ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

СРЕДНИЕ ВЕКА
Теоретики музыки

Маркетто Падуанский
нач. XIV века

        О жизни итальянского теоретика музыки Маркетто не сохранилось почти никаких достоверных сведений, кроме того, что он жил в Падуе, от чего и получил прозвище - Padavinus.
        Маркетто Падуанский - автор двух музыкальных трактатов - "Луцидариум" (1274) и "Помериум" (1308). Первый из них состоит из шестнадцати глав и содержит определение и классификацию музыки, учения о тонах, консонансах и диссонансах. Второй состоит из трех глав, в которых идет речь о нотации и длительностях т. н. cantus figuratus.
        В этих сочинениях Маркетто Падуанский выступил как теоретик и последователь музыки Ars novia. Он широко допускает хроматику, мелкие длительности, свободное развитие голосов.
        Он один из первых музыкальных теоретиков средневековья, кто говорит о красоте музыки, посвящая этой проблеме специальную главу. "Среди искусств, - говорит Маркетто, - музыка - наиболее красивое [занятие]".
        Сочинения Маркетто Падуанского подготовили почву для возникновения в Италии эстетики Ренессанса.


Lucidarium

        Глава I. Об изобретении музыки. О том, каким образом Пифагор изобрел музыку, упоминает Макробий во второй книге. По его словам, Пифагор, случайно проходя по улице, услышал, как кузнецы бьют молотами по раскаленному железу, и слух его вдруг воспринял этот звук так, как будто бы тот имел внутри себя определенные соотношения, при которых высокий (acumina) [звук] находился в созвучии с низким звуком (gravitati), так что и тот и другой [звуки] оставались для слушателей разделенными определенным образом и из различных ударов рождались созвучия. Он заставил кузнецов изменить молоты, и, когда это было сделано, различие звуков, исходя от людей, передалось молотам. После того как он изучил разницу веса в каждом отдельном случае, он приказал сделать молоты побольше и от изучения молотов перешел к изучению струн. Он натянул овечьи кишки и жилы быков, привязав к ним различные грузы, по образцу [веса] молотков, которые он изучил раньше. Из этих созвучий впервые получилась музыка, и притом такая приятная, какой ее сделала певучая природа струн.
        Итак, Пифагор, овладев столь важной тайной, изобрел числа, с помощью которых появились стройные (consoni) звуки. Расположив их в таких соотношениях, в которых они звучали, он перешел к созданию [теории] музыки. Так рассказывается здесь [т. е. у Макробия]. Но, как говорит Туллий [Цицерон] в четвертой главе первой книги "Тускуланских бесед", сам он [Пифагор] пользовался струнами и пением. Цицерон говорит, что пифагорейцы, по слухам, имели обыкновение некоторые части своего учения излагать в скрытой форме в песнях и с помощью пения и струн приводить в спокойное состояние свои мысли, возбужденные усиленным размышлением.
        Глава II. О красоте музыки. Среди искусств музыка - наиболее красивое. Об этом говорит Ремигий: величие музыки захватывает все живое и все неживое, ее без конца прославляют сонмы ангелов, архангелов и всех святых. Боэций в своем "Прологе" пишет: ничто так не свойственно роду человеческому, как [способность] создавать приятные размеры (modis) и соединять [их] с противоположными. И это свойственно не только отдельным занятиям и возрастам, но распространяется решительно на все науки. Дети, юноши и даже старики естественным образом стремятся добровольно заняться музыкальными размерами, и вообще нет возраста, который не наслаждался бы сладкозвучным пением.
        Музыку можно уподобить удивительному растению: ветви ее красиво расположены в виде числовых соотношений, цветы - виды созвучий, плоды ее - приятные гармонии, доведенные до совершенства с помощью самих созвучий. Об этом говорит и Бернард: музыка есть нечто единственное, всеобъемлющее, ее величие с божьего соизволения постоянно приводит в движение все, что движется в небе, на земле, в море, в голосах людей и животных, в росте тел, она движет годы, дни, время.
        Глава III. О пользе музыки. Согласно Исидору, без музыки ни одна наука не может быть совершенной, ведь без нее ничто не может управляться. Лишь только Давид ударял [по струнам] кифары, как Саул освобождался от нечистого духа, и это получилось благодаря нежности музыкального звука. О пророке Элисии мы читаем: на вопрос царя, не чувствует ли он теперь, что лишился пророческого духа, он приказал принести к нему псалтерий и, как только он начал играть на нем, тотчас почувствовал, что на него снизошел пророческий дар, и он стал пророчествовать. Ведь мы ежедневно видим пользу звуков, производимых рогом, трубой и другими инструментами, в сражениях. Подобным же образом полезно это для души. И Пифагор говорил, что наш мир создан с помощью музыки и может ею управляться, так как все, что внутри пульсирует в наших жилах, явно связано свойствами с гармонией при помощи музыкальных ритмов. Боэций говорит: ведь нет лучшего пути знания к душе, чем тот, что раскрывается с помощью слуха.
        Глава IV. О суждениях о музыке. О музыке нельзя судить только по звуку, так как чувство слуха может обмануть, так же как и прочие телесные чувства. Ведь обманывает чувство зрения, если провести прямую линию под водой и она представляется глазам изломанной. Также часто обманывает и чувство слуха, если звук берется вне всякого рассуждения и соотношения. Об этом говорит Боэций: недостаточно зрением определять цвета и формы, если не изучены их свойства; таким же образом недостаточно получать удовольствие от звуков пения, если не изучено, каким образом связано между собой соотношение голосов. Суждение о музыке и ее свойствах заключается в счёте (ratio) чисел, которые в ней самой [т. е. музыке] располагаются так, как приказывает сама госпожа [музыка]. Ведь говорит Фелиний: истинность музыки заключена в числовых соотношениях.
        Глава V. Что представляет собой музыка. Музыка - это замечательное искусство, звучание которого распространяется в небе и на землю. Также музыка - это наука, которая состоит в числах, соотношениях, количествах, мерах, связях и созвучиях. Гвидо говорит: музыка - это движение голосов с помощью арсиса и тесиса, т. е. повышения и понижения.
        Глава VI. Откуда произошло название музыки. Название музыки произошло от слова "моис" (moys), т. е. воды, так как она была изобретена у воды, как говорит Ремигий. Подобно тому как нельзя дотронуться до воды без того, чтобы она не пришла в движение, так и нет такой музыки, которую нельзя было бы не слышать. Ведь он сам говорит: моис - это родовое название, которое обозначает воду. Ведь вода очень нужна для музыкального звука, как это видно на примере трубок органа, которые наполняются водой, чтобы издавать звук.
        Глава VII. О делении музыки. Хотя всякая модуляция голоса и звука и всего, что воспринимается слухом, есть музыка, так как с ее помощью создается, их теория (ratio), однако нужно знать, что "музыка" - это родовое название и приведенное выше определение есть определение рода. И потому, что это род, он имеет виды. Нужно знать, что по видам музыка делится на гармонику, органику и ритмику, и обо всем этом нужно будет сказать. И так как гармоника называется в первую очередь потому, что она естественным образом образуется в голосе человека или с помощью самого человека, поэтому рассмотрим ее в самом начале.
        Глава VIII. О гармонике. Гармоника есть то, что создается с помощью звука или голоса, т. е. с помощью человека и животных. Как ясно из предыдущего определения, нужно рассмотреть, что представляет собой звук и голос, в котором первый заключен. Ранее рассмотренная гармоника, насколько она имеет отношение по всему прочему, имеет отношение и к двум другим видам музыки; ведь все то, что можно петь с ее помощью, может воспроизводиться также и с помощью органики и ритмики. Только в одном она отличается от них: она может существовать только в виде звука, каким является голос человека или животного.
        Глава IX. О звуке, т. е. голосе. Звук, то есть голос, происходит от частого движения воздуха, поколебленного дыханием; он способен восприниматься на слух, образуется только у живых существ (animalis) с помощью естественных инструментов. Естественных инструментов голоса шесть: это - легкие, горло, нёбо, язык, передние зубы, губы, хотя некоторые животные могут воспроизводить звуки без некоторых из них, например птицы, у которых нет зубов, но вообще есть необходимые инструменты для образования звука - легкие, горло, нёбо, язык и губы. Ведь без них звук, т. е. голос, никоим образом не может быть образован. Ведь, во-первых, дыхание исходит из легких, во-вторых, проходит через середину горла, в-третьих, касается нёба, в-четвертых, оно разбивается языком, так что становится различным, в-пятых, с помощью прикосновения того же языка оказывается рядом с зубами и, в-шестых, надлежащим образом управляется губами.
        Глава X. Откуда произошло название голоса. Голос - это следующее. Его название (vois) происходит от слова "звучать" (vocando), так же как "вождь" - от слова "вести" (ducendo). Также "голос" называется потому, что с его помощью обнаруживается признак (nota) ума. Поэтому философ сказал: ведь то, что проявляется в голосе, происходит от тех страстей, которые обитают в душе, и это [обозначается] нотами.
        Поэтому правильно называется нотами то, что значится в пении и что происходит от голоса. Ведь она [нота] есть некий знак, несущий в себе значение качества, которое таким образом мы и должны воспроизвести.
        Глава XI. Сколько существует видов голоса. Нужно заметить, что голоса бывают расчлененные (articulata - членораздельные) и обозначаемые буквами, нерасчлененные и не обозначенные буквами, расчлененные (articulata) и не обозначаемые буквами (inlitterata), нерасчлененные (inarticulata) и обозначаемые буквами (litterata). Голос, расчлененный и обозначаемый буквами, - это то, что можно понять и записать, как, например, "Петр", "Мартин". Нерасчлененный и необозначаемый буквами - это то, чего нельзя понять и записать, как, например, рычание льва, мычание быка. Расчлененный и необозначаемый буквами - это то, что можно понять, но нельзя записать, как, например, свист человека и стоны больных; ведь хотя все это записать нельзя, однако смысл понять можно: мы понимаем, что свистом человек успокаивает какое-нибудь животное или зовет его. По стонам больных мы узнаем об их страданиях. Нерасчлененный и обозначаемый буквами голос - это то, чего нельзя понять, но можно записать, например голоса животных, издающих крики "кра-кра", "ку-ку"; хотя и можно записать произнесенные ими [звуки], но мы их совершенно не понимаем. Мы считаем, что к гармонике имеют отношение из всех этих голосов только расчлененные и обозначаемые буквами, т. е. то, что можно понять и записать.
        Глава XII. Об органике. Органика - это такой вид музыки, который осуществляется с помощью звука, не являющегося голосом; он получается от дыхания человека или дуновения воздуха, как в тибиях, кимвалах, фистулах, органе и им подобных. Для определения этого прежде рассмотрим, что такое звук, не являющийся голосом.
        Глава XIII. О звуке, который не является голосом. Звук, который не является голосом, может образовываться даже без помощи естественных инструментов, но только с помощью дуновения и движения поколебленного воздуха, как во всех искусственных инструментах. В некоторых из них получается такой звук с некоторым придыханием, как, например, в трубе и органе. И так как звук, являющийся голосом, ближе к совершенству, чем звук, не являющийся голосом, поэтому с помощью такого звука могут звучать некоторые инструменты, как, например, труба и кимвалы, и тогда в названных инструментах образуется звук, который не является голосом. И такой звук, не являющийся голосом, воспроизведенный на вышеназванных и подобных им инструментах, с помощью толчка или дуновения воздуха также имеет отношение к органике. Но звук, который получается не с помощью дуновения или колебания воздуха, но с помощью удара, т. е. все ощутимое, за исключением вышеназванных звуков, как, например, удар по струнам, по колокольчику, шум шагов и подобное этому, - такой звук, не являющийся голосом, говорят, имеет отношение к ритмике.
        Глава XIV. О ритмике. Ритмика - это такой вид музыки, который осуществляется с помощью звука, не являющегося голосом. Такой звук получается без участия дыхания, как было показано выше. Он получается на монохорде, псалтерии, колокольчике и подобных им инструментах.
        Глава XV. О делении современной музыки. Но при этих трех видах музыки существует деление на музыку ровную (musica plana) и размеренную (musica mensurata). Музыкой ровной называется любой вид пения, который изображается и осуществляется без какой-либо меры времени и ограничения в знаках, но, как кому угодно, тот так ее обозначает и воспроизводит. Размеренная (mensurata) музыка - это любой вид пения, размеренного по времени, все фигуры которого ограничены названием, фигурой и сущностью количества, и, ограничив себя этим, мы должны исполнять музыку, которая размечена подобными знаками. И мы не можем ничего ни увеличить, ни уменьшить в соответствии с формами и названиями самих фигур. Об этой размеренной музыке мы не будем сейчас говорить, так как мы с божьей помощью предполагаем подробно описать все ее случаи в другом сочинении. А выше было сказано, что музыка есть наука о числах, соотношениях, созвучиях, связях, мерах и количествах. Все это требует рассмотрения.
        Глава XVI. О самом главном роде и самом главном виде музыки. Главный род в музыке - это рождение главного пения музыки (contandi generalis), не ограниченное каким-либо специальным образом, но вбирающее в себя всякую разновидность [музыки], будет ли эта разновидность гармоникой, органикой или ритмикой, будет ли она ровной (planum) или размеренной, а все это является видами вышеназванного рода. Эти виды подразделяются на другие виды, т. е. на хроматический, диатонический и энгармонический, а это самые главные виды, потому что далее они уже не дробятся, подобно виду "человек", который является самым главным видом. Однако вид человека проявляется самым разнообразным способом, хотя он является самым главным видом, но служит и в качестве родового определения, когда говорят о роде человеческом. Также и эти виды - хроматический, диатонический и энгармонический - хотя и являются самыми главными видами, однако вообще берутся в музыке как роды, и, так как о названных хроматическом, диатоническом и энгармоническом [видах] нельзя подробно говорить, не касаясь прежде тона, хотя сам он построен на полутонах, поэтому сначала следует рассмотреть, что такое тон и каким образом он членится с помощью чисел.
Приводится по изданию: Gerbert, t. III, p. 65-70.

Перевод Л. Годовиковой

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу