БИБЛИОТЕКА

Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения

© "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966
© Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Реформация в Германии

Меланхтон
1497-1560 годы

        Известный религиозный реформатор, мыслитель и педагог Филипп Меланхтон (настоящее имя - Шварцерд) является крупнейшей фигурой немецкой Реформации. После смерти Лютера он возглавил немецкий протестантизм. В семнадцать лет окончил Тюбингенский университет и стал преподавать классическую филологию в Виттенберге.
        Меланхтон тесно связан с гуманистическим движением. В своей реформаторской деятельности он пытался сочетать лютеранство с гуманистической этикой Эразма Роттердамского. Выступая с реформой школьного воспитания, он ввел в систему образования такие дисциплины, как логика, риторика.
        Большое внимание он уделял и проблемам музыки. О музыке он пишет в статьях "Похвала музыке", "О музыке", говорит в речи "О свободных искусствах" (1517). В этих заметках своеобразно переплетаются христианские и античные представления о музыке, о ее значении и роли в жизни человека. Особый интерес представляет сравнение Меланхтоном музыки с арифметической, геометрической и гармонической пропорцией.


Похвала музыке

        Все творчество человека полно великих чудес, в которые человеческому разуму не только не дано проникнуть и вполне познать, но даже невозможно их все исчислить. Удивительно устроены чувства, но еще более достойны удивления мышление и воображение, формирование образов, размышление, суждение, память, врожденные представления, равно как и то, что указывает на содеянное правильно и неправильно, - скорбь сердца, которая является как бы мстителем за преступления. Мы знаем, что все это существует, но не постигаем, каким образом происходит, с помощью какого соответствующего движения духа и ума. Но все устроено так, чтобы мы знали, что этот мир образовался не из случайного слияния атомов Демокрита, а в результате великого замысла и высшего искусства создателя, его неизмеримой мощи, мудрости и благости. Следовательно, чувство гармонии является доказательством того, что все это строение, в котором существует с необходимостью даже нечто единственное, - от бога. Ум, рассудок, сердце испытывают приятное от согласованного звучания и влекутся к различным настроениям - к тихим и бурным движениям, к ликованию и унынию, - подобно Александру, который, заслышав звуки музыки, возбужденно вскакивал, словно стремясь броситься в бой, и безмолвно возвращался на место, когда мелодия стихала. Мы чувствуем, что все это именно так происходит. Мы не знаем, почему размеренность звуков имеет как будто некую силу над умом, рассудком и сердцем, но мы понимаем, что так уж устроена богом человеческая природа, что гармонические звучания не случайны, а составлены с определенными целями при помощи гармонической пропорции, в которой как раз и проявляется особая мудрость. Многообразно использование арифметических пропорций - и в физике, и при заключении контрактов. Так, при питании натура преобразуется настолько, сколько она смогла присоединить к себе и усвоить. Также и при составлении контрактов: если фунт воска будет стоить одну драхму, то десять фунтов будут стоить десять драхм. Здесь очевидно использование арифметической пропорции, с которой, как говорили в древности, сходна демократия: ведь при демократическом устройстве должностные лица избираются из всех граждан, без различия происхождения, состояния и трудолюбия. Очень широко распространено также и применение геометрической пропорции, например в искусствах и должностях, где сопоставляются одновременно и лица, и их качества: подобно тому, например, как Сципион способен командовать военными делами, так Лелий подходит для должности сенатора. Здесь и лица, и обязанности различаются по степеням. Вот почему эту пропорцию в древности сопоставляли с аристократией, в которой предпочитают тех, кто отличился трудолюбием и заслугами в каком-либо роде, остальными же людьми пренебрегают. И Платон говорил, что жизнь людей блаженна там, где бог, уделил управлению и властям немного геометрической пропорции. Так, если Фемистокл несведущ в музыке, пусть будет сенатором; Тимофей же, музыкант, пусть учит музыке. Различение этих степеней полезно для жизни, как понимают все здравые люди. Когда при демократии этого не соблюдают, выбирая музыкантов из всех без различия, из моряков и поденщиков, то очевидно, что такое равенство губительно. Но где же вне этих гармонических соотношений можно заметить в физике, или в контрактах, или в нравах использование гармонической пропорции? Я с трудом нахожу примеры. В древности указывали на олигархию: ведь подобно тому, как в ряде чисел, среди которых не существует отношения подобия (например, 6, 4, 3), но, однако, существует пропорция подобия различий, так и в олигархии управители различаются происхождением, состоянием, заслугами, однако обладают одной и той же властью, образуя, так сказать, некое созвучие. Но мне кажется более правильным отнести сравнение гармонической пропорции к церкви, в которой не существует общности без различения всех честных людей от преступных, которые такими остаются. Там не делают выбора на основании геометрической пропорции - по добродетели и заслугам, нет, там имеет силу сладчайшая гармония музыки, ибо церковь - общность отличающихся, прекрасных и искаженных, Иосифа, Давида и разбойника на кресте. Но они образуют общность таким образом, чтобы существовала пропорция согласующихся различий, а именно созвучие в познании сына божия и веры. И если кто-либо все это более тщательно обдумает, он заметит, что в каждом роде пропорций выявляется мудрость, достойная удивления. Физика больше всего требует арифметического равенства, управление людьми - геометрического, для церкви же характерна гармония. Ведь именно музыку господь предназначил роду человеческому для того, чтобы объединяться пением и сообщать другим истинное учение о сущности и воле божьей, а вместе с тем и закреплять его в памяти, ибо запоминание с помощью песнопений сохраняется дольше; музыка предназначена также возбуждать чувства, соответствующие христову учению, и поэтому в храмах истинной церкви она всегда должна и сохраняться, и почитаться. Итак, господь хотел, чтобы сама гармоническая пропорция была отображением церкви, образующейся из стечения людей, различных по достоинству, но составляющих созвучие в их вере. Существуют, далее, и другие соотношения. Наконец, подобно тому как господь хочет, чтобы правители поддерживали прочие искусства, полезные церкви, так он хочет, чтобы они поощряли и занятия музыкой.
Philippi Melanchtonis, Opera quae supersunt omnia. Halix Saxonum, v. X, 1842, p. 94-96.

О музыке

        Дух святой в Давиде и Елисее приходил в волнение под воздействием музыки. И мы волнуем пением наши умы, чтобы они, возбужденные, лучше усвоили смысл этих песнопений. И в других мы разжигаем это усердие к пению, чтобы побудить их к познанию Христа через размышление и чтобы учение христово перешло к потомкам также и с такого рода помощью. Человеку свойственно в скорби либо успокаивать пением волнение души, либо ободрять себя размышлением о смысле того, что поется, и этот смысл посредством приятного пения глубже западает в душу. Кто же из нас настолько груб, чтобы не взвеселило его пение соловья в дубровах либо голос и одновременно удивительным образом устремленный в небо полет жаворонка в полях? Они напоминают также нам, чтобы мы, ликуя, с подобным же усердием прославили господа-создателя и пропели бы ему искренние хвалы. Естественно, что умы не одичалые возрадуются еще гораздо больше, когда услышат в весенних садах, на цветущих лугах и холмах, поросших травой, пение благочестивых святых дев, среди хоров которых, как известно, бродят и поют ангелы божий, стражи их сонмов. Поэтому не станем следовать примеру тех, кто пренебрегает музыкой, но будем лучше побуждаться усердием к пению и, в свою очередь, собственным примером и очарованием песнопения станем воздействовать на юношество и народ, чтобы они с помощью этих музыкальных упражнений воспламеняли себя к размышлению о боге.
Там же, р. 96-97.

О свободных искусствах

        ...Разве есть что-либо достохвальнее музыки? Ведь музыка - способ изысканной гармонии, рождена ли она музыкальным инструментом или природой. И для многих музыка милее всех других искусств, потому что она настраивает на размышление и вместе с тем ведет к лучшей нравственности. Другие искусства возвышают наши умы к небесному, но лишь через музыку божественное нисходит с небес к человеческому. Именно по этой причине, как я полагаю, древние всюду придавали статуям богов музыкальные символы, словно для того, чтобы с их помощью боги пребывали с нами. Музыка направляет к хорошим нравам, ибо нет ничего более способствующего успокоению страстей живых существ. Да и что другое ты знаешь о лире Орфея? И что было установлено у пифагорейцев, как не исполнение од в сопровождении лиры? Клиний, прославленный муж из числа пифагорейцев, благоразумнейшим образом используя наставления учителя, каждый раз, когда душа его бывала взволнована по какой-либо причине, тотчас спешил к лире. Не единожды спрошенный, почему он именно так поступает, он отвечал не иначе, как следующими словами: "Я успокаиваюсь". Звуки музыки - это ведь и есть, собственно, голоса муз. Они служат честному устроению жизни, способствуют добродетели...
Там же, vol. XI, 1843, р. 11.

Перевод В. Володарского

вернуться к оглавлению

Вернуться на главную страницу