Хандошкина
более всего раскрылся в сонатах для скрипки соло.
По своей выразительности и драматической силе
высказывания заметно выделяется среди
произведений современников Хандошкина
соль-минорная соната. "Такой напряженности
развития, такой впечатляющей эмоциональной
насыщенности еще не знала русская
инструментальная музыка XVIII века" (Г.Фесечко
"И.Е.Хандошкин").
Информация
взята из буклетов к компакт-дискам "Русская
камерная музыка XVIII века" (записанного
Российским ансамблем старинной музыки. © АНТРОП,
1998) и "Евгений Стародумов. Русская
исполнительская школа" ("Русский Компакт
Диск" © RCD, 1994).