ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА angellucks
БИБЛИОТЕКА

Н. Бакеева

Орган

© М., "Музыка", 1977

Устройство органа:
Трубы и регистры
Тембры органных регистров
Механизмы управления

Устройство органа:

        О специальных терминах, встречающихся в тексте без расшифровки, а также терминах, имеющих непосредственное отношение к органным конструкциям, см. в Кратком словаре специальных терминов. Термины иноязычного происхождения, утвердившиеся в русском языке, даются в русском написании (например, микстура, позитив и др.).
  
     Орган - духовой клавишный инструмент. Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: звучащие трубы различной величины и устройства, сгруппированные определенным образом; механизм управления; меха, вентилятор и электромотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением.

Трубы и регистры

        Каждая органная труба издает только один звук, определенного тембра и громкости. Высота звука определяется длиной трубы, чем меньше труба, тем выше звук. Трубы бывают открытые и закрытые, с широкой и узкой мензурой, что влияет на характер и силу звука данной трубы.
  
     Все огромное количество звучащих труб органа (в больших концертных органах оно достигает нескольких тысяч) делится на две неравные группы: лабиальные и язычковые.
  
     Лабиальные являются основной группой в органе.
  
     Labium - губа. В данном случае - верхний и нижний края боковой щели в корпусе трубы. Именно здесь поступившая в трубу струя воздуха превращается в колеблющийся воздушный столб, который образует звуковую волну определенной длины.
  
     Ряд труб одинакового устройства и тембра, соответствующий количеству клавиш клавиатуры, образует определенный регистр. Таким образом, на каждую клавишу приходится столько труб, сколько в органе регистров (звучащих голосов). Кроме того, есть регистры, в которых на каждую клавишу приходится несколько трубок, образующих набор обертонов к основному тону: октава, квинта, терция и т. д. Такой регистр называется микстура, то есть смесь.
  
     Регистры отличаются не только тембром, но и своим звуковысотным положением. Основные регистры органа имеют ля' соответствующей принятой высоте около 440 герц. В этом случае высота звучания всего ряда труб соответствует звуковысотному значению клавиш. Такие регистры называются восьмифутовыми, так как их самая нижняя открытая лабиальная труба До имеет корпус длиной около восьми футов (если труба закрытая, она вдвое короче). Все регистры, звучащие на октаву выше, называются четырехфутовыми, на октаву ниже - шестнадцатифутовыми и т. д. Футовость регистров обозначается цифрой с запятой сверху, которая ставится после названия регистра. Например, регистры принципального тембра могут иметь следующие звуковысотные положения и обозначения: Prinzipalbass 32', Prinzipalbass 16', Prinzipal 8' (основной), Prinzipal 4', Quinte 2 2/3, Oktav 2', Terz 1 3/5, Oktav 1'. (Добавление к названию регистра "бас" означает принадлежность его к ножной клавиатуре). Таким образом, наличие регистров различной высотности делает реальный диапазон органа гораздо шире диапазона его клавиатуры и больше по сравнению с другими инструментами. Систематизированный комплекс рядов труб (регистров, или голосов) разного тембра и звуковысотного положения, образующий как бы самостоятельный небольшой орган с присущим ему характерным общим звучанием, закрепленный за одной из клавиатур, называется в немецком органостроении Werk. С величиной органа увеличивается их количество, а значит, и количество мануалов. Werk и соответствующая ему клавиатура имеют общее название. Главный комплекс голосов называется Hauptwerk. Он управляется обычно второй или первой клавиатурой. Здесь наиболее полно представлены принципальные и флейтовые регистры различных звуковысотных положений, а также самые сильные микстуры и язычковые регистры. Hauptwerk определяет звуковую мощь данного органа в целом и, вместе с тем, имеет вполне самостоятельное значение.
  
     Группа голосов, расположенная в верхнем этаже органного корпуса, называется Oberwerk. Он несколько прозрачнее по звучанию, чем Hauptwerk, но имеет свое достаточно яркое Pleno. Тише и мягче звучит Brustwerk, голоса которого расположены в центральной части органного корпуса - в "груди" органа.
  
     Для исполнения партии цифрованного баса очень удобен позитив (Positiv). Комплекс его голосов образует как бы маленький орган, обладающий общим легким звучанием и небольшим количеством сольных регистров. В старинных органах позитив, вынесенный перед фасадом, смонтированный в самостоятельном небольшом корпусе и оказывающийся, таким образом, за спиной органиста, называется рюкпозитив (Ruckpositiv). Группа голосов заключалась в швеллерный ящик (швеллер) : отсюда - Schwelwerk. Открывая и закрывая створки жалюзи, органист получает эффект плавного усиления и ослабления звучания.
  
     Pedalwerk - группа голосов, управляемая ножной клавиатурой. Здесь преобладают очень низкие басовые регистры.
  
     Трубы Fernwerk и Echowerk помещаются вдали от главного органа и соединяются с одним из его мануалов посредством электрической трактуры. Fernwerk представляет собою маленький самостоятельный орган, звучащий как бы издали. В очень больших органах группа голосов, находящихся на самом верху корпуса, называется Kronwerk.
  
     Количество регистров определяет величину органа. Ориентировочно можно сказать, что малый орган имеет от одного регистра до 16, средний - от 17 до 35, большой - от 36 до 80, орган-гигант - от 81 до 200 и более регистров. Резонатором органа является помещение, в котором ом стоит. Поэтому акустика зала очень важна для характера и силы звучания данного органа. Средний орган в благоприятных акустических условиях может звучать полнее и громче, чем большой орган в неблагоприятных условиях. Лучшими акустическими условиями будут такие, при которых эхо органного звучания, длится около трех секунд. Если это время короче, звучность органа четкая, но "сухая". Если оно длится намного дольше, то при возрастающей полноте звучности последовательность тонов сливается, игра делается нечеткой, исполнение технических пьес затрудняется. Именно хорошей акустикой зала в сильной степени объясняется поражающее слушателя звучание в знаменитом Домском соборе в Риге. Этот орган-гигант имеет 117 регистров, 4 мануала и педаль (всего 6768 труб). Самая большая его труба достигает в длину 10 метров, самая маленькая - 13 миллиметров. Вместе с тем, это тот случай, когда длительный отзвук представляет затруднение при исполнении виртуозных пьес. В них трудно добиться четкого звучания, быстрой последовательности, звуков. Почти идеальную акустику имеет кафедральный собор-музей в Вильнюсе.
  
     Все регистры органа можно подразделить на несколько групп: принципалы и флейты, составляющие основу органного звучания; голоса особо характерных тембров, в том числе язычковые, применяемые в качестве солирующих и в различных сочетаниях (Quintaton, Gamba, Schalmei, Oboe и т. д.); искусственные обертоны (или аликвоты), то есть очень высокие голоса, не используемые отдельно, а подключаемые к основным и солирующим на расстоянии октавы, квинты, терции, септимы, ноны; инструментальные имитаторы, составленные из ряда труб разных характерных тембров и подражающие звучанию старинных духовых инструментов (корнет, раушпфейфе, цинк и другие); микстуры, объединяющие в одном регистре ряды обертонов принципального тембра и создающие так называемую звуковую корону (Mixtura, Zimbel, Scharf); громкие язычковые голоса, включаемые, как правило, при полном звучании органа (Trompete, Posaun и другие).
  
     Каждый обертоновый ряд, входящий в микстуру, или ряд труб характерных тембров инструментального имитатора, называется хором. Таким образом, смешанный регистр может быть двух-, трех-, четырех- и более рядным (хорным) или кратным. Чтобы хоры в смешанном регистре звучали слитно, требуется высокое искусство интонировки, обеспечивающее нужное равновесие силы звука и тембра интонируемых рядов труб. Это зависит от органного мастера.
  
     Регистры имеют различные названия, возникавшие в процессе исторического развития органа. В одних случаях название обозначает особенность тембра, например квинтатон - регистр с искусственно подчеркнутым обертоном квинты, или принципал - главный тембр органа. В других - название заимствовано из существующего инструментария: флейта, гобой, гамба и т. п. Встречаются названия, навеянные немузыкальными ассоциациями: Vox coelestis - небесный голос, Unda maris - волна морская. Следует подчеркнуть, что в современном органостроении очень свободно и произвольно применяются названия регистров и часто вводятся новые. Так, в большом органе монастыря Ульме (Ulma Munster, ФРГ, построен в 1969 году) высокая микстура названа короной, имеются большая, средняя и малая Trompete, а в новых органах фирмы Ригер-Клосс (ЧССР, установлены в Советском Союзе) встречается высокий педальный регистр - Russischhorn 2'.
  
     Язычковые трубы - немногочисленная (и необязательная) группа труб в органе.
  
     В язычковых трубах звук возникает в результате колебания металлической пластинки такого же типа, как в фисгармонии, баяне, аккордеоне или губной гармонике. Такая пластинка - язычок - помещается в специальный корпус, на который насаживается рупор, усиливающий и облагораживающий звучание язычка. Формой рупора в основном определяется тембр язычкового голоса.
  
     Все язычковые регистры можно подразделить на две группы: первая включает очень характерные тембры, используемые в качестве сольных голосов: Musett, Schalmei, Oboe, Krummhorn, Regal, Klariten и другие. Вторая - громкие тембры, включаемые в звучность полного органа. Сюда относятся: Trompete, Posaun, их разновидности - французская Trompete, испанская Trompete, Helltrompete, Posaunbass и другие.

О тембрах органных регистров

Регистры принципального тембра

        Принципал - основной регистр органа. Он имеет плотное, насыщенное, "мужественное" звучание. Интонирован обычно в форте. Используется, главным образом, как основа различных сочетаний регистров в громком и полном звучании органа. В больших концертных органах принципалы разных оттенков имеются на каждой клавиатуре. Встречаются в любых звуковысотных положениях (32', 16', 8', 4', 2 2/3', 2' и т. п.). Трубки открытые, обычно металлические, в низкой части диапазона бывают деревянные. Мензура - средняя.
Prinzipalbass - более низкий, чем принципал. Регистр ножной клавиатуры.
Oktav - резкое, громкое звучание.
Oktavbass - то же, но более низкий регистр, помещается в ножной клавиатуре.
Oktavlein-очень высокий регистр, довольно громкий.
Geigenprinzipal - острое звучание, напоминающее тембр струнных инструментов.
Flotenprinzipal - мягкое звучание с оттенком флейтового тембра.
Hoizprinzipal - мягкое приглушенное звучание.

Регистры флейтового тембра

        Трубы с более широкой, чем у принципала, мензурой образуют регистры флейтового тембра. Их звучание мягкое, "округлое", лишенное острых обертонов. Интонируются флейтовые регистры в пределах от рр до мягкого f. Трубы большей частью деревянные, но бывают и металлические, открытые и закрытые. Встречаются в любых звуковысотных положениях.
Gedackt - очень тихий, звучание приглушенное (закрытый).
Bourdon - тихий, звучание приглушенное, громче гедакта (закрытый).
Lieblichtgedackt - тихий, нежный, певучий, хорош в соло (закрытый).
Konzertflote - звучный, полный (открытый).
Holflote - звучный, полный (открытый).
Rohrflote - характерный призвук принципала (полузакрытый).
Guintaton - регистр с ясно выраженным обертоном квинты, характерный сольный голос (закрытый).
Flautino - очень высокая флейта (открытая).

Subbass - низкая флейта, регистр ножной клавиатуры.
Gedackt - тихая флейта, регистр ножной клавиатуры (закрытая).
        Имеется еще много разновидностей флейтового тембра различных оттенков: Doppelflote, Waldflote, Spizflote, Bachflote и другие.
        Флейты широко применяются в качестве сольного голоса, фона и в самых различных комбинациях. Обязательно присутствие флейт вместе с принципалами в полном звучании органа. Различные флейты располагаются на всех клавиатурах.

Регистры группы Streicher

        Регистры с мензурой более узкой, чем у принципала, образуют группу так называемых Streicher. Они имеют характерный призвук, напоминающий тембр струнных смычковых инструментов. Их звучание характерно в нюансе от рр до mf. Используются преимущественно в качестве сольного голоса, а также фона, и в очень тихих аккордных эпизодах. Трубы металлические, открытые, часто с дополнительными приспособлениями у лабиального отверстия, воздействующими на тембр.
Aeoline - очень узкая мензура, самый тихий регистр органа своеобразного "шуршащего" тембра.
Salicional - более громкий, чем эолине, мягкий.
Doice - нежный, но более характерный, чем предыдущий.
Viola - характерный сольный тембр, довольно громкий, напоминающий звучание старинной виолы. Бывает различных оттенков - виола да гамба, гамба, шпиц-гамба и т. д.
Violonbass - виола в ножной клавиатуре, напоминает звучание басовой виолы и т. д.

Составные регистры сочетающие в себе несколько рядов (хоров) труб

Vox coelestis (небесный голос) - два ряда регистра Aeoline настроенные с маленьким расхождением, благодаря чему получается мягкая вибрация. Тихий "романтический" регистр.
Unda maris (волна морская) - два ряда флейтовых труб, настроенных с маленьким расхождением. Эффект тот же, что и в Vox coelestis, только в флейтовом тембре.
Mixtura - многорядный принципальный регистр, высокого обертонового звучания. Обычное количество одновременно звучащих рядов, от трех до восьми. Как правило, используется в качестве обертоновой надстройки при включенных всех принципалах и флейтах. Придает блеск и силу полному звучанию органа (звуковая корона). Имеются очень высокие разновидности - Scharf и Zimbel.
        Комбинированные регистры, имитирующие старинные инструментальные тембры или дающие оригинальную обертоновую смесь. Их хоры составлены из голосов различных тембров. Все эти регистры, как правило, используются в сочетании с основными восьмифутовыми.

Механизмы управления

        Важнейшей частью механизмов управления является кафедра, или клавиатурный стол (Spieltisch). Она имеет несколько клавиатур для игры руками (мануалы). Объем каждой из них обычно равен четырем, пяти октавам. Их диапазон простирается от До до соль. За каждым мануалом закреплен свой комплекс звучащих голосов (регистров). Внизу у клавиатурного стола находится ножная клавиатура, обычно имеющая тридцать клавиш, охватывающих диапазон от До большой октавы до фа первой октавы. Над мануалами и по обеим сторонам от них помещаются особые клапаны, или выдвижные рычаги, для включения звучащих голосов. Эти устройства тоже называются регистрами. Кроме того, клавиатурный стол имеет различные кнопки и педали для управления вспомогательными механизмами, облегчающими включение и смену голосов. Так, например, механизм копуляции соединяет в различных комбинациях мануалы и педаль. Благодаря этому можно одновременно получать сочетания тембров, закрепленных за разными клавиатурами. В больших современных органах имеются специальное приспособление Walze, позволяющее последовательно включать регистры от самого тихого до самого громкого и обратно. Этот эффект своеобразного ступенчатого усиления и ослабления звука достигается путем постепенного поворота валика (Walze), расположенного внизу над педальной клавиатурой. Для плавного же усиления или ослабления звучности уже включенных регистров используется специальное устройство, называемое швеллерным ящиком (швеллер). Суть его состоит в том, что набор труб одной из клавиатур (werk) помещается в закрытый со всех сторон ящик, одна из стенок которого представляет собою жалюзи, открываемое и закрываемое нажатием специальной педали. При закрытом жалюзи трубы, помещенные в ящике, звучат приглушенно, при постепенном открывании звук усиливается и как бы приближается. Это изобретение впервые появилось в Англии, в середине XVIII века. В баховских органах его еще не было.
        Трубы органа стоят на специальных "воздушных" ящиках - виндладах, в которых находятся клапаны, открывающие при нажатии клавиши доступ воздуха в соответствующую трубу.
        Устройство, соединяющее клавиши с клапанами под трубами, называется трактурой и бывает трех видов: механическое, пневматическое и электрическое. Самая старая трактура - механическая - представляет собой систему деревянных тяжей (абстракты) и рычагов. Органы с такой трактурой называются механическими. Их клавиатурный стол непосредственно примыкает к корпусу.
        Позже, во второй половине XIX века, стала применяться пневматическая трактура - тонкие свинцовые трубки. При нажатии клавиши такие трубки подводят "рабочий" воздух в специальный мешочек, поднимающий вентиль, который находится под звучащей трубой. Таким образом, воздух попадает в нужную трубу. Эти органы называются пневматическими. Их клавиатурный стол может стоять на некотором расстоянии от корпуса органа.
        Новейшая трактура - электрическая. Она состоит из системы проводов, соединяющих клавиши с механизмами под трубами. Эти провода могут быть собраны в кабель любой длины, что позволяет ставить клавиатурный стол на любом расстоянии от корпуса органа. Такие инструменты называются электрическими.
        Электрический орган нельзя путать с электронным, или электроорганом, который не имеет труб. В практике его иногда используют вместо трубного органа, но заменить звучание последнего - настоящего органа - он не может.
        Органы с электрической трактурой достаточно широко распространены в городах Советского Союза. Такие органы стоят в Ленинграде (в залах Филармонии, Хоровой капеллы, Малом зале консерватории, в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова)
(Орган в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова установлен в 1965 году. Это инструмент фирмы Валькер, переведенный на электрическую трактуру. Звучащие трубы оставлены старые. Вся реконструкция осуществлена органным мастером В. Пржитульским), в Москве (в Зале имени П. И. Чайковского), в Ереване (в залах филармонии и Дома композиторов) и т. д. Особый интерес представляет орган Одесского оперного театра. Это большой концертный орган фирмы Ригер-Клосс, расположенный весьма своеобразно: звучащие трубы с соответствующими механизмами и два воздуходувных агрегата находятся в шести ложах верхнего яруса по обе стороны сцены. Клавиатурный стол для игры во время спектаклей расположен в оркестровой "яме", второй клавиатурный стол (копия первого) для игры во время органных концертов выкатывается из-за кулис на середину сцены. Электрическая трактура, собранная в кабеле, соответственно подведена в оркестровую яму и на сцену, где подключается к клавиатурному столу.
        Звучащие трубы, виндлады, каналы, подводящие воздух, трактура и все сопутствующие механизмы обычно заключены в корпусе органа. Фасад его также заполнен трубами, но часть из них или даже все могут иметь чисто декоративное значение. В этом случае они не связаны с механизмами органа. Расположение и художественное оформление фасада определяется стилем зала. В органостроении фасад инструмента называется проспектом.
        Воздуходувный агрегат (вентилятор, электромотор, "магазинный мех") обычно выносится за пределы корпуса и даже в другое помещение. При наличии беззвучно работающего мотора весь агрегат может быть расположен в самом корпусе.

Вернуться к оглавлению

К следующим главам

 

Вернуться на главную страницу