ПЕРСОНАЛИИ |
Tomas |
Luis |
de VICTORIA |
(1540/48 - 1608/18) |
Томас Луис
де Виктория - испанский композитор. О его
жизни известно очень мало, вплоть до того, что не
установлены точно даты его рождения и смерти.
Предполагают, что он родился где-то между 1540 и 48
годами в Кастилии. Умер, по разным источникам, в
1608, или 11, или 18 году в Мадриде.
Он родился в знатной
семье в небольшом городке Авилья, в Кастилии. В
детстве он был певчим-хористом в местном соборе,
а музыкальное образование получил в Иезуитской
школе Святой Терезы. Известно, что в 1565 году,
подобно многим своим соотечественникам,
Виктория приезжает в Италию, в Рим, где
становится певцом в Германской коллегии. Попутно
он берет уроки музыки у известнейших
композиторов того времени Бартоломе Эскобедо и
Кристобаля Моралеса.
С 1569 года Виктория служит
органистом испанской церкви в Риме, а затем -
капельмейстером ряда духовных учебных
заведений. В 1576 году он становится руководителем
Германской коллегии.
Виктория жил в Риме в
период расцвета творчества знаменитого
итальянского мастера Джованни Пьерлуиджи да
Палестрины. Палестрина и Виктория были друзьями.
Хоровые композиции великого итальянца оказали
на Викторию большое влияние, не случайно потом
его прозвали "испанским Палестриной". Но при
всей схожести стиля и композиторских приемов,
сущность музыки Виктории совсем иная, гораздо
более возвышенная, неземная и очень испанская по
своему духу. Его сочинения суровее, строже по
колориту, в них преобладает звучность низких
мужских голосов и минорная окраска. Национальный
характер его музыки отчетливо ощущался
современниками. Говорили, что Виктория всегда
носит испанский плащ, и что в его жилах течет
мавританская кровь - утверждение отнюдь не
безопасное в эпоху инквизиции.
Творческий темперамент
Виктории характеризовали как созерцательный,
страдающий и плачущий с тем, кого он любит.
Известный французский музыковед Прюньер,
сопоставляя музыку Палестрины и Виктории, писал,
что "Римлянин живет в блаженных мечтаниях,
испанце Виктория терзается страданиями Христа...
вкушает несказанную небывалую радость в экстазе,
что не мешает, впрочем, ему выказывать настоящий
реалистический и драматический талант".
Палестрина не чуждался
светской тематики и кроме месс сочинял ещё и
любовно-лирические мадригалы, и
инструментальную музыку. В отличие от него
Виктория всецело замкнулся в сфере
религиозно-экстатических переживаний. Не
случайно Прюньер называл Викторию "одним из
величайших мистических музыкантов всех
веков". Виктория остался в истории как
композитор, сочинявший только культовую
религиозную музыку и наиболее полно выразивший,
по мнению современников и исследователей его
музыки, католический дух своего времени. В
произведениях Виктория соседствуют богатая
творческая фагтазия и высочайшее совершенство
полифонического письма, тонкость и смелость
гармонии и нежный колорит, экзальтация и
удивительный реализм.
В качестве яркого примера
стиля Виктории музыковеды часто рассматривают
его мотет "O magnum misterium", написанный в 1572 году.
Мягкостть и напевность мелодических линий в нем
напоминает скорее народные, чем церковные
песнопения. Напевность эта проибретает здесь
почти элегическую задумчивость. Тенденция к
гармонической аккордовости сочетается с
великолепным мастерством полифонического
письма. С помощью хроматизмов достигается
строгость звучания старинных ладов. Как писал
один музыковед, испанцы в своей музыке имеют
обыкновение рыдать, так как весьма любят
применение бемолей". В этом смысле Томас Луис
де Виктория был истинным сыном своей страны.
Виктория провел в Италии
около 16 лет. И всегда в конце концов мечтал
вернуться домой, в Испанию. В 1581 году такой случай
подвернулся. Испанский король Филипп II назначил
Викторию капелланом своей сестры, императрицы
Марии. И композитор возвращается в Мадрид. С 1594
года Виктория становится придворным
вице-капельмейстером и органистом, а также
духовником королевской семьи. Последние
десятилетия жизни он провел в стенах
францисканского монастыря Святой Клары близ
Мадрида. Он продолжал сочинять музыку и иногда
музицировал на органе.
Музыка Виктории получила
широчайшее распространение по всей католической
Европе, ее знали и исполняли в испанских колониях
в Америке, в кафедральных собрах Лимы, Боготы и
Мехико.
Викторию называли
типичным выразителем католического духа. Он не
был новатором и ниспровергателем канонов, его
творчество было тесно связано с церковью и не
нарушало ее эстетических предписаний и норм. В
качестве основы своих произведений, то есть
кантуса фирмуса, нижнего голоса, над которым
надстраиваются все остальные, он всегда
использовал традиционные григорианские напевы.
Но все исследователи
творчества Виктории сходятся в одном - его музыка
есть нечто большее, чем ортодоксальный
католицизм, в ней воплотилась внутренняя жизнь
человеческого духа.
Искусство Виктории
находят очень близким творчеству современных
ему испанских художников - Сурбарану, Рибейре,
Веласкесу, но прежде всего Эль Греко. Подобно им,
он воплощал религиозные темы в произведениях,
далеко выходящих за рамки церковного искусства.
Католическая отрешенность мессы необыкновенным
образом сочетается у него со страстностью,
переходящей в экстатичность.
Один испанский музыковед
заметил как-то, что Виктория в своей музыке
молился как человек, которому близко чувство
скорби и сострадания, и в этом он в чем-то даже
противостоял той жестокой эпохе, в которую жил.
Но в то же время искусство Виктории чем-то сродни
строгой и по-своему мрачной и величественной
архитектуре Эскуриала.