БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

СРЕДНИЕ ВЕКА
Теоретики музыки

Исидор из Севильи
560 - 640 годы

        Один из последних отцов церкви, родился в Карфагене в романской семье. Позднее переезжает в Испанию, где с 600 года становится наместником Севильи, а также занимает высокие церковные должности.
        Исидор Севильский был образованнейшим человеком своего времени. Как и Кассиодор, он проявлял большой интерес к наследию античной культуры, изучал философию, грамматику, музыку, астрономию. В своем энциклопедическом по охвату знаний трактате "Этимология" Исидор Севильский пытался исследовать этимологическое значение и происхождение основных научных понятий. Помимо различных дисциплин квадривиума и тривиума, он рассматривает в этом сочинении и основные проблемы и понятия музыкальной науки - об определении музыки, о ее происхождении и делении. В этих вопросах Исидор Севильский отчасти следует за традицией, отчасти же выдвигает оригинальные концепции. Вслед за Кассиодором он делит музыку на три части: гармонику (т. е. музыку в собственном смысле слова), ритмику (т. е. ритмику речи) и метрику (т. е. метрику языка). Наряду с этим Исидор выдвинул и новый способ классификации музыки - по способу ее воспроизведения. В соответствии с этим он указывал на музыку гармоническую, возникающую из звучания голоса, органическую, производимую духовыми инструментами, и ритмическую, создаваемую ударными или струнными инструментами. В "Этимологии" содержится также интересная попытка дать определения некоторым видам пения и музыкальных инструментов.
        Широкий научный интерес, который проявляет Исидор к музыке, оказал влияние на многих теоретиков музыки и ученых средневековья, прежде всего на Рабана Мавра ("De universo") и Иоанна Скотта Эриугену ("De divisione naturae").


Этимология. Книга III

        Глава XV. О музыке и ее названии. 1. Музыка есть наука о мелодии, состоящая из разделов [звука] о звучании и пении; а имя свое получила от муз. Музы же зовутся от слова "аро toy mosthai", т. е. "искать", ибо через них, как говорили древние, может быть достигнута сила в песнях и мелодиях голоса. 2. Их звучание, так как оно чувственно и познаваемо, создается в прошлом времени и запечатлевается в памяти. Отсюда поэты придумали, что музы - дочери Юпитера и Мемории (памяти). Ведь если звуки не удерживаются в памяти человека, они погибают, ибо их нельзя записать.
        Глава XVI. О творцах [музыки]. 1. Моисей сказал, что изобретателем музыки был Иубал, происходивший из рода Каина до потопа. Греки же говорят, что основы этого искусства открыл Пифагор на основании звучания молотков и от сотрясения натянутых струн. Другие утверждают, что в музыкальном искусстве первыми прославились фивянин Лин, Зет и Амфион. 2. После них понемногу эта дисциплина значительно продвинулась, пополнилась многими ладами (modis), и считалось столь же позорным не знать музыки, как не знать грамоты. Она являлась дополнением не только при богослужениях, но и во всех торжественных случаях, при всякой радости или печали. 3. В честь божества пелись гимны, на свадьбах - гименеи [свадебные песни], во время похорон - трены, скорбные песни на флейте. На пиршествах приносилась лира или кифара; и отдельным пирующим предназначались своего рода пиршественные песни.
        Глава XVII. О возможностях музыки. 1. Итак, без музыки никакая дисциплина [наука] не может быть совершенной. Ничего не может быть без нее: ведь и сам мир, как утверждают, зиждется на известной гармонии звуков и само небо вращается под звуки гармонии. Музыка двигает страстями, приводит чувства в различное состояние. 2. В сражениях тоже звуки трубы воспламеняют сражающихся, и чем сильнее раздается звук, тем больше воспламеняется дух к бою. Песни ободряют и гребцов. Музыка мелодией голоса смягчает душу при перенесении трудностей, ею смягчается утомление от всякой работы. 3. Возбужденные умы музыка успокаивает, и о Давиде можно прочесть, что он спас Саула от злого духа искусством своей мелодической игры. Самых диких зверей, равно как и змей, птиц и дельфинов, музыка привлекает к слушанию своих мелодии. И когда мы говорим, и когда внутри нас пульсирует по венам [кровь], доказано, что это связано посредством музыкальных ритмов с законами гармонии.
        Глава XVIII. О трех частях музыки. 1. В музыке различаются три части, именно: гармоника, ритмика и метрика. Гармония-это то, что различает среди звуков низкие (acutum) и высокие (gravem). Ритмика - это то, что исследует столкновение (incursionem) слов, хорошо ли или дурно соответствует им звук. 2. Метрика - это то, что определяет верным способом размеры различных метров, например героического, ямбического, элегического и прочих.
        Глава XIX. О тройном делении музыки. 1. У всякого звука, являющегося материалом для песен, природа, как известно, бывает троякая. Первая - гармоническая, состоящая из воспроизведения звуков посредством голоса; вторая - органическая, заключающаяся в дуновении; третья - ритмическая, получающая размеры из ударов пальцами. 2. Именно звук издается либо голосом - через горло, либо дуновением, например через трубу или флейту, либо ударом, например в кифаре или каком ином [инструменте], звучащем от удара.
        Глава XX. О первом разделе музыки, который называется гармоникой.
1. Первый раздел музыки, называемый гармоникой, - это ведение голоса (modulatio vocis). Она имеет отношение к комедии, трагедии, хору и всему тому, что поется собственно голосом. Она производит движение от духа и тела, а от движения - звук, из которого составляется музыка, которая в человеке зовется голосом.
2. Голос есть сотрясение воздуха дыханием. В собственном смысле голос есть у людей и у неразумных живых существ; но в других случаях неправильно называют в слишком широком смысле звук голосом.

Голос трубы гремит дробными звуками, берегов достигающими.

Beргилий, Энеида, III, 556.

        Ведь надлежало бы, чтобы звучали береговые утесы.

А труба издает страшный звук, далеко в воздухе отдающийся.

Вергилий, Энеида, IX, 503.

3. Симфония - смешение мелодий, состоящее из согласованных звуков - низкого и высокого, [проявляющееся] либо в голосе, либо в дуновении, либо в ударе. С ее помощью согласуются голоса более высокие с голосами более низкими, и какой бы ни возник при этом диссонанс, слух даст об этом знать чувству. Ее противоположностью является диафония, т. е. голоса нестройные или диссонирующие.
4. Эвфония - это приятность голоса. Так и мелос получил название от сладости меда (melle).
5. Диастема - это расстояние между голосами, составленное из двух или большего количества звуков.
6. Диесис есть некоторые расстояния и отклонения в модуляции или переходы одного звука в другой.
7. Тон - это высокое выражение голоса; ведь в гармонии существуют различие и количество, которое состоит в усилении голоса или длительном звучании; его разновидности музыканты подразделяют на пятнадцать частей, из которых самый последний и самый высокий - гиперлидийский, гипердорийский же - самый низкий из всех.

8. Пение есть отклонение голоса; ведь существует и прямой звук, но звук предшествует пению.
9. Арсис - это повышение голоса, т. е. его начало; тесис - понижение голоса, т. е. конец.
10. Приятные голоса - это голоса тонкие и густые, ясные и высокие. Чистые голоса - это те, которые могут тянуться (звучать) довольно долгое время, непрерывно наполняя собой все пространство, подобно звуку труб.

11. Тонкие голоса - это те, в которых не слышно придыхания, т. е. голоса детей, женщин и кастратов, подобные звучанию струн. Ведь самые тонкие струны издают звуки тонкие и светлые.
12. Густые - это те, в которых слышно сильное придыхание, как, например, мужские голоса. Острый голос тонок и высок, как мы видим на струнах. Твердый голос - это такой голос, который с силой издает звуки, подобно грому или наковальне, когда молот ударяет по твердому железу.
13. Суровый голос - это голос хриплый, который звучит с перерывами и различными толчками. Слепой голос - это такой, который, едва появившись, замирает, но не "прорывается до конца и звучит дальше, подобно звуку глиняного сосуда.
14. "Кудреватый" (vinnola) голос - это голос мягкий и подвижный; его название происходит от vinno или cincinno - кудри, т. е. он мягко изгибается с украшениями.
        Совершенным же бывает голос высокий, приятный и ясный. Высокий, чтобы несся в вышину, ясный, чтобы наполнял слух, приятный, чтобы ласкал душу слушателей. Если чего-нибудь из этих условий не хватает, голос не будет совершенным.
        Глава XXI. О втором разделе, который называется органикой.
1. Второй отдел – органика - состоит в том, что при наполнении [инструмента] вдуваемый дыханием получается звук голоса; таковы трубы, свирели, дудки, органы, пандуры и подобные им инструменты.
2. Органум - это общее название для всех музыкальных инструментов. А то, к чему приспособлены меха, греки называют другим словом. Если же это называют органом, то это скорее простонародная привычка.
        3. Труба вначале была изобретена этрусками, о чем говорит Вергилий: "Звук тирренской (тирренцы - поэтическое название этрусков. - Прим. пер.) трубы оглашает воздух". Применяется она не только в сражениях, но и во время всех праздничных дней для прославления и выражения чистой радости. Поэтому в "Псалтыре" говорится: "Прославляйте трубою в славный день вашего торжества". Ведь у евреев было принято, чтобы в начале новолуния звучала труба; это они делают и до настоящего времени.
        4. Говорят, что флейта (tibia) была изобретена во Фригии и в течение долгого времени употреблялась только три погребальных обрядах, а затем и при исполнении языческих обрядов. Думают, что флейта получила свое название от названия голенных костей (tiblis) оленей и ланей. Отсюда и название флейтиста, как бы певца на тибиях.
        5. Свирель (calamus - дудка) - это, собственно, название тростника (arboris); она называется так от произношения или издавания звуков.
        6. Одни думают, что свирель (fistula) была изобретена Меркурием (Гермесом), другие же - что Фавном, которого греки называют Паном. Некоторые считают, что она изобретена пастухом из Сицилии Идом. Фистулой названа потому, что издает звук: ведь по-гречески phos stola значит "изданный звук".
        7. Арфа (sambuca) в области музыки - это разновидность симфонии. Она делается из того же хрупкого дерева, что и флейты.
        8. Пандура названа по имени ее изобретателя, о чем говорит Вергилий:

Пан первым начал соединять многочисленные свирели воском.
Пан заботится об овцах и о пастырях овец.

        Ведь у языческих народов был пастушеский бог, который впервые приспособил для пения разного размера свирели (calamos) и соединил их с прилежным искусством.
        Глава XXII. О третьем разделении, которое называется ритмикой.
1. Третий отдел - ритмика, относящийся к струнным и ударным (инструментам); сюда относятся различного рода кифары, а также кимвалы, систр, тальпки, медные и серебряные и другие, которые, будучи приведены в сотрясение, в силу своей металлической упругости издают приятный звон и другие подобного рода [звуки].
2. Изобретателем кифары и псалтерия, как было сказано, считается Иубал. По мнению же греков, ввел в употребление кифару Аполлон. Говорят, что сначала кифара по своей форме напоминала человеческую грудь, потому что голос рождается в груди, а от него происходит пение. По этой причине она и получила свое название, так как на дорийском языке грудь называется cithara - кифарой.
3. Но мало-помалу возникли многочисленные ее виды: псалтерии, лиры, барбитоны, пектиды и те инструменты, которые называются индийскими и по которым ударяют одновременно двое. Также и другие инструменты - и квадратной формы, и треугольной.
4. Также увеличилось число струн и изменился их характер. Древние же называли кифару "фидикула" или "фидес" (fides - верность), так как ее струны звучат между собой так же согласно, как сходятся между собой люди, которые соблюдают верность. Древняя кифара была семиструнной, поэтому Вергилий говорит: "Семь различий звуков".
5. Различие же потому, что ни одна струна не издает звука, подобного соседней струне, а семь струн потому, что они составляют голос целиком, и потому, что небо звучит от семи видов движения.
6. Струна (chorda) получила название от сердца (corde); подобно тому как в груди [ощущается] пульс сердца, таким же образом пульс струны [находится] в кифаре. Впервые их изобрел Меркурий (Гермес), гакже он первый издал звук с помощью жил (nervos).
7. Псалтерий, который обычно называют кантиком, получил название от пения псалмов (a psallende), так как на его звук созвучно отвечает хор. У него есть сходство с языческой кифарой, а именно подобие букве Д (дельта). Но между псалтерием и кифарой существует то различие, что псалтерий имеет деревянную выдолбленную часть, где образуется звук, вверху, и ударяют о него сверху вниз, и звук образуется вверху. Кифара же имеет деревянную выдолбленную часть внизу. Евреи пользовались десятиструнным псалтерием вследствие своего закона десяти заповедей.
8. Лира зовется apotygmein, т. е. от различия голосов, ибо это производит разные звуки. Первая лира, говорят, была изобретена Меркурием следующим образом: когда Нил, возвращаясь в свое обычное течение, оставил на полях различные живые существа, осталась и черепаха; когда она истлела, жилы остались натянутыми под кожей, и когда Меркурий ударил по ней, - она издала звук, и тогда Меркурий по образцу ее сделал лиру и передал Орфею, который очень любил вещи подобного рода.
9. Считается, что он этим искусством мелодического пения увлекал не только зверей, но и камни и леса. Лиру музыканты вследствие любви к этому искусству и славы песен поместили в своих вымыслах даже среди созвездий.
10. Тимпан есть шкура или кожа, натянутая с одной стороны на дерево. Хор - простая шкура с двумя медными трубками: в первую вдувается [воздух], через вторую возникает звук.
11. Кимвалы - это тарелки своего рода, которые ударяются друг о друга и издают звук. Именуются они кимвалами потому, что ударяются вместе. (Звучными кимвалами должны почитать мы губы наши, которые заслуженно среди музыкальных инструментов почитаются, ибо и похожи они на кимвалы и через них человеческие голоса издают прекраснейшую гармонию).
12. Систр назван по изобретательнице. Именно утверждают, что этот инструмент изобрела Изида, царица египетская. Ювенал говорит: "Изида поражает мои очи разгневанным систром". Потому женщины и играют на этом инструменте, что изобретательницей этого вида оказалась женщина; оттого и у амазонок систром призывалась в бой рать женщин.
13. Колокольчик имя свое получил от характера звучания, как и возникли слова "плескание" рук и "хлопанье" дверей.
14. Симфонией обычно зовется дерево, выдолбленное, с обеих сторон обтянутое кожей, и с обеих сторон музыканты бьют палками по коже, и получается приятнейшее созвучие низкого и высокого пения.
Isidor, Etymologiae. Liber III, cap. XV-XXIII. Приводится по изданию: MPL, t. 182, ,р. 163-169.

Перевод Л. Годовиковой

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу