ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ - БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

ЦЕРКОВЬ И НАРОДНАЯ МУЗЫКА

Церковные интердикты

        Давид пел в псалмах, и мы поем с Давидом и поныне. Давид пользовался кифарой, струны которой безжизненны, церковь же применяет кифару с живыми струнами; наши языки - это струны: они провозглашают разные звуки, но единую любовь. Употребление инструментов было тогда дозволено евреям их слабости ради.
Лаодийский собор (367 год).

        Все те, кто танцует перед святыми церквами, мужчины, переодевшиеся женщинами, или женщины, переодевшиеся мужчинами, будут подвергнуты трехгодичному наказанию.
Церковный собор в Брагансе (572 год).

        Подлежит искоренению нерелигиозное обыкновение, которое установилось у народа во время празднования дня святых, а именно: народ, который должен ждать службы, проводит время в пляске и срамных песнях.
Постановление собора в Толедо (589 год).

        Все находят до странности неприличным, когда в церковных посвящениях и в праздники мучеников создается большое количество женских хоров, чтобы петь безбожные и непристойные стихи в то время, когда молитвы и слушания псалмов, рассказываемых священником, должны были бы быть единственной обязанностью [верующего]. Итак, священнослужители должны запрещать, чтобы [подобные пения] устраивались в центре церкви, возле портика или у крытого входа, а если будут сопротивляться, то надо употреблять отлучение от церкви или другие дисциплинарные наказания.
Церковный собор в Шалоне (ок. 650 года).

        То, что называют "Calendes, Voeux, Brumaires", и собрания первого дня марта будут отныне уничтожены, так как такова наша воля. Что касается этих публичных женских танцев, источников зла и разрушения, и этих хоров и мистерии от имени фальшивых богов и язычников, мужчин и женщин, имеющих приверженность к древним обычаям, совершенно чуждым христианскому образу жизни, мы их категорически запрещаем и приказываем, чтобы ни один мужчина не переодевался в женщину и ни одна женщина не переодевалась мужчиной; чтобы никто не представлял персонажей из комедий и трагедий; чтобы никто, когда виноградари делают вино в чанах, не взывал к мерзкому имени Бахуса; и чтобы в то время, когда разливают вино в бочки, никто не смел смеяться над работой, отмеченной печатью лжи и безумия, что будет только доказательством невежества и тщеславия. Итак, каждый, кто отныне нарушит предписания хоть один раз, если это будет духовное лицо, - будет лишен своего поста, если же это мирянин, - будет лишен причастия.
Церковный собор в Константинополе (692 год).

        Человек, впускающий в дом свой гистрионов, мимов и плясунов, не знает, какая большая толпа нечистых духов входит за ними следом.
107-е письмо Алкуина (ок. 721 года).

        Необходимо, чтобы все светские почести, как-то: охота, светское пение, развлечения без конца и без меры, - не были бы в обычае церковнослужителей.
Церковный собор в Акиле (791 год).

        Священнослужители должны воздержаться от всех увеселений слуха и зрения, которые уменьшают душевную силу, от всего, что может напоминать какую-либо музыку или что-либо другое, подобное этому, так как посредством этих увеселений в сердце проникает множество пороков. Следовательно, необходимо не только отталкивать от себя, но также убеждать верующих изгонять непристойные и срамные игры гистрионов и фигляров.
Церковный собор в Type (813 год).

        Мы решительно протестуем против того, чтобы в церквах пели бесчестные и сладостные песни.
Майенский собор (813 год).

        Борцы и их дети, музыканты и прочие все, рожденные нечестно, - все бесправны. Музыканты и фигляры - не люди, как все прочие, ибо они лишь вид людей имеют и почти мертвым подобны.
Из "Саксонского зерцала", IX.

        Они [ваганты] никого не боятся. Они любят наслаждения и предаются, как животные, разврату; они больше похожи на гиппоцентавров, чем на людей.
Постановление собора в Майнце (813 год).

        Мы должны совершенно не походить на гистрионов, кои со своим соблазнительным радостным пением вовсе не понимают подлинной природы радостного пения.
Арибо Схоластик (XI век).

        Весьма невероятная вещь коснулась ушей наших, а именно, что вы настолько чужды сладости грегорианского пения, что вовсе расходитесь не только с близко расположенным [папским] престолом, но и со всей почти западной церковью. Все церкви Запада с жадностью и горячей любовью приняли традиция Григория. Итак, под страхом отлучения приказываем, чтобы вы в отношении чтения и пения придерживались именно того, что преподал Григорий и чего мы придерживаемся.
Лев IV, папа (847-855), послание к аббату Гонорату.

        Запрещайте песни и пляски женщин в церкви; избегайте дьявольских песен, которые простой народ обычно поет в ночные часы над мертвыми, и народный смех и хохот.
Лев IV, из послания к епископам.

        Существуют люди, и в особенности женщины, которые в праздничные и священные дни и в дни святых, не имея правильного понятия об их святости, прославляют их плясками, непристойным пением и собраниями, на которых они либо сами председательствуют, либо принимают в них участие; все это - языческие обычаи. Эти лица, приходя в церковь с небольшим" грехами, уходят из нее с более серьезными. Вот на что священники должны осторожно обратить внимание своих прихожан и предупредить их, чтобы они приходили в церковь только для молитвы, потому что в противном случае не только губишь душу, но увлекаешь к тому же и других.
Римский синод (826 год).

        Беглые, песенники, праздношатающиеся, фигляры и все люди этого рода будут наказаны ударами кнута и ремня.
Духовные законы Кенета, короля Шотландии (840-855).

        Когда по поводу какой-либо годовщины собираются в доме священника, должны вести себя благопристойно и сдержанно, не слишком много говорить, не петь грубых песен и не разрешать, кроме танцовщиц, изображающих Иродиаду, в вашем присутствии непристойных игр.
Распоряжение Готье, епископа Орлеанского (858 год).

        Между тем в церкви устраиваются театральные игры и беснования в масках, но на некоторые праздники священники, диаконы и иподиаконы производят игрища безумия своего.
Григорий I, папа, Decretalia, III, 12.

        В школах надлежит, наподобие наших предшественников, учить церковному пению, если возможно, так как от долгого перерыва в этом обучении в большинство церквей вторглось невежество в делах веры и всей науки.
Постановление собора в Валенсии, (855 год), канон 18.

        Часто бывает, что, отыскивая для церковной службы приятный голос, не заботятся, чтобы была соответственная жизнь, чтобы певец убеждал бога своей нравственностью, в то время как услаждает народ своей музыкой. Поэтому настоящим декретом постановлено, что слуги алтаря в церкви не должны петь, а только читать евангелие между мессами; псалмы же и прочие пусть исполняют субдиаконы или, если необходимость окажется, и носители низших санов. Кто же дерзнет переступить этот декрет мой, да будет анафема.
Из папского декрета. Цит. по сочинению Регино из Прюма, Tonarius, II, 2.

        Мы запрещаем женщинам собираться для того, чтобы петь и танцевать; входить на кладбище и другие священные места, какие бы знаки почитания ни были бы в обычае. Монахини не должны возглавлять процессии, которые с песнями и танцами ходят вокруг церквей и часовен, ни в их собственных монастырях, ни в других местах; это то, что мы также не считаем возможным разрешить и мирянам, ибо, как говорит св. Григорий, лучше в воскресенье пахать землю, чем водить хороводы.
Церковный собор в Париже (1212 год).

        Священники и священнослужители не имеют права присутствовать на каких бы то ни было зрелищах, на пирах или на свадьбах. Они должны подняться и удалиться раньше, чем появятся фимелики, т. е. гистрионы, музыканты и мимы.
Постановление Аахенского собора (1216 год).

        Дошло до нас, что некоторые монахини устраивают в известное время года открытые продажи своих вин и, дабы увеличить спрос на них, вводят сами или разрешают входить в ограды особам нечистым, нечестивым, как-то: скоморохам, гистрионам, игрокам в кости, сводням и непотребным женщинам; что и воспрещаем.
Из постановления графа Раймунда, графа Тулузского и папского легата (1233 год).

        Скрипачи, барабанщики и как они там все называются, свою честь продающие, к сожалению, отпали от нас. Пока ты его слушаешь, он говорит про тебя лучшее; отвернешься от него - говорит про тебя самое плохое; они бранят людей, которые хороши перед богом и людьми, и хвалят тех, кои во вред и богу и людям живут. Ибо вся их жизнь на грех и позор направлена и они не стыдятся никакого греха. И то, что сатана произносить не дерзает, то говоришь ты, музыкант, и, что он сваливает в тебя, повергаешь из уст своих. Горе, что ты крещен был! Как отрекся ты от крещения и христианства! Давая тебе, каждый согрешает, и подающие тебе наказаны будут богом в судный день. Прочь отсюда, если ты где-либо здесь находишься, ибо ты нами отвержен за свое мошенничество и непотребство! А посему уходи к подобным тебе отверженным дьяволом твоим товарищам, от коих ты и наименования свои получил.
Бертольд Регенсбургский (ум. в 1272 году), проповедь.

        Поелику танцы, кии обычно в день избиения младенцев в некоторых церквах устраиваются, обычно причиной ссорам и беспокойству не только в прочее время, но даже и во время священнослужения являются, мы впредь запрещаем сии забавы под страхом отлучения. Также запрещается создавать епископов на этом празднестве, ибо в доме господнем сие лишь поводом для смеха и осмеяния епископского достоинства является.
Собор в Коньяке (1260 год), канон II.

        В деревне Оссемер в среду на пятидесятнице приходской священник стал для танцев играть на виоле, удар молнии поразил его в руку, водившую смычком, и вместе с ним убил двадцать четыре человека.
"Chronicon Brunsvicense", 1203 год.

        Людей, имеющих музыкальные инструменты для услаждения людей, существует два рода. Одни посещают общественные места попоек и разгульные сборища для того, чтобы петь там распутные песни, - такие люди подлежат осуждению, как все, кто людей к распутству побуждает. Но есть другие, именуемые жонглерами (joculatores), деяния князей и жития святых воспевающие; они людям дают утешение в их скорбях и невзгодах и не совершают позорных деяний, как плясуны и плясуньи. Таковые, как свидетельствует Александр-папа, терпимы могут быть.
Документ XIII века.

        Сей инструмент [орган] единственный, которым пользуется церковь при различных песнопениях, прозе, секвенциях, гимнах; излишества гистрионов побудили отбросить употребление прочих инструментов.
Иоанн Эгидий (XIII век), - Gerbert, II, 388.

        Священникам запрещается под страхом отлучения от церкви устраивать сборища, чтобы танцевать и петь в церквах или на кладбищах. Мы предупреждаем католиков, чтобы к этому больше не возвращаться, потому что св. Августин сказал: "Лучше в праздник рыть и пахать землю, чем танцевать". Действительно, о том, какой тяжкий грех танцевать н петь в святых местах, можно судить по строгости уставов, которые это запрещают. И если люди танцуют перед святыми церквами, и если даже потом они раскаиваются, они подвергаются трехгодичному наказанию.
Церковный собор в Байе (1300 год).

        Именем короля.
        Мы запрещаем под угрозой денежного штрафа или заключения на хлебе и воде всем рассказчикам (mеnestrels de bouche), составителям рассказов и песен и менестрелям, буде они сами рассказывают или рассказ другого на инструменте сопровождают на открытых площадях или же рассказы, стихи, или песни сочинять, говорить или петь, в коих о папе, короле, нашем господине, иди наших французских вельможах упоминалось бы касательно единства церкви или путешествий, которые сии совершали или совершать собираются.
Указ французского короля, сентября 14 дня 1395 года.

        Во время божественной службы ряженые с чудовищными харями или в одеждах женщин, сводников, гистрионов пляшут на месте хора церковного; поют бесчестные песни; едят жирные колбасы на углах алтаря, рядом со священнослужителем; там же играют в кости; кадят зловонным дымом от кож, взятых со старых подошв, и скачут по всей церкви и не стыдятся своих срамных плясаний и скаканий; после того заставляют себя возить в грязных телегах и повозках по городу и дают зрелища омерзительные, на смех всем желающим и участвующим, с отвратительными телодвижениями, произнося бесстыдные и позорные словеса. О многих других позорных деяниях стыдно душе вспомнить и рассказывать противно, но, как мы из верного источника узнали, в этом году во многих местах подобное происходило.
Послание богословского факультета г. Парижа, 12 марта 1444 года.

        Мы отрицаем и запрещаем в хорах наших церковных шутовские голоса (histrioneas voces), щебечущие, альпийские или горные, громоподобные или свистящие, ржущие по-ослиному, мычащие или блеющие наподобие овец; запрещаем женские голоса, всякую фальшь в голосах, тщеславие всякое или нововведения, ибо все это больше отзывается суетой и глупостью, чем религией.
"Institutio de modo psallendi", - Gerbert, 1,8.

        Да не входят в церковь гистрионы и мимы для игры на тимпанах, китарах и прочих музыкальных инструментах.
Ланский собор (1528 год).

        Шпильманы и жонглеры - не люди, как другие, ибо они лишь видимость людей имеют и уподобить их мертвецам следует.
"Саксонское окружное и ленное право" (1537 год), глава III, 45.

        Пусть епископы обуздывают игру на органе, чтобы можно было слушать те слова, которые поются, и чтобы души слушавших обращались к славословию бога священными словами, а не любопытными, интересными мелодиями.
Постановление собора в Толедо (1566 год).

        Пий IV (1559-1566), первосвященник суровый, заметив, что в его время пение и музыка в церковных святилищах ничем иным не были, как только некоторыми изящными диминуциями и бесподобным повторением слов, отчего не получалось никаких плодов благочестия, постановил предложить вселенскому собору в Триденте изгнание музыки иа святых храмов.
Л. Крезолль, Musagogus (1629 год). Цит. по кн.: К. Weimann, Das Konzil von Trient und die Kirchenmusik, 1919, S. 90.

        Когда на 24-м заседании решалось исключение нежнейшей гармонии из храмов, он * (* Император Фердинанд I, которому через его представителя было направлено суждение собора. - Прим. перев.) пожелал, чтобы не было запрещено пение, именуемое фигуральным, понеже оно часто вызывает благочестивую настроенность.
        Не допускать вовсе в церквах такой музыки, где на органе (и на других инструментах) или в пении примешивается нечто развратное или нечистое, а также не допускать никаких светских деяний, пустых и светских разговоров, гуляний, шума, криков, дабы дом божий поистине казался бы и мог бы называться домом молитвы.
        Все подлежит таковому устроению, дабы служение мессы ровным голосом, т. е. хоралом, ясно и во благовремение отправляемое было. Когда же служение это сопровождается фигуральной музыкой и органами, в этой музыке не должно быть примешано ничего светского, а только гимны и хвалебное пение.
        Все значение музыки не в том состоять долженствует, чтобы бесплодное удовольствие слуху доставлять, а в том, чтобы слова всеми восприниматься могли и чтобы сердца слушающих охватывало стремление к небесной гармонии и к созерцанию радостей блаженных.
VIII кансы Тридентского собора. 17 сентября 1562 года.

        Тридентские отцы согласны были в том, что следует запретить в церкви полифоническую музыку.
Лелио Гвидичьони, письмо к епископу Суарецу. (1555 год).

        Что же касается музыки * (* т. е. полифонической музыки, а не грегорианского хорала. - Прим. перев.), то решение Тридентского собора было запретить ее повсюду; соответствующий декрет был составлен и послан императору Фердинанду, который, обсудив его в своем совете, почтительнейше сообщил отцам соборным, что если музыка кое-кому и вредна, то он уверен, что бесконечному числу людей она полезна, и не думает, что надо вовсе устранять то, что само по себе для многих может быть благом, а лишь упорядочить. Собор принял во внимание его выступление и уничтожил декрет.
Священник Гренкола, Commentaire historique (1727 год).

        Так как на этом святом соборе будет иметься суждение о том, чтобы служба шла не так стремительно, но с тем благочестием и духовным вниманием, чтобы с таким вниманием и вразумительностью все пелось и читалось, чтобы сердечность была и чтобы бог почитался не столько устами, сколько сердцем. Так как подобная стремительность службы обусловливается больше всего чрезмерно длинными молитвами и пением, которым даже духовенство доводится до скуки, нужно подумать об отсечении таковых скучных длиннот и о сокращении на радостную потребность; лучше спеть пять псалмов с чистым и спокойным сердцем и с ясностью душевной, чем спеть весь псалтырь целиком с беспокойством и тревогой в сердце.
Предложения собору со стороны императора Фердинанда.

        Победило мнение Ахалы, епископа севильского, чтобы уничтожить неподобие в церкви - запретить в музыке и пении все развратное и нечистое. Шла речь еще о совершенном изгнании музыки из церковной службы; но большинство и в особенности испанцы хвалили ее, как издавна существующую в церкви и как очень приятное орудие для внедрения должным образом в души чувства благости во всех тех случаях, когда сохранение музыки и смысл слов благочестивы и музыка не мешает разуметь слов.
Из протоколов заседания Тридентского собора.

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу